В России стартовал процесс массового проведения энергоаудитов в бюджетозависимых организациях и предприятиях. В соответствии с требованиями Закона «Об энергосбережении …» обязанностью руководителя организации является организация проведения энергоаудита, обязанностью органов местного самоуправления является организация проведения конкурсов на выбор энергоаудиторской компании, которая будет проводить этот энергоаудит. Для нашей страны массовое проведение энергетических обследований – дело новое и неизученное. Вопросов и проблем возникает огромное количество. Причина тому в том, что постановка задачи на проведение энергетического обследования следует от необходимости соблюдения требования закона об обязательном проведении энергоаудита, а не от мотивации к оптимизации затрат на энергопользование. Немало осложнений создают сами наспех подготовленные энергоаудиторы уровень квалификации которых зачастую вызывает большие сомнения.
Тем не менее, хотя и принудительно, хотя и формально, но требования закона о проведении энергетических обследований выполнять нужно. К сожалению, методического обеспечения и рекомендаций для муниципалитетов по организации проведения энергоаудитов так же явно недостаточно. За рубежом в свое время столкнулись примерно с теми же проблемами. В итоге, процессы организации проведения энергетических обследований, выбора энергосервисных компаний, организации финансирования проектов повышения энергоэфеективности и т.д., решили не пускать на самотек, а представлять рекомендации для реализации соответствующих проектов со стороны государственных организаций.
Представляем Вашему вниманию рекомендации по выбору энергоаудитора, предназначенные для специалистов бюджетных организаций и администраций населенных пунктов в Калифорнии. В соответствии с законодательством США «региональные» энергетические комиссии имеют полномочия по выпуску таких методических материалов и право организации работ по повышению энергоэффективности на территории штата. Административное давление практически не используется, но создаются стимулы для того, что бы потребитель и поставщик энергии были заинтересованы в снижении затрат на энергопользование.
Краткое содержание
Полностью ознакомиться с рекомендациями можно в приложении к данной статье.
Особенностью данных рекомендаций является то, что они являются частью пакета методических материалов по организации энергоменеджмента в организации. Руководителю организации предоставлено самостоятельное право выбора того, какие элементы деятельности по рациональному управлению энергопользованием он будет осуществлять своими силами, на какие виды работ он наймет стороннюю организацию.
Поэтому в рекомендациях в общем виде даются ответы на вопросы:
- Имеется ли необходимость организации в привлечении со стороны специалиста по энергетическим обследованиям;
- Какие виды энергоаудита целесообразно применять в организации;
- Каким образом можно подобрать энергоаудитора, необходимого для реализации поставленной организацией задачи;
- Каким образом определить стоимость энергоаудита и оптимизировать затраты на его проведение;
- Как снизить риск проведения некачественного энергоаудита.
В приложении к методическим рекомендациям приведены типовые схемы составления задания на проведение энергоаудита и подготовки мероприятий по повышению энергоэффективности.