В Государственной Думе, Общественной Палате России, Минэкономразвития и множестве других правительственных и неправительственных организаций в последнее время идут интенсивные консультации по проблеме поиска источников финансирования мероприятий энергосбережения. В Госпрограмме энергосбережения предусмотрено, что 92,7% средств, направляемых на финансирование проектов энергосбережения, должно быть внебюджетными. То, что энергии в нашей стране расходуется непозволительно много, знает каждый. Где взять деньги на то, что бы поставить счетчики, утеплиться, приобрести энергосберегающее оборудование и в результате проведенных работ рассчитаться из получаемой экономии за понесенные затраты, мало кто представляет. А именно это и есть суть оказания энергосервисных услуг - обеспечить экономию и поделить ее результаты. При всей кажущейся простоте этой формулы, на практике для нас пока сложно правильно посчитать экономию и юридически корректно поделить ее между потребителем, инвестором и тем, кто эту экономию обеспечивал. Во всем мире получается, но мы пока этому не научились. Нужно принять законы, нормативные акты, научиться ими пользоваться. Или умело использовать действующее законодательство.
Общественная Палата Росси и Государственная Дума решили подробно разобраться в проблематике энергосервиса и организовали проведение сразу целой серии мероприятий. Первым прошел Круглый Стол в Госдуме 13 апреля в комитете по финансовому рынку. Вел заседание депутат Госдумы А.Г. Аксаков. Собралось более 150 специалистов из финансовых структур и организаций, специализирующихся на энергосбережении. В Общественной Палате 18 мая прошло заседание Круглого стола с участием заинтересованных организаций, министерств и ведомств, ответственных организацию работы по энергосбережению.Оператор мероприятия - Национальное Агентство по Энергосбережению и Возобносляемым Источникам Энергии. Рассматривались вопросы организации финансирования энергосервисных контрактов.
Участники заседания высказали ряд ценных замечаний и предложений по формированию заинтересованности организаций и финансовых структур в заключении энергосервисных контрактов.
К сожалению, в Законе «Об энергосбережении ..» и немногочисленных нормативных актах до сих пор не определены правила игры, которые смогут сформировать заинтересованность всех сторон отношений, и прежде всего финансовых организаций в заключении энергосервисных контрактов. Действующий Закон о проведении аукционов и конкурсов при закупках для государственных и муниципальных нужд предполагает основным критерием при заключении контракта наименьшую стоимость и минимальные сроки. Но это совершенно не приемлемо для ситуации с энергосервисными контрактами, для которых не менее важен целый ряд других критериев. Так же существенно то обстоятельство, что бюджетный период составляет 1 год, а планирование энергосервисных контрактов целесообразно на срок до 7 лет. В связи с этим необходимо внесение поправок в Бюджетный Кодекс с определением по срокам окупаемости энергосервисных контрактов. Так же не ясен механизм возврата средств по энергосервисным контрактам при их исполнении в жилищной сфере.
Серьезные нарекания возникли к проекту типового энергосервисного контракта для госучреждений, в котором четко не определена база для последующих расчетов экономического эффекта и корректирующие коэффициенты в связи с изменением внешних условий при исполнении энергосервисного контракта. Серьезные разночтения в понимании сути энергосервиса даже в министерствах и ведомствах – характерная особенность. По той же причине банки находятся в состоянии неопределенности при рассмотрении вопросов финансирования энергосервисных договоров. Со стороны участников совещания было высказано предложение о создании при крупных банках технических агентств для экспертизы энергосервисных договоров.
Есть проблемы с отнесением реальной ответственности по исполнению энергосервисных контрактов только на энергосервисную компанию. Это демотивирует заказчика в соблюдении условий соглашения и возлагает дополнительные неоправданные риски на энергосервисную компанию. По этой причине имеются вопросы к страхованию рисков неисполнения договоров у страховых компаний.
Отмечено важное обстоятельство по возможному участию энергосервисных компаний в приватизации государственного и муниципального имущества. За рубежом деятельность по энергосервисным договорам часто используется в качестве дешевого и надежного средства для понимания реального состояния дел в компании, активы которой намерены приобрести. Банки часто финансируют такую деятельность. В нашей стране пока такой практики нет, поскольку энергосервис формируется очень длительно и трудно. Впервые официально понятие энергосервиса было введено первым законом об энергосбережении 15 лет назад, но из стадии предварительных разговоров и пилотных проектов энергосервис пока не вышел.
Немало вопросов на совещании было по тарифам в связи с реализацией обязательств по энергосервисным контрактам. К сожалению, формирование тарифов сегодня значительно политизировано, что создает дополнительную неуверенность инвестора при финансировании энергосервисных контрактов, особенно на долгосрочный период. В плане снижения рисков весь существенным подспорьем было бы введение в практику возможности реализации высвобождаемой энергии на рынке. Особенно это актуально при приложении энергосервиса к внедрению нетрадиционной и «зеленой» энергетики. Сегодня присоединиться к сетям и поставлять энергию от малых генераторов практически невозможно.
Более подробно проблемы энергосервиса решили рассмотреть на интернет-конференции «Организация разработки, финансирования и реализации энергосервисных контрактов». Конференция уже началась на сайте «Портал-Энерго.ru» и будет продолжаться до 15 июня. Цель мероприятия – предоставить ее участникам максимум информации об энергосервисе и попытаться получить рекомендации экспертов по запуску энергосервисных контрактов. По окончании интернет-конференции в Общественной Палате России будет проведена отдельная конференция по проблематике энергосервиса, цели которой заключаются в выработке рекомендаций органам власти по адаптации российского законодательства к современным организационным и финансовым технологиям повышения энергоэффективности и энергосбережения.
Автор: Коваль Сергей Петрович