Главная / Аналитика / Анализ, мнения, обзоры

Наказание за экономию. Потребителей по-прежнему планируют наказывать за энергосбережение

Энергосбережение в России заявлено Президентом и Правительством в качестве национального приоритета. Казалось бы, экономия топлива должна всячески поддерживаться и поощряться, не взирая на интересы газовой монополии. 24 июня 2011 года Министерство энергетики РФ разослало в энергетические компании для обсуждения проект измененного типового договора поставки газа, добываемого ОАО «Газпром», потребителям – предприятиям энергетики. К потребителям газа, допустившим экономию, предлагается применять дискриминационные и карательные меры.Складывается интересная ситуация, когда предприятия энергетики будут вынуждены требовать с потребителей сохранения энергорасточительства. В заметке Сергея Семина, работника ТЭК, анализируется предлагаемый Минэнерго проект типового договора на поставку газа для предприятий энергетики.

Наказание за экономию.  Потребителей по-прежнему планируют наказывать за энергосбережение

24 июня 2011 года Министерство энергетики РФ разослало в энергетические компании для обсуждения проект измененного типового договора поставки газа, добываемого ОАО «Газпром», потребителям – предприятиям энергетики. Однако проблемы, связанные с предлагаемым договором, типичны не только для энергетики, но и для всех потребителей энергоресурсов.

Энергосбережение в России заявлено Президентом и Правительством в качестве национального приоритета. Казалось бы, экономия топлива должна всячески поддерживаться и поощряться, не взирая на интересы газовой монополии.

Однако на практике происходит ровно наоборот. Предлагаемый договор, по сути, уничтожает любую заинтересованность потребителей в экономии топлива. Более того – к потребителям газа, допустившим экономию, предлагается применять дискриминационные и карательные меры.

Потребителям продолжает навязывается принцип «take-or-pay» (бери-или-плати), уже вызвавший массу острых дискуссий в разгар кризиса 2008-2009 гг. Согласно п.3.3. проекта договора, потребитель обязан в любом случае оплатить не менее 97,5% годового запланированного объема газа, независимо от фактического объема потребления. Правда, у потребителя формально сохраняется возможность, в соответствии с п.3.2.. перепродать часть невыбранного газа третьим лицам, либо через электронную торговую площадку Газпрома, но Газпром имеет право запретить потребителю сделать это без объяснения причин.

Таким образом, предлагаемым проектом договора потребителям делается «царский подарок» - поставщик-монополист щедро разрешает им энергосбережение на целых 2,5%! А вот если потребитель сможет сэкономить больше – экономию заберет себе Газпром, объявив это неустойкой за несогласованное снижение потребления. Причем, плановое сокращение договорных объемов допускается не позднее чем за 4 месяца до начала очередного года. То есть, потребителю не позволено реализовывать эффективные проекты, возникшие после 1 сентября. Ждите следующего года, либо экономьте, но помаленьку…

Понятно желание Газпрома получать гарантированный доход на внутреннем рынке, независимо от фактической потребности в своей продукции (кто же от такого откажется!). Понятно, когда условие «take-or-pay» навязывается Газпромом европейским потребителям (в конце концов, это доходы России, пусть даже за счет чужих проблем). Понятно, что в условиях роста спроса и цен на газ в Европе (особенно на фоне проблем атомной энергетики), выгодно одновременно и взять деньги за непроданный газ с российских потребителей, и продать этот же высвободившийся газ, но существенно дороже, за рубеж.

Непонятно другое – как можно всерьез говорить о модернизации и повышении эффективности в стране, где на экономию необходимо получать разрешение, а за повышенную эффективность – заплатить неустойку? Поменять уклад жизни невозможно только активным освоением выделенных бюджетных миллиардов. Решить эту задачу может только инициатива каждого конкретного хозяина (дома, завода, электростанции), инициатива всячески поддерживаемая и поощряемая, невзирая на аппетиты и интересы окружающих.

Хочется надеяться, что Министерство энергетики, как орган власти, уполномоченный на организацию энергосбережения, по результатам обсуждения проекта договора обратит внимание на опасную ущербность самой идеи о неустойках и штрафах на потребителей за сокращение потребления энергоресурсов. Тем более, что аналогичные санкции применяются к российским потребителям не только в газовой сфере, но широко применяются и в электроэнергетике.

На самом деле, этот вопрос можно считать одной из «лакмусовых бумажек», показывающих истинные приоритеты экономической политики.

Необходимо сделать выбор, что важнее – защита финансовых интересов естественных монополий, или рывок страны из трясины экономической и технологической деградации, куда мы давно и медленно погружаемся, все больше отставая от окружающего мира. В прошлые годы в России «погибло» уже не одно поколение энтузиастов энергосбережения. Сколько можно бить по рукам?

SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →