Энергосервисный контракт (ЭСКО) - что это такое
Согласно букве закона (ФЗ №261) ЭСКО (энергосервисный контракт) это вид услуги, при котором энергосервисная компания за свой счет или за счет клиента проводит энергосберегающие мероприятия – устанавливает оборудование, замеряет показатели приборов учета до и после, фиксирует экономию и делит экономию с заказчиком.
То есть, с одной стороны, это такой генподрядчик по энергоэффективности, который выполняет весь комплекс работ, начина от первоначального измерения энергосберегающего эффекта, заканчивая моментом, когда заказчик «поймал» экономию. А раз это генподрядчик, то он должен в полной мере обладать проектно-инженерно-строительной компетенцией.
С другой стороны, ЭСКО (в классическом варианте) реализует энергосберегающие мероприятия за свои или заемные деньги, ожидая, когда заказчик начнет экономить энергоресурсы и поделиться с ним частью этой экономии. С этой точки зрения, ЭСКО – это инвестиционная компания, которая должна уметь привлекать «длинные» деньги и эффективно управлять рисками проекта. Как правило, энергосервисный контракт заключается на срок от нескольких месяцев до нескольких лет.
Соответственно, ЭСКО – это форма долгосрочных контрактных отношений, которая налагает рад серьезных требований на всех участников процесса – заказчика, энергосервисную компанию, банки и поставщиков оборудования.
Преимущества энергосервиса
Основное преимущество ЭСКО – сохранение средств заказчика, поскольку внедрение энергосберегающих технологий осуществляется за счет средств самой ЭСКО. Это особенно актуально для предприятий бюджетной сферы, где собственные средства крайне ограничены и нет возможности тратить «кровные» на порой очень не дешевые энергоэффективные технологии. Это открывает путь к крупномасштабным инвестициям в энергосберегающие технологии. Механизм ЭСКО позволяет решить вечную проблему российского ЖКХ – отсутствие достаточных инвестиционных ресурсов для модернизации энергетического хозяйства.
Вторым преимуществом ЭСКО можно назвать доступ заказчика к современным энергосберегающим технологиям, поскольку ЭСКО не только «меняет лампочки», но и привносит с рынка свое понимание тепло-, водо- и электросберегающих технологий, к которым у заказчика до этого не было никакого доступа.
Наконец, при внедрении энергосбережения, ЭСКО «насаждает» культуру энергосбережения, и заказчик учится относиться бережно к потреблению энергии. Зачастую ЭСКО включает в себя постановку единой информационной системы измерения потребления энергоресурсов, при которой заказчик в постоянном режиме отслеживает потребление энергоресурсов и имеет возможность управлять своим потреблением.
В РФ огромный потенциал для энергосервисных контрактов и , в первую очередь, на уровне региональных и муниципальных коммунальных хозяйств. По механизму ЭСКО могут быть проведены почти все энергосберегающие технологии, начиная от внутридомового освещения, заканчивая установкой частотно-регулируемых приводов. В тех случаях, когда предполагаемый эффект от энергосбережения не поддается прямому измерению – реконструкция теплотрасс – применение механизма ЭСКО затруднено. Во всех других случаях, ЭСКО можно и нужно применять.
Риски и ограничения для полномасштабного внедрения энергосервиса в России
Как мы еже говорили, ЭСКО – это совокупность долгосрочных контрактных отношений, в которую связаны как минимум 3 субъекта – заказчик (муниципалитет, промышленное предприятие и т.п.), ЭСКО, кредитное учреждение (банк, инвестиционный фонд), поставщик оборудования. Чтобы схема ЭСКО заработала в российских регионах, необходимо четкое соблюдение всеми сторонами контрактных условий. Как известно, в РФ нет устоявшейся культуры контрактного права, у нас не привыкли четко следовать тому, что написано в контракте, а тем более если этот контракт длиннее 3-х страниц. Но в процессе установки энергосберегающих технологий есть обязательные стадии, которые надо не просто пройти, но и отразить в контракте(ах), во избегании недоразумений и разночтений. Например, фиксация экономического эффекта от мероприятий требует наличия приборов учета, четкого регламента их обслуживания и быстрой их замены в случае поломки. Это все должно быть описано в энергосервисном контракте, иначе заказчик и подрядчик могут долго спорить о том, достигнут ли эффект или нет.
Разумеется, реализации ЭСКО должен предшествовать процесс установки приборов учета, особенно это касается тепловой энергии.
По нашим оценкам, основной эффект от энергосбережения в РФ будет достигнут в тепловой энергии, а между тем, приборами учета тепловой энергии оборудовано не более 10% домохозяйств и зданий. Массовое отсутствие приборов учета может стать существенной преградой для внедрения энергосервисных контрактов в РФ.
Третьим препятствием может стать не готовность банковского сообщества. Банк кредитуя ЭСКО, должен фактически акцептовать предполагаемый эффект и программу мероприятий, т.е. должен разбираться в энергосбережении и энергосберегающих технологиях. Однако, российские банки пока не могут похвастаться наличием достаточной инженерной компетенции. Выходом из этого положения может быть аккредитация при банках технических агентов – инжиниринговых фирм – проводящих техническую экспертизу ЭСКО. Такая система давно уже работает при Мировом банке и ЕБРР.
Особенности регулирования энергосервисных контрактов
В ближайшее время будут выпущены «Положение о требованиях к условиям государственных (муниципальных) энергосервисных договоров (контрактов)…...». В частности, вводится механизм определения цены ЭСКО, механизм определения плановой и фактической экономии от энергосберегающих мероприятий. Тем не менее, в проекте положения отсутствует механизм определения и предоставления гарантий как со стороны государственного заказчика, так и со стороны ЭСКО. Между тем, как и было отмечено, ранее, чем четче прописана система взаимных гарантий в контракте, тем эффективнее контракт. На региональном и муниципальном уровне должны быть запланированы гарантии для ЭСКО и эти гарантии должны быть четко отражены в бюджетах регионов и муниципалитетов.
Для эффективной реализации ЭСКО «на местах» потребуется создать систему исполнения таких контрактов, которая должна включать:
- ответственного сотрудника от каждого муниципального предприятия,
- механизм измерения текущего уровня энергоэффективности,
- процедуру совместной работы с ЭСКО на объекте, включая юридический и технологический алгоритмы устранения противоречий
- методику приемки результатов работ по энергосервисному контракту
- и наконец, постоянный мониторинг энергоэффективности объекта после завершения контракта с ЭСКО.
Генеральный Директор ЗАО «Энерго-Сервисная Компания» Иванов Г.Н.