Главная / Энергосервис / Энергосервис в «дальнем» зарубежье

Энергосервис в странах Евросоюза. Аналитический обзор за 2007 г.

Представляем Вашему вниманию аналитический обзор по развитию рынка энергосервисных услуг в странах Евросоюза за 2007 г. Данный обзор был подготовлен в связи с тем, что состав Евросоюза значительно пополнился после вхождения в ЕС стран Центральной и Восточной Европы. Данный аналитический отчет весьма интересен и познавателен. Материалы для публикации предоставлены компанией «Экологические системы» Украина.

Энергосервис в странах Евросоюза. Аналитический обзор за 2007 г.

Представляем Вашему вниманию аналитический обзор по развитию рынка энергосервисных услуг в странах Евросоюза за 2007 г. Данный обзор был подготовлен в связи с тем, что состав стран Евросоюза значительно пополнился в связи с вхождением в ЕС стран Центральной и Восточной Европы. Характерной особенностью экономической политики, проводимой в Евросоюзе является то, что консолидированные органы власти Евросоюза используют все доступные возможности для распространения методик эффективного развития, зарекомендовавших себя национальных стандартов. Это относится и к предложениям Еврокомиссии по развитию рынка предоставления энергосервисных услуг как на территории стран Евросоюза, так и в сопредельных странах.

Вопреки расхожему мнению о примерно одинаковом уровне развития передовых организационных технологий в странах Евросоюза, это далеко не так. Примером тому могут служить проблемы в Греции, Польше, странах Балтии. Правительство каждой страны самостоятельно выбирает направления, которые признаются приоритетными и входят в состав национальных программ развития, получающие поддержку от государства. Так энергосервис традиционно активно применяется в Германии, Франции, Великобритании.

В то же время, есть ряд стран, где имеется очень успешный рынок энергоэффективности, но без участия в реализации проектов энергосервисных компаний (Дания, Голландия, Литва). Это доказывает, что энергосервис полезное и очень рентабельное средство достижения целей энергоэффективности, но это не единственное и возможное средство. Энергосервисные компании предлагают средства для достижения улучшений инфраструктуры предприятий, на которых отсутствует квалифицированный энергоинжиниринг (энергоменеджмент), персонал или время менеджмента для достижения показателей энергоэффективности ограничено, имеются проблемы с организацией финансирования проектов энергосбережения. В этом случае имеет смысл передать управление проектами повышения энергоэффективности квалифицированной компании.

Анализ состояния рынка предоставления энергосервисных услуг в странах Евросоюза показывает, что проблемы, с которыми сталкиваются заказчики и исполнители энергосервисных услуг, во многом схожи с теми проблемами, которые вызавают опасения у специалистов по энергосбережению в России. К таким проблемам относятся:

  • Низкий уровень информированности заказчиков о возможностях, которыми можно воспользоваться при реализации энергосервисных контрактов;
  • Традиционное недоверие и скептицизм заказчиков к новым методам хозяйствования;
  • Отсутствие внебалансовых бухгалтерских решений для сопровождения энергосервисных контрактов и учета реальной экономии от проведения мероприятий по отдельному договору;
  • Трудности с подсчетом и фиксацией получаемого от проведения мероприятий экономического эффекта;
  • Административные барьеры в социально значимых сферах деятельности и высокий уровень затрат на разработку энергосервисного договора;
  • Отторжение основным бизнесом привносимых энергосервисной компанией новаций и модернизации;
  • Проблемы с организацией финансирования. Заказчикам проекта предлагаются различные схемы залоговых гарантий под финансирование проекта, что не сразу и неоднозначно воспринимается заказчиком;
  • Затруднения с подтверждением экономического эффекта в условиях, когда в течение реализации проекта «плывут» практически все экономические показадели деятельности предприятия и внешние условия (цены на энергию, условия бизнеса и и т.д.)

Тем не менее, рынок предоставления энергосервисных услуг растет и расширяется весьма интенсивно. И этому способствует:

  • Постоянный рост цен на энергию и энергоносители;
  • Информирование потенциальных заказчиков и исполнителей энергосервисных услуг о возможностях и выгодах при заключении энергосервисных соглашений;
  • Распространение в странах Евросоюза стандартов организации деятельности по реализации проектов повышения энергоэффективности и, в частности, стандартов предоставлния энергосервисных услуг, энергоаудита, энергоменеджмета;
  • Распространение информации о модернизации зданий с улучшением показателей энергоэффективности;
  • Государственная поддержка при заключении энергосервисных контрактов (индивидуальные субсидии в проекты повышения энергоэффективности от 5 до 20% от объема инвестиций);
  • Аккредитация энергосервисных компаний с целью подтверждения их деловой репутации;
  • Создание государственных фондов для привлечения инвестиций в проекты повышения энергоэффективности;
  • Организация проведения обязательных аудитов хозяйственной деятельности;
  • Сертификация и верификация предоставлямых энергосервисных услуг.

Представляемый Вашему вниманию аналитический отчет весьма интересен и познавателен. Сайт «Портал-Энерго.ru» продолжит публикацию аналитических материалов по проблематике энергосервиса. Уверены, что это поможет лучше организовать предоставление энергосервисных услуг и использовать в деятельности организаций значительный опыт удач и ошибок, который накоплен за рубежом. Материалы для публикации предоставлены компанией «Экологические системы» Украина.

Автор: Коваль Сергей Петрович

 

Обсуждение

 

Написать комментарий

 
SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →