В международном клубе «Экономист» 13.07.2011 состоялась встреча специалистов, посвященная проблемам реализации положений Закона РФ «Об энергосбережении». Встреча происходила в формате Круглого стола. Обсуждались текущие вопросы реализации законодательства об энергосбережении и перспективы развития рынка повышения энергоэффективности.
Вел заседание Президент Международного Клуба «Экономист» Кулиш Олег Олегович.
Во встрече приняли участие представители Общественной Палаты России, Совета Федерации, Торгово-промышленной Палаты РФ, Российского энергетического агентства.
Представителем Общественной Палаты России, Байзаковым Михаилом Ефимовичем, была представлена информация об организации деятельности рабочей группы по энергообеспечению и повышению энергоэффективности, созданной при Общественной Палате России. Проводимые рабочей группой встречи специалистов и последующие представления результатов встреч в Правительство Российской Федерации оказывают существенное влияние на принятие решений. Поднимаемые острые проблемы необходимо решать незамедлительно и Общественная Палата вносит свой вклад в обеспечение диалога специалистов по энергосбережению и представителей органов власти.
Руководителем сайта «Портал-Энерго.ru», Ковалем Сергеем Петровичем, была представлена информация о результатах проводимых интернет-колнференций по актуальным направлениям деятельности по повышению энергоэффективности. За год на сайте проведено 5 интернет-конференций:
- по проблематике организации деятельности энергоаудиторов. В мероприятии приняли участие 2500 человек;
- организация обучения специалистов по энергосбережению. Количество участников 3500;
- по проблематике разработки региональных и муниципальных программ энергосбережения. В конференции приняли участие 9800 специалистов. Мероприятие проходило во взаимодействии с Минрегионразвития т Российским энергетическим агентством;
- по организации учета энергоресурсов в жилищном фонде. В конференции приняло участие 28000 специалистов. Мероприятие проходило во взаимодействии с Минрегионразвития;
- по организации предоставления энергосервисных услуг В конференции приняло участие около 10000 специалистов. Мероприятие проводилось во взаимодействии с рабочей группой по энергообеспечению и повышению энергоэффективности Общественной палаты России.
Как показала практика, это весьма востребованные мероприятия, которые позволяют собрать на одной площадке лучших специалистов по энергосбережению для того, что бы получить от них рекомендации по тому, как преодолевать те проблемы, с которыми сталкиваются в регионах при реализации проектов повышения энергоэффективности. Если на первых интернет-конференциях их участники были в основном из региональных центров, Московской и Ленинградской области, то последующие конференции собирали участников в среднем из 5-6 районов каждого региона. Поэтому поступавшие вопросы отражали массу нюансов восприятия и проблем с которыми сталкиваются специалисты при развертывании деятельности по повышению энергоэффективности. Таким образом мероприятия из информационно-просветительских получили дополнительную важную функцию углубленного мониторинга состояния обсуждаемых проблем. К сожалению, проблем очень много. С одной стороны это проблемы роста, с другой стороны, это проблемы, порождаемые недоработками действующего законодательства, как непосредственно 261 закона, так и разрабатываемых в соответствии с ним подзаконных актов. Если говорить усреднено, то примерно на половину поступающих вопросов не удается получить рекомендаций экспертов. Не потому что эксперты не компетентны, а потому, что если нет соответствующих регламентов в действующем законодательстве, то рекомендация эксперта превращается а его личное мнение, а это, как говорится, судом при хозяйственных спорах не учитывается. Эта ситуация весьма характерна для отношений при организации учета энергоресурсов и для предоставления энергосервисных услуг.
Представителем Российского энергетического агентства, руководителем Департамента развития законодательства в области энергетики и инноватики, Туликовым Алексеем Викторовием был дан краткий обзор состояния законодательства об энергосбережении и его оценка. В частности было отмечено:
В статью 3 Закона «Об энергосбережении внесена поправка с указанием на право субъектов федерации и органов местного самоуправления на самостоятельное принятие нормативно-правовых актов в сфере повышения энергоэффективности. При этом Российским энергетическим агентством рекомендовано при принятии регионального законодательства в сфере организации энергосбережения предусматривать:
- План реализации Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на территории субъекта РФ
- Изменения и дополнения в положения об отраслевых органах исполнительной власти субъекта РФ
- Положение о координационном совете в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории субъекта РФ (межведомственной рабочей группе)
- Перечень обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в МКД, включаемых в состав обязательных требований к содержанию общего имущества в многоквартирном доме
- Перечень дополнительных рекомендуемых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан
- Требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами исполнительной власти субъекта РФ
- Порядок предоставления за счет средств бюджета субъекта РФ поддержки отдельным категориям потребителей путем выделения им средств на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также реализации иных мер государственной поддержки
- Положение об информационном обеспечении энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории субъекта РФ.
В результате проводимого мониторинга состояния работы по реализации законодательства об энергосбережении РЭА отмечает сложившуюся ситуацию соответствия требованиям законодательства:
При этом, по мнению представителя РЭА, существует ряд проблем в законодательстве, которые сдерживают процессы повышения энергоэффективности в стране:
- незавершенность правового регулирования в энергетике, промышленности и иных энергоемких отраслях экономики, отсутствие экологической направленности закона
- отсутствуют требования к государственной программе и ее связи с региональными и муниципальными программами, в том числе в части целевых показателей
- подмена технического регулирования правовым регулированием, отсутствие четких указаний о разработке соответствующих технических регламентов
- избыток переходных положений в основной части закона, что затрудняет его восприятие и препятствует его эффективному применению
- несоответствие объема полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления предъявляемым к ним требованиям
- приоритет административных методов правового регулирования перед экономическим стимулированием и саморегулированием
- отсутствие положений о мониторинге реализации законодательства, разработке регулярных докладов о его исполнении и предложений о его совершенствовании
В докладе генерального директора Агентства практического энергосбережения ЦФО Ворожихина Владимира Вальтеровича была дана принципиальная оценка организации повышения энергоэффективности в стране. Анализ состояния энергокомплекса ЦФО был отражен в сводной таблице:
При этом для управления отраслью характерно:
Энергетики не заинтересованы в повышении энергоэффективности – неверно выстроена система экономического регулирования и система тарифообразования. В ряде регионов произошел фактическое подчинение органов регулирования естественных монополий их «подопечными». При планировании мероприятий повышения энергоэффективности в большей степени ориентируются на эффект, чем на эффективность. Сроки окупаемости планируемых мероприятий в ряде случаев достигают 130 лет!
Выход из ситуации представитель АПЭ ЦФО видит в развитии интеллектуальной системы управления энергоэффективностью, которая должна формироваться на базе интеллектуальных систем энергоснабжения. При этом должны решаться следующие задачи:
решение вопросов для локальных сетей и подключения распределенной энергетики на розничные рынки.
развитие технологий умных сетей за счет мероприятий следующих групп, предусматривающих формирование и развитие:
- современных средств автоматизации электрических сетей;
- нового поколения гибридной адаптивной распределенной энергетики, технологий энергаккумулирования и вовлечения в энергетический оборот возобновляемых источников энергии (ВИЭ);
- технологий «умный дом», «активный дом»;
- автоматизированных систем присоединения нагрузок и генерации, диспетчеризации и расчета тарифов розничных рынков;
- системы прогнозирования развития энерготехнологий, перспектив их конкретной технической реализации и экономических показателей будущих периодов и потребления энергии на мировых и региональных рынках.
Хотя многие технические и организационные решения в сфере создания интеллектуальных сетей за рубежом уже отработаны, в России имеются свои разработки, которые можно применить при решении соответствующих задач. Но для этого необходимо формирование:
- библиотеки инвестиционных проектов «Технические решения для энергетики», методик адаптации их к местным техническим и экономическим условиям, формирования производственных, инвестиционных и инновационных программ на основе проектов (восстановление ресурса-модернизация-развитие);
- прикладных исследований рисков и экономической эффективности инвестиционных проектов на основе сбора фактических данных;
- систем интеллектуального интерактивного управления (ИИСУ) высокого уровня;
- системы непрерывного дистанционного образования и личностного развития специалистов;
- программы взаимодействия с регионами присутствия и участия в федеральных программах, в том числе мероприятий по распространению достижений технологий «умных сетей» на иные направления хозяйственной деятельности;
- системы партнерских отношений в сфере международного развития, в первую очередь в рамках взаимодействия с ЕС (7 Рамочная программа, ERA-NET, AccessRu);
- комплексного метапроекта по реализации «умных сетей» с увязкой интересов, трансфером инноваций, ориентированного на ускорение сбалансированного развития всего социально-экономического комплекса страны.
В докладе генерального директора компании «АвиаТЭКС Каскад», Егорова Александра Александровича, была представлена система автоматизированного учета расхода энергоресурсов, а так же дана общая оценка состояния энергоэффективности в России и основных препятствий, которые стоят на пути реализации программ повышения энергоэффективности. В частности было отмечено:
- Энергоёмкость ВВП в нашей стране намного превышает энергоёмкость ВВП западных стран. Расход электроэнергии на $1 ВВП в развитых странах — 0,46 кВ·ч, в США — 0,52, а в России — 4,7.
- Российские удельные затраты электроэнергии в десять раз превышают мировые, а с учётом больших транспортных и технологических потерь — почти в 15 раз.
- Доля электроэнергии в структуре себестоимости валовой продукции в России доходит до 50%, в развитых странах — до 5%.
- По энергорасточительности Россия занимает 11-е место в мире, пропустив вперёд только Азербайджан, Украину, Казахстан, Танзанию, Никарагуа и ещё несколько развивающихся стран.
Основные препятствия на пути повышения энергоэффективности:
- Недостатки в статистическом учете объемов потребляемой энергии и энергоресурсов в разрезе отраслей, регионов, городов и поселений.
- Неполноценный учет потребления всех видов энергии и энергоресурсов в промышленности и быту (электричества, газа, угля, мазута, тепла, питьевой и хозяйственной воды, канализационных стоков, вентиляции).
- Отсутствие единой государственной политики в области энерго-ресурсосбережения и единого центра управления такой политикой.
- Отсутствие целенаправленной системной пропаганды для изменения отношения общества к проблеме энергоэффективности
Выход из ситуации в создании гибких интеллектуальных распределительных сетей передачи электроэнергии, которые будут в состоянии исполнять функции оперативного мониторинга поставки и расходования энергии, а так же обеспечивать функцию приема энергии от источников малой генерации.
В докладе председателя Совета директоров компании Ресурсинвест Шибаевой Ирины Васильевны была так же дана оценка состояния учета энергоресурсов в ЖКХ. По оценке компании:
- Задолженность потребителей за предоставленные услуги ЖКХ за 1 квартал 2011 месяцев увеличилась на 14% и составляет более 160 млрд. рублей.
- Скрытый аутсорсинг за услуги расчетно-сервисного обслуживания составляет от 5 до 12% от сумм выставляемых счетов или в абсолютном выражении более 250 млрд. руб. ежегодно.
- Разница между сведениями оперативной отчетности и сведениями официальной статистики составляет более 40%.
Причины такого положения дел:
- Отсутствует полная и достоверная информация о состоянии объектов и субъектов ЖКХ.
- Отсутствуют стандарты расчетно-сервисного обслуживания потребителей услуг и требования к системам коммерческого учета потребления.
- Отсутствует комплексная технологическая и техническая реализация «сквозного бизнес-процесса»: измерение – учет – начисление – расчет – платеж.
Следствия:
- Социальная напряженность, вызванная с неэффективной организацией предоставления коммунальных услуг, их качеством и стоимостью.
- Принятие неоптимальных управленческих решений, низкая эффективность использования бюджетных средств.
- Несвоевременный и низкий уровень оплаты населением потребленных услуг.
Решить проблему можно только комплексно:
Повышение эффективности конечного потребления коммунальных ресурсов и обеспечение на этой основе улучшения эксплуатации жилищного фонда и комфортности проживания населения, сдерживание роста коммунальных платежей, а также уменьшение расходов бюджета на энергообеспечение.
При этом нужно обеспечить решение следующих задач:
- Ликвидация необоснованных платежей потребителей, защита их прав и законных интересов от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.
- Расчет величин полезного отпуска по показаниям приборов учета, выявление и устранение причин коммерческих и непроизводственных потерь.
- Обеспечение единства измерений между производителями и потребителями, разрешение конфликтных ситуаций между ними. Управление дебиторской задолженностью.
- Сокращение удельных величин потребления при повышении уровня комфортности за счет управления качеством.
С точки зрения компании, инструменты, которые могут обеспечить решение поставленных задач:
- Комплексное решение, обеспечивающее «сквозную автоматизацию» бизнес-процессов измерений, учета, начислений и расчетов.
- Единая муниципальная база информационных ресурсов.
- Инновационная тарифная политика.
Обеспечение энергосбережения и повышение энергетической эффективности в жилищном фонде не может быть достигнуто только путем установки приборов учета - требуется создание автоматизированной информационно-измерительной системы (АИИС) учета потребления энергоресурсов, которая является одним из поставщиков сведений в ЕМБИР:
- o приборах учета,
- о работоспособности приборов учета,
- о параметрах потребления энергоресурсов,
- об аварийных и нештатных ситуациях при предоставлении коммунальных ресурсов.
Для эффективности и оперативности принятия решений и возможности использования АИИС при внедрении дифференцированных тарифов на коммунальные ресурсы, без необходимости приобретения дорогостоящих приборов учета,
сведения о потреблении энергоресурсов в АИИС должны учитываться в режиме реального времени (или почти реального времени: не реже 1 раза в 1 час).
Реализованные компанией проекты дают возможность решения следующих задач:
- Обеспечение прозрачности расчета тарифов и нормативов на коммунальные ресурсы и услуги. Доведения тарифов до уровня экономически обоснованных.
- Формирование инструментально подтвержденных и обоснованных производственных и инвестиционных программ.
- Сокращение операционных издержек организаций жилищно-коммунального комплекса на организацию учета и сервисного обслуживания потребителей до 10%.
- Формирование достоверных многоуровневых (дом, квартал, район, город) энергетических балансов.
- Создание муниципальных многофункциональных центров информирования потребителей и муниципальных интернет-порталов с использованием единого хранилища данных.
- Контроль обоснованности размеров предоставления субсидий и их использования. Сокращение соответствующих статей бюджета.
Уменьшение затрат граждан на оплату коммунальных услуг за счет сокращения потребления и снижения себестоимости производства.
Автор: Коваль Сергей Петрович