Ресурс повышения энергоэффективности следует рассматривать как один из основных энергетических ресурсов будущего экономического роста.
Главная / Аналитика / Программы энергосбережения / Федеральные
Ресурс повышения энергоэффективности следует рассматривать как один из основных энергетических ресурсов будущего экономического роста.
Доклад Директора Департамента государственной энергетической политики и энергоэффективности Минэнерго России С.Михайлова на конференции в рамках EMBIZ 2009. 10 ноября 2009 г.
Скачать презентацию в формате MS Power Point
Уважаемые участники конференции!
Необходимыми условиями для укрепления энергетической безопасности России является обеспечение технической доступности энергии для развивающейся экономики, удержание расходов на энергоресурсы в пределах экономической доступности для всех групп потребителей.
Российская Федерация располагает одним из самых больших в мире технических потенциалов повышения энергоэффективности, который составляет более 40% от уровня потребления энергии. В абсолютных объёмах это 403 млн. тонн условного топлива, а с учётом сокращения сжигания попутного газа в факелах – порядка 420 млн. тут. Это выше, чем предусмотренный в Энергетической стратегии России на период до 2030 года прирост производства первичной энергии в России в 2008–2020 годах в 244-270 млн. тут. Ресурс повышения энергоэффективности следует рассматривать как один из основных энергетических ресурсов будущего экономического роста.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 15 июля 2009 г. № Пр-1802ГС по итогам расширенного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 2 июля 2009 г. и распоряжений Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р и от 25декабря 2008 г. № 1996-р, Минэнерго России разработан проект Государственной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года.
В настоящее время проект Программы находится на согласовании федеральными органами исполнительной власти – государственными заказчиками программы . В их числе 15 федеральных органов исполнительной власти, все те, чья деятельность непосредственно влияет на энергосбережение и повышение энергетической эффективности.
Основная цель Программы - рациональное использование топливно-энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий, повышения энергетической эффективности в секторах экономики и субъектах Российской Федерации и снижения энергоемкости ВВП по сравнению с 2007 годом
Основной задачей программы является обеспечение устойчивого процесса повышения эффективности энергопотребления в секторах российской экономики, в том числе за счет:
Наряду с этим, реализация программы должна способствовать сохранению и расширению потенциала экспорта энергоресурсов и доходной части бюджета за счет сокращения неэффективного потребления энергии на внутреннем рынке, а также снижение объемов выбросов парниковых газов.
Задача перевода экономики России на энергосберегающий путь развития и снижения энергоемкости ВВП к 2020 году на 40% к уровню 2007 года не может быть решена без широкого использования организационно-технического потенциала энергосбережения.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, и расчетами экспертов, за счет структурных преобразований в экономике прогнозируется снижение энергоемкости ВВП к 2020 году на 26,5%. Поэтому, для выполнения заданного Президентом Российской Федерации целевого значения снижения энергоемкости ВВП на 40%. Программа составлена из необходимости достижения целевого показателя снижения энергоемкости ВВП за счет организационно-технических мероприятий на 13,5% к 2020 году, что в сумме с эффектом от структурных преобразований составит необходимые 40% .
Реализация программы предусматривается в два этапа: 2010–2015 годы и 2016-2020 годы. На первом этапе целевым индикатором успешного выполнения программы является снижение энергоемкости ВВП за счет реализации программных мероприятий на 7,4% и годовая экономия энергоресурсов в 2015 году в объеме 85 млн. т у.т. На втором этапе соответственно 13,5% и 170-180 млн.т у.т.
Специфика повышения энергоэффективности в отдельных секторах экономики (организация управления и принятия решений, степень и возможности регулирования, структура и схожесть технических и институциональных решений) предопределила необходимость выделения секторальных направлений по реализации программных мероприятий . В их числе:
В плане реализации программа базируется на типовых мероприятиях, но при этом учитывает специфику отдельных отраслей экономики.
В программе не содержится сведений о конкретных проектах в разрезе субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, предприятий и организаций. После утверждения программы Правительством Российской Федерации проекты будут отбираться на конкурсной основе государственными заказчиками программы. В проекте программы по каждому направлению, программному мероприятию, на ближайшие 5 лет рассчитаны объемы экономии энергетических ресурсов по годам, и по ним же – объемы ресурсного обеспечения в виде бюджетных и внебюджетных средств.
Как было отмечено выше, по каждому направлению определены типовые программные мероприятия.
Результаты в части практического энергосбережения и повышения энергоэффективности во многом зависит от деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В процессе реализации мероприятий программы предусмотрена организация взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти. Формы этого взаимодействия учитывают:
Важно также обеспечить согласование показателей Государственной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности и региональных программ энергосбережения.
Проектом федерального закона предусмотрено, что в региональных программах должны быть отражены следующие целевые показатели и их значения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности :
Эти показатели согласуются с типовыми мероприятиями Государственной программы.
Перевод экономики на энергоэффективный путь развития потребует серьезного ресурсного обеспечения .
Всего, на период до 2020 года, стоимость программных мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности (без учета развития ВИЭ) оценивается почти в 10,5 триллионов рублей в пересчете на цены соответствующих лет. По источникам финансирования предлагается задействовать около 850 млрд. руб. из средств федерального бюджета, около 950 млрд. руб. из региональных бюджетов, а остальное – из внебюджетных источников. Предусмотрено, что субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации составят около 633 млрд. руб.
При этом ожидается и значительный социально-экономический эффект .
При выполнении программы будет обеспечена суммарная экономия затрат на энергию всеми потребителями энергоресурсов в 2010-2015 гг. в объеме порядка 2,6 триллионов рублей, в 2010-2020 гг. – около 10 триллионов рублей (в текущих ценах).
Автор: Коваль Сергей Петрович