Реклама

печать фото нестандартных размеров в москве

Главная / Аналитика / Организация энергосбережения / Энергосервисные услуги

Энергосервисные контракты. Реализация потенциала энергосбережения

Обычно энерго-сервисная компания предлагает потребителю энергии - заказчику, целый комплекс сервиса, связанного со сбережением энергии: проектный, инженерный, технический, управленческий и финансовый. Смыслом этого сервиса является снижение затрат на энергию заказчика при сохранении эффективного использования энергии. За границей все это входит в рамки энергетического перформанс-контракта и использует различные льготы и другие финансовые стимулы, которые поощряют производителей в рамках добровольного ограничения потребления энергии (Demand Side Management = DSM). В статье приведена оценка ситуации Ивановым Геннадием Николаевичем, генеральным директором ЗАО "Энерго-Сервисная компания" г. Москва

Энергосервисные контракты. Реализация потенциала энергосбережения

Потенциал энергосбережения для предприятий бюджетной сферы

Предприятия должны быть поставлены в условия, когда энергоэффективность – единственно возможный вариант хозяйствования. Муниципалитет, региональные и федеральные органы власти в целях снижения бюджетных расходов должны добиваться снижения издержек на производство и доставку энергетических услуг. На сегодняшний день расходы по оплате использования ресурсов составляют около 85% от всех платежей по обслуживаю зданий и производств. Причем износ материальных активов в ряде случаев достигает по оценкам специалистов 60%. Такая картина довольно четко отражает необходимое направление движения – модернизация с уклоном в ресурсосбережение.

Однако, стоимость модернизации велика, а в ряде случаев колоссальна. В данном аспекте необходим вариант, которые позволит решить проблему осуществления модернизации без привлечения собственных средств предприятий. Это особенно актуально в бюджетной сфере, так как в ряде случаев в вопросах оплаты энергии они дотационные и потенциальный перевод на самоокупаемость, что уже обсуждается, как ближайшее будущее, может подорвать всю систему. В данной ситуации уже найден выход – энергосервисный контракт.

Что такое «энергосервисный контракт» (энергетический перформанс-контракт)

Энергетический перформанс-контракт (энергосервисный договор/ контракт) – это наиболее эффективный в стоимостном выражении подход к энергохозяйствованию, который делает возможным для энерго-потребителя внедрение энергосберегающих технологий. В рамках данного вида отношений потребитель энергии предварительно не расходует свой капитал. Основную часть риска берет на себя энергосервисная компания, которая реализует данный проект. Все затраты на проект затем возмещаются платежами, которые производятся из полученной экономии энергоресурсов.

Согласно Федеральному закону №261-ФЗ, предметом энергосервисного договора (контракта) является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком.

Энергосервисный договор (контракт) должен содержать:

1) условие о величине экономии энергетических ресурсов, которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения энергосервисного договора (контракта);

2) условие о сроке действия энергосервисного договора (контракта), который должен быть не менее чем срок, необходимый для достижения установленной энергосервисным договором (контрактом) величины экономии энергетических ресурсов;

3) иные обязательные условия энергосервисных договоров (контрактов), установленные законодательством Российской Федерации.

Этапы реализации перфоманс-контракта:

1. Инвестиционный аудит заказчика;

2. Энергоаудит;

3. Подготовка инвестиционного бизнес-плана;

4. Открытие финансирования;

5. Проектные работы;

6. Поставка и монтаж оборудования, выполнение работ;

7. Обучение персонала заказчика;

8. Заключительный энергоаудит;

9. Эксплуатация объекта, выплата платежей по кредиту за счет экономии.

Энергосервис на Западе

Обычно энерго-сервисная компания предлагает потребителю энергии - заказчику, целый комплекс сервиса, связанного со сбережением энергии: проектный, инженерный, технический, управленческий и финансовый. Смыслом этого сервиса является снижение затрат на энергию заказчика при сохранении эффективного использования энергии. За границей все это входит в рамки энергетического перформанс-контракта и использует различные льготы и другие финансовые стимулы, которые поощряют производителей в рамках добровольного ограничения потребления энергии (Demand Side Management = DSM).

рис1 10.05 рис2 10.05

В Германии, Австрии, Швейцарии, Чехии, Польше, Южной Корее, Таиланде и др. странах реализация таких проектов позволяет снизить потребление энергии от 16% до 67%. Средний срок окупаемости таких проектов составляет 4 года. Сроки длительности контрактов, как правило, составляют от 10 до 14 лет. Гарантируемый энергосберегающий эффект – от 16% до 24%. При условии содействия клиента гарантированные сбережения составляют дополнительно от 2 до 9%.

Для сравнения: сроки заключения контракта в России составляют 5 лет. Средний срок окупаемости таких проектов – 2 года, процентная ставка по предоставляемым финансовыми организациями (международными) средствам составляет 15% годовых. Гарантируемый энергосберегающий эффект – в среднем 20%.

Риски перфоманс контрактов

Перфоманс-контракт содержит элементы различных договоров (подряда, услуг, финансовой аренды, поручения, договора на проектно-изыскательские работы и др.), то есть является по своей природе смешанным договором в соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса РФ и представляет собой достаточно сложную юридическую конструкцию.

Также Перфоманс контракт относится к классу долгосрочных, так что «на берегу» надо договориться о ряде моментов, а именно:

  • Должна быть выявлена сторона, которая несет риски невнедрения энергоэффективного проекта
  • Вопросы перехода прав собственности на результаты внедрения энергоэффективного проекта (после окончания выплаты), сюда же можно внести все проблемы связанные с досрочном прекращением договора на всех этапах, а также право надзора ЭСК над осуществлением всех моментов внедрения на производстве.

К рискам, которые несут ЭСК, необходимо отнести:

  • риск предоставления заказчиком недостоверной и/или не полной информации как на этапе проведения энергоаудита, так и на этапе эксплуатации;
  • риск не квалифицированной эксплуатации заказчиком энергосберегающего оборудования;
  • риск неплатежеспособности заказчика.

Требования законодательства об энергосбережении

1) Создание отдельного законодательства в области энергосбережения предполагает одновременное существование и применение:

  • одного общего, системообразующего нормативного правового акта, которым устанавливаются правовые нормы разработки государственной политики повышения эффективности использования энергии, а также правовые нормы создания и функционирования институциональных, экономических и информационных механизмов реализации этой политики. Таким документом у нас сейчас является Федеральный закон №261-ФЗ
  • комплекса подзаконных актов, устанавливающих порядок применения институциональных, экономических и информационных механизмов реализации энергосберегающей политики, установленных в общем акте.

2) Сам закон не может быть реализован в полной мере ввиду отсутствия регулирующих подзаконных актов, с четким определением зон ответственности каждого участника энергосервисного контракта: государства, бизнеса, финансовых институтов и энергосервисных компаний. Нет четкого представления о контролирующих органах и штрафных санкциях в случае неисполнения предписаний.

3) Более того, из-за отсутствия контролирующих и надзорных органов сейчас среди предприятий нет стимула к началу исполнения предписаний настоящего закона. В своей работе мы столкнулись с сильным недоверием и даже порой отрицанием положений федерального закона среди сотрудников индустриальных объектов. До тех пор, пока у нас не будет создана система контроля, поощрений и штрафных санкций, любые начинания по энергосбережению буду восприняты как популистские лозунги.

4) В государственном секторе потребители энергии должны иметь определенные финансовые стимулы для заключения договоров с гарантированными энергопоказателями, т.е. они должны иметь возможность сохранять у себя, по крайней мере, часть полученных от экономии энергии средств для использования на другие нужды.

5) Что касается ситуации участия третьих лиц в реализации энергосервисного договора, хочу отметить следующее: в мировой практике широко распространено участие страховых компаний в механизме реализации перформанс-контрактов, на условиях страхования рисков на случай отсутствия прибыли на период действия контракта. На сегодняшний день в России аналогичного продукта не существует и мало кто из страховых институтов готов приступить к разработке подобного продукта.

Трудности доступа к источникам финансирования по-прежнему являются серьезной проблемой на пути повышения энергоэффективности. На протяжении нескольких лет концепция финансирования третьими сторонами пропагандируется в качестве новаторского метода финансирования как проектов энергоэффективности, так и проектов в области возобновляемых источников энергии.

Энергосервисный контракт. Сферы применения

Энергосервисный контракт (энергосберегающий перформанс-контракт) применяется:

1) промышленные предприятия

2) учреждения бюджетной и социальной сферы (больницы, школы, объекты культурного значения)

3) жилищный фонд (многоквартирные дома и др.)

Энергосервис в промышленности

1) недоверие к перформанс-контракту ввиду непонимания механизмов работы

2) риски выбора некомпетентной энергосервисной компании

3) отсутствие финансовых и страховых продуктов, разработанных специально под сам энергосервисный контракт.

4) отсутствие регулирующих и контролирующих органов за исполнением предписаний закона

Объекты бюджетной и социальной сферы:

Основные ограничения: Ограничение распоряжением имуществом; ограничение совершения сделок; Ограничение привлечения заемных средств

Более подробно:

1) В настоящее время у бюджетных организаций полностью отсутствует интерес к реализации мероприятий по снижению потребления энергетических ресурсов. Причина отсутствия такой заинтересованности находится в плоскости бюджетного законодательства. Расчет объема денежных средств на оплату энергетических ресурсов осуществляется на основе нормативного объема потребления ресурсов для конкретного бюджетного учреждения и действующих (планируемых) тарифов на электрическую и тепловую энергию. Нормативы энергопотребления для конкретного бюджетного учреждения рассчитываются, в том числе, и на основании данных о фактическом энергопотреблении бюджетного учреждения в предыдущие периоды. Соответственно, если бюджетным учреждением сокращено потребление энергетических ресурсов в результате проведения энергосберегающих мероприятий, то при расчете объема финансирования энергопотребления на планируемый период нормативы энергопотребления будут сокращены, соответственно объем финансирования расходов на энергопотребление уменьшится.

2) Заключение бюджетными организациями энергосервисных контрактов также сдерживается отсутствием нормативно-методической базы. Нет четко прописанных положений для реализации энергосервисных контрактов, ввиду чего энерго-сервисная компания не имеет четкого понимания о разграничении полномочий и способе финансирования проекта на объекте бюджетной сферы.

Сейчас у нас нет самой утвержденной формы энергосервисного договора. Те проекты, которые возникают, это перевод иностранной формы договора (Тюмень).

Преимущества энергосервисных контрактов

В сравнении с традиционным подходом к модернизации у энергосервисного контракта есть ряд преимуществ:

1) Экономическая составляющая. В отличие от традиционного подхода модернизации энергетики в данном случае существует заинтересованность самой энергосервисной компании в максимальном увеличении сбережений посредством долгосрочного контракта, в условиях ограниченных инвестиций.

2) Отсутствие финансовых рисков для заказчика. Энергосервисная компания гарантирует финансовые сбережения и берет на себя все риски по проекту.

3) Нет финансовых вложений со стороны заказчика. Проект финансируется третьей стороной (как правило, кредитными организациями), в то же время вознаграждение обеспечивается «гарантированные сбережениями».

В результате осуществления энергосервисного контракта экономия коммунальных издержек переходит в капиталовложения в энергоэффективность.

Сегодня во многих регионах России есть условия для формирования рынка энергосервисных услуг - эффективного управления энергоснабжением муниципальной недвижимости.

Запуск проекта «ЕРС: Энергетические перформанс-контракты»

ЗАО «Энерго-Сервисная Компания» запустили межотраслевой on-line проект, который представляет собой информационный портал «ЕРС: Энергетические перформанс-контракты» www.esk-epc.ru

Целью данного проекта является интеграция различных целевых аудиторий в области энергосбережения и повышения энергоэффективности посредством перформанс-контрактов. Данный проект является экспертной площадкой для разработки энергетических перформанс-контрактов для конкретных отраслевых сегментов, «узких» мест законодательства в сфере финансирования и реализации подобных контрактов, обмена опытом и мнениями всех заинтересованных сторон.

Субъекты и целевые аудитории портала:

  1. финансовые институты,
  2. страховые компании,
  3. органы власти и государственные учреждения,
  4. энергосервисные компании,
  5. промышленные предприятия,
  6. предприятия ЖКХ и учреждения социальной сферы,
  7. юридическое сообщество и бизнес-сообщество,
  8. СМИ.

Основные направления проекта «Energy Performance Contracting»:

– российская база перформанс-контрактов;

– рейтинг субъектов по реализации энергетических перформанс-контрактов;

– предоставление комплексного доступа к тематическим информационным материалам;

– формирование экспертного сообщества, продвигающего и закрепляющего интересы участников в формирующейся нормативной базе;

– предоставление собственного информационного пространства в рамках портала для каждой группы участников: секции для каждой целевой аудитории проекта;

– возможность диалога заинтересованных сторон с финансовыми институтами и органами власти;

– получение консультаций от участников проекта: решение правовых и финансовых вопросов, о деятельности энергоаудиторов, о специфике работы в конкретном регионе и секторе экономики;

– предоставление дискуссионной площадки для участников проекта;

– выработка и возможность отображения четкой позиции участников по актуальным вопросам данного вида контрактинга.

Свое желание участвовать в данном проекте выразили Европейский Банк Реконструкции и Развития, International Financial Corporation (Международная финансовая корпорация), Администрация г.Тюмень, которые реализуют пилотный проект на основе перформанс-контрактов в России, Департамент топливно-энергетического хозяйства г.Москвы, приглашены к участию RUDEA (Российско-Немецкое Энергетическое Агентство), представители Комитета РСПП по энергетической политике и т.д.

Генеральный Директор

ЗАО «Энерго-Сервисная Компания» Иванов Г.Н.

SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →