Главная / Аналитика / Организация энергосбережения / Энергосервисные услуги

Энергосервис. Формирование энергосервисных контрактов в регионах

Основное преимущество ЭСКО – сохранение средств заказчика, поскольку внедрение энергосберегающих технологий осуществляется за счет средств самой ЭСКО. Это особенно актуально для предприятий бюджетной сферы, где собственные средства крайне ограничены и нет возможности тратить «кровные» на порой очень не дешевые энергоэффективные технологии. Это открывает путь к крупномасштабным инвестициям в энергосберегающие технологии. Механизм ЭСКО позволяет решить вечную проблему российского ЖКХ – отсутствие достаточных инвестиционных ресурсов для модернизации энергетического хозяйства.

Энергосервис.  Формирование  энергосервисных контрактов в регионах

Энергосервисный контракт (ЭСКО) - что это такое

Согласно букве закона (ФЗ №261) ЭСКО (энергосервисный контракт) это вид услуги, при котором энергосервисная компания за свой счет или за счет клиента проводит энергосберегающие мероприятия – устанавливает оборудование, замеряет показатели приборов учета до и после, фиксирует экономию и делит экономию с заказчиком.

То есть, с одной стороны, это такой генподрядчик по энергоэффективности, который выполняет весь комплекс работ, начина от первоначального измерения энергосберегающего эффекта, заканчивая моментом, когда заказчик «поймал» экономию. А раз это генподрядчик, то он должен в полной мере обладать проектно-инженерно-строительной компетенцией.

С другой стороны, ЭСКО (в классическом варианте) реализует энергосберегающие мероприятия за свои или заемные деньги, ожидая, когда заказчик начнет экономить энергоресурсы и поделиться с ним частью этой экономии. С этой точки зрения, ЭСКО – это инвестиционная компания, которая должна уметь привлекать «длинные» деньги и эффективно управлять рисками проекта. Как правило, энергосервисный контракт заключается на срок от нескольких месяцев до нескольких лет.

Соответственно, ЭСКО – это форма долгосрочных контрактных отношений, которая налагает рад серьезных требований на всех участников процесса – заказчика, энергосервисную компанию, банки и поставщиков оборудования.

Преимущества энергосервиса

Основное преимущество ЭСКО – сохранение средств заказчика, поскольку внедрение энергосберегающих технологий осуществляется за счет средств самой ЭСКО. Это особенно актуально для предприятий бюджетной сферы, где собственные средства крайне ограничены и нет возможности тратить «кровные» на порой очень не дешевые энергоэффективные технологии. Это открывает путь к крупномасштабным инвестициям в энергосберегающие технологии. Механизм ЭСКО позволяет решить вечную проблему российского ЖКХ – отсутствие достаточных инвестиционных ресурсов для модернизации энергетического хозяйства.

Вторым преимуществом ЭСКО можно назвать доступ заказчика к современным энергосберегающим технологиям, поскольку ЭСКО не только «меняет лампочки», но и привносит с рынка свое понимание тепло-, водо- и электросберегающих технологий, к которым у заказчика до этого не было никакого доступа.

Наконец, при внедрении энергосбережения, ЭСКО «насаждает» культуру энергосбережения, и заказчик учится относиться бережно к потреблению энергии. Зачастую ЭСКО включает в себя постановку единой информационной системы измерения потребления энергоресурсов, при которой заказчик в постоянном режиме отслеживает потребление энергоресурсов и имеет возможность управлять своим потреблением.

В РФ огромный потенциал для энергосервисных контрактов и , в первую очередь, на уровне региональных и муниципальных коммунальных хозяйств. По механизму ЭСКО могут быть проведены почти все энергосберегающие технологии, начиная от внутридомового освещения, заканчивая установкой частотно-регулируемых приводов. В тех случаях, когда предполагаемый эффект от энергосбережения не поддается прямому измерению – реконструкция теплотрасс – применение механизма ЭСКО затруднено. Во всех других случаях, ЭСКО можно и нужно применять.

Риски и ограничения для полномасштабного внедрения энергосервиса в России

Как мы еже говорили, ЭСКО – это совокупность долгосрочных контрактных отношений, в которую связаны как минимум 3 субъекта – заказчик (муниципалитет, промышленное предприятие и т.п.), ЭСКО, кредитное учреждение (банк, инвестиционный фонд), поставщик оборудования. Чтобы схема ЭСКО заработала в российских регионах, необходимо четкое соблюдение всеми сторонами контрактных условий. Как известно, в РФ нет устоявшейся культуры контрактного права, у нас не привыкли четко следовать тому, что написано в контракте, а тем более если этот контракт длиннее 3-х страниц. Но в процессе установки энергосберегающих технологий есть обязательные стадии, которые надо не просто пройти, но и отразить в контракте(ах), во избегании недоразумений и разночтений. Например, фиксация экономического эффекта от мероприятий требует наличия приборов учета, четкого регламента их обслуживания и быстрой их замены в случае поломки. Это все должно быть описано в энергосервисном контракте, иначе заказчик и подрядчик могут долго спорить о том, достигнут ли эффект или нет.

Разумеется, реализации ЭСКО должен предшествовать процесс установки приборов учета, особенно это касается тепловой энергии.

По нашим оценкам, основной эффект от энергосбережения в РФ будет достигнут в тепловой энергии, а между тем, приборами учета тепловой энергии оборудовано не более 10% домохозяйств и зданий. Массовое отсутствие приборов учета может стать существенной преградой для внедрения энергосервисных контрактов в РФ.

Третьим препятствием может стать не готовность банковского сообщества. Банк кредитуя ЭСКО, должен фактически акцептовать предполагаемый эффект и программу мероприятий, т.е. должен разбираться в энергосбережении и энергосберегающих технологиях. Однако, российские банки пока не могут похвастаться наличием достаточной инженерной компетенции. Выходом из этого положения может быть аккредитация при банках технических агентов – инжиниринговых фирм – проводящих техническую экспертизу ЭСКО. Такая система давно уже работает при Мировом банке и ЕБРР.

Особенности регулирования энергосервисных контрактов

В ближайшее время будут выпущены «Положение о требованиях к условиям государственных (муниципальных) энергосервисных договоров (контрактов)…...». В частности, вводится механизм определения цены ЭСКО, механизм определения плановой и фактической экономии от энергосберегающих мероприятий. Тем не менее, в проекте положения отсутствует механизм определения и предоставления гарантий как со стороны государственного заказчика, так и со стороны ЭСКО. Между тем, как и было отмечено, ранее, чем четче прописана система взаимных гарантий в контракте, тем эффективнее контракт. На региональном и муниципальном уровне должны быть запланированы гарантии для ЭСКО и эти гарантии должны быть четко отражены в бюджетах регионов и муниципалитетов.

Для эффективной реализации ЭСКО «на местах» потребуется создать систему исполнения таких контрактов, которая должна включать:

  • ответственного сотрудника от каждого муниципального предприятия,
  • механизм измерения текущего уровня энергоэффективности,
  • процедуру совместной работы с ЭСКО на объекте, включая юридический и технологический алгоритмы устранения противоречий
  • методику приемки результатов работ по энергосервисному контракту
  • и наконец, постоянный мониторинг энергоэффективности объекта после завершения контракта с ЭСКО.

Генеральный Директор ЗАО «Энерго-Сервисная Компания» Иванов Г.Н.

 

Обсуждение

Алексей Еремин :: 15:37 16.05.2011 #

Совершенная проблема, или так называемый человеческий фактор, при котором элементарному чиновнику еще пока не донесли все выгоды от реализации энергосервисного контракта. По большому счету энергосервис может быть реализован после качественного проведенного энергетического обследования. На данной стадии, расплодившееся число мнимых энергоаудиторов не позволит большенству бюджетных предприятий выявить реальный потенциал ресурсосбережения. Требования 94-ФЗ заставляют бюджетников прибегать к котировкам и открытым аукционам, в которых в своем большинстве выигрывают организации, которые киловатт от гикокалории отличить не смогут. И вот, по результатам таких "конторок" и придется работать энергосервисным организациям. Настоящая энергосервисная организация при подобном подходе, не зная исполнителя энергопаспорта влицо, прибегнет заново к обследованию. Это своего рода гарантия последуещего успеха. Не маловажный фактор-человеческий. Спрашивается-зачем бюджетнику какая то экономия? Он свои денежки и так получает при любых обстоятельствах. Землетрясение, цунами,...-он свое получит сполна. Необходимость в данный момент в том, чтобы заставить бюджетника понять о том, что энергосервис-кландайк, как для него самого, так и для предприятия в целом. Энергосервисные компании будут "буровить" в погоне за прибылью, а бюджетник, если его самого не заинтересовать по-человечески, ничего делать не будет! Такова реалия! И это будет основным тормозом в реализации контракта.А без интереса со стороны бюджетника, ни какой энергосервис не будет реализован.

lopuhovaa :: 19:52 16.05.2011 #

Ещё один аспект - фиксация затрат в отчётном году. На самом деле это большая проблема, поскольку при получении экономии от мероприятий по энергосбережению, потреблению ТЭР, в отчётном году в следующем году затраты на ТЭР закладываются с учётом полученной экономии - т.е. меньше чем в отчётном году на величину полученной экономии. И ЭТО СУЩЕСТВУЮЩИЙ И РАБОТАЮЩИЙ во всей бюджетной сфере механизм, обойти который пока не удаётся!

Романченко Олег :: 22:17 16.05.2011 #

Алексей полностью с вами согласен, бюджетников (любого уровня) интересует энергосервисный контракт до момента заключения договора (лишь бы заключить) далее все уровни власти которые только вчера готовы решать с тобой все вопросы абстрагируются и говорят решайте проблемы на местах сами а на местах руководство всячески мешает достичь той самой экономии, на местах думают так если пришла энергосервисная компания то теперь можно двери не закрывать окна не ремонтировать свет не тушить вообще не когда а то что это происходит это проблема ЭСК пусть заводят штат сотрудников в школе и живут здесь. Данный вопрос можно решить если судьба (должностная)или доход руководителя объекта энергосервиса буде зависть от экономии энергоресурсов (хотите назовите это энргоменеджмент) и мы будем выступать в качестве помощника в этом, может что то и изменится.
Госпожа Лопухова описанная вами проблема регулируется принятием на местном уровне нормативного акта согласно которому на следующий год по отношению к объекту в отношении котором заключен ЭСКО расходы учитываются согласно зафиксированными энергосервисным контрактом с учетом сопоставимых условий. Проблема в другом в 261 и 1830 прописано что бюджетникам при формировании бюджета расходов на ТЭР должны снижать финансирование на 3% ежегодно да 15%, а это наши деньги если мы реализуем ЭСКО, получается мы тратимся, а экономию государство оставляет себе где здесь рынок я не пойму, задавал этот вопрос в миэкономразвития они тоже не чего не могут ответить "ну во так" говорят.

Алексей Еремин :: 3:21 18.05.2011 #

Одним из методов исполнения ЭСКО-это возможность, а порою необходимость в том, чтобы инженерные сети, бюджетной организации, с её ограждающими конструкциями в комплексе, обслуживала таже самая ЭС-компания. Тогда ЭС-компания будет затнтересована в реальной экономии, методом практического выполнения ЭСКО. При этом бюджетную организацию в полной мере не будут интересовать вопросы обеспечения комфортных, для себя, условий. Основным условием данной схемы должно стать то, что все средства, связанные с расчетом за потребленные энергоресурсы, должны быть в бюджете ЭС-компании. В этом случае ЭС-компания самостоятельно расчитывается за потребленные ресурсы бюджетной организацией и в полном объеме отвечает за отношения с ресурсоснабжающими организациями и перед обслуживаемой организацией за комфортные условия.

 

Написать комментарий

 
SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →