Реализация требований закона «Об энергосбережении …» сталкивается со множеством препятствий. Прежде всего это проблемы недостаточной проработки нормативно-правой базы и отсутствие методических рекомендаций по применению законодательства в различных сферах хозяйственной деятельности. Наиболее острый характер приобретают проблемы в бюджетной сфере, где деятельность организаций жестко регламентирована всевозможными инструкциями. Тем не менее, внимательное изучение законодательства и его грамотное применение позволяет многие проблемы разрешить в рамках существующей нормативно-правовой базы. Компания «Ресурсинвест», возглавляемая Шибаевой Ириной Васильевной, имеет значительный опыт внедрения систем учета энергоресурсов. Опыт работы и грамотное применение действующего законодательства позволяют компании разрешать многие организационные и технические проблемы ее заказчиков. В связи с этим мы обратились с просьбой об интервью к Члену экспертного совета комиссии Совета Федерации по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, председателю совета директоров ЗАО "Ресурсинвест" , Шибаевой Ирине Васильевне, с просьбой ответить на несколько вопросов, которые интересуют посетителей сайта «Портал-Энерго.ru». Интервью записал руководитель проекта «Портал-Энерго.ru» Коваль Сергей Петрович.
В ходе недавно проведенной интернет- конференции на сайте «Портал-Энерго.ru» по проблематике учета энергоресурсов многие вопросы аудитории не получили ответов экспертов, поскольку нет таких ответов в действующей нормативной базе. Таких вопросов, к сожалению, немало, а это проблемы, с которыми уже не первый год сталкиваются специалисты при реализации государственной политики по повсеместной организации учета энергоресурсов. Скажите, каким образом осуществляется разработка нормативно-правовой базы в сфере организации учета энергоресурсов и почему в ней так много недоработок?
Действительно, к настоящему моменту остались неурегулированные федеральным законодательством некоторые противоречия на уровне отношений, возникающих при установке приборов учета, отсутствие единства метрологии, ущерб от мошенничества, воровства и искажений показаний приборов учета.
Тем не менее, практика работы нашей компании (ЗАО «Ресурсинвест») в данном случае показывает, что при заинтересованности в организации эффективного управления жилищно-коммунальным комплексом и настойчивости всех сторон, включая местные органы власти, в настоящее время достаточно нормативн0-правовых актов для выполнения задач, поставленных Правительством и Президентом. Это, в первую очередь, такие законодательные акты как постановление Правительства РФ от 14.07.2008 №520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» и Федеральный закон от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Как показывает практический опыт организаций, управляющих жилищным фондом, оборудованным приборами учета потребления коммунальных ресурсов и узлами управления, экономия на одного жителя при переходе на расчеты с жителями за фактическое тепло- и водопотребление по показаниям общедомовых приборов учета составляет до 200 руб. в месяц на одну квартиру.
При этом достичь баланса интересов производителей и потребителей ресурсов позволяют положения 520 постановления. Постановлением вводится ясный и простой механизм - правила дифференциации тарифов на услуги организаций коммунального комплекса и правила применения двуставочного тарифа.
Введение двуставочных тарифов - это одно из ключевых направлений совершенствования тарифного регулирования в ЖКХ. Дело в том, что распространенная ныне практика установления одноставочных тарифов, основанных на нормативном потреблении ресурсов, да еще в отсутствие приборов учета, не способствует их рациональному использованию. Зачастую потребитель или платит за непотребленные ресурсы, или фактически расходует больше, чем предусмотрено нормативами. Если потребитель подключен к сети, но не потребляет услугу, то предприятие не получает никакой выручки даже за то, что осуществляет определенную деятельность по поддержанию сетей в надлежащем состоянии.
Двуставочные тарифы во многом снимают эти вопросы и способствуют повышению финансовой устойчивости коммунальных предприятий путем устранения риска потерь, вызванных сезонными и климатическими факторами в потреблении коммунальных услуг.
Двуставочный тариф на услуги коммунального хозяйства означает, что устанавливается тариф, который в свою очередь включает:
- плату за возможность предоставления определенного количества услуги в случае желания потребителя получить ее, потребитель должен возмещать затраты производителя на поддержание основных средств в работоспособном состоянии;
- плату за фактически предоставленную услугу, которая должна возмещать затраты, возникающие у производителя в случае доведения услуги до потребителя, и обеспечивать расширенное воспроизводство.
В этой связи необходимо реализовывать положения федерального закона об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и повсеместно устанавливать индивидуальные приборы учета и обеспечивать расчеты жителей за коммунальные услуги по их показаниям, а в дальнейшем вводить в практику применение дифференцированных по времени тарифов - гибких и справедливых в отношении как к потребителю, так и к поставщику.
Именно таким образом можно достичь баланса интересов всех участников рынка ЖКХ и обеспечить оптимальную реализацию инвестиционных и производственных программ организаций жилищно-коммунального комплекса.
Кроме того, 6 мая постановлением Правительства РФ № 354 утверждены новые правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, которые позволили устранить явные несуразности действующего 307 постановления. Принятие 354 постановления, по моему мнению, послужит дополнительным стимулом к установке индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов.
Тем самым делается еще один шаг в решении основной задачи государства – дать человеку инструмент, с помощью которого он будет управлять объемом и качеством коммунальных услуг.
Недавно принято Постановление Правительства № 354, которым вводятся в действие новые правила предоставления коммунальных услуг. Что изменилось в учете коммунальных услуг в связи с принятием этого постановления. Какие несуразности действующего 307 Постановления удалось устранить, какие проблемы не удалось решить новым Постановлением?
Новые правила должны прийти на смену действующим, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307. Постановлением РФ от 06.05.2011г. №354, в том числе, будет решена проблема небалансов (разница между показаниями общедомового счетчика и суммой показаний индивидуальных приборов учета), уравнены категории собственников жилья имеющих приборы учета и без них.
Новые правила содержат принципиальные новшества:
- все небалансы будут распределять не только между собственниками жилых помещений, но и собственниками нежилых помещений – владельцев кафе, парикмахерских, аптек и подобных предприятий, находящихся в конкретном жилом доме. Теперь эти помещения, где обычно очень большие расходы энергетических ресурсов, также участвуют в оплате того небаланса, который имеет место в доме. Прежде такой возможности не было;
- по каждому виду коммунальных услуг вводится два платежа: за потребление внутри жилого помещения и за потребление на общедомовые нужды. При этом предусматривается установление нормативов потребления услуг на общедомовые нужды в многоквартирном доме. Данная мера направлена на то, чтобы упорядочить расчёты за общедомовое потребление ресурсов при отсутствии коллективных приборов учёта. Прежде такой возможности не было;
- сокращены сроки ожидания долгов от неплательщика. Теперь предоставление коммунальных услуг может быть приостановлено по истечении 3-х месяцев задержки оплаты. При этом, если такой пункт будет в договоре, управляющая компания как исполнитель коммунальных услуг будет иметь право «перекрыть» любую коммунальную услугу (кроме отопления и холодного водоснабжения), независимо от того, за какую услугу сложилась задолженность. Предполагается, что такая мера должна повысить дисциплину расчетов;
- жителям многоквартирных домов будет предоставлена возможность напрямую осуществлять расчеты с ресурсоснабжающими организациями – на основании решения общего собрания.
Логика нового 354-го постановления подразумевает введение таких нормативов, по которым платить станет невыгодно, что в свою очередь будет стимулировать установку приборов учета. Иначе под сомнением окажется выполнение 261-го закона об энергосбережении, который обязывает местные власти и всех жителей оборудовать приборами учета все дома, все квартиры. В идеале нормативы должны быть увеличены в разы, чтобы потребители устанавливали счетчики.
Отсюда можно сделать вывод, что в интересах каждого собственника жилья установить приборы учета и платить по факту количество потребленных коммунальных услуг, а не по уставленному нормативу. Но есть и та категория граждан, кому ставить приборы учета, мягко говоря, не выгодно. Зачастую, в квартире, где прописан один человек, на самом деле может жить и трое, и пятеро, и семеро. Сложно предположить, что семь человек будут потреблять столько же коммунальных ресурсов, сколько и один. А небаланс, который добросовестный плательщик оплачивает, складывается, в том числе, и за счет таких недобросовестных граждан, когда реальное потребление коммунальных ресурсов в разы больше той суммы, которую платят по нормативам. В итоге, постановление №354 не отменяет плату за небаланс, а попросту делит его величину на всех жильцов дома ежемесячно.
Безусловно, новые правила, утвержденные Правительством, более справедливы. Однако полагаться на то, что завтра их применение снимет все проблемы, имеющиеся в расчетах с поставщиками коммунальных услуг, не стоит. Многое будет зависеть от установленных на региональном уровне нормативов потребления.
Так, если нормативы потребления для квартир, не имеющих приборов учета, будут занижаться, вновь возникнет проблема небалансов. Считаю, что в переходный период необходимо максимально стимулировать установку индивидуальных приборов учета и пересмотреть нормативы потребления в сторону их разумного увеличения.
Отмечу, что окончательное вступление в силу планируемых изменений и отмена 307-го ожидается в ноябре – после того, как Министерство регионального развития внесет изменения в постановление №306, которое регулирует порядок установления нормативов оказания коммунальных услуг.
Учет энергоресурсов это база для последующих начислений и расчетов. По большому счету, счетчик напрямую считает наши деньги. Далее передача информации о показаниях приборов учета и начисления. Как должна обеспечиваться точность учета, передачи информации и точность начислений с позиции действующего законодательства и практики его применения? Приходится ставить этот вопрос, поскольку проблема искажения показаний приборов учета и искажений при последующей передачи информации реально существует.
Эффективное преобразование отношений сферы ЖКУ предполагает учет уроков ее реформирования в странах с различным уровнем социально-экономического развития. Как показывает анализ опыта реформирования стран Восточной Европы первый этап, через который проходит сфера ЖКУ в процессе реформирования, состоит в общем упорядочивании сферы ЖКУ, в том числе в налаживании взаимодействия между участниками рынка, в наведении порядка в расчетах и контроля качества предоставляемых услуг.
Реалии нашего времени таковы, что не выдерживаются технические требования к характеристикам приборов учета. Так, при установке общедомовых приборов учета электроэнергии, не проверяется соответствие ему установленных ранее индивидуальных приборов учета в данном доме (например, возможные интервалы погрешности). Это приводит к тому, что при определении стоимости потребления электроэнергии на общедомовые нужды (разница между показаниями общедомового прибора учета и объемами потребления собственниками квартир) происходит увеличение платы для каждого собственника в 1,5 – 2 раза относительно объемов, определенных по индивидуальному прибору учета. В увеличении стоимости коммунального ресурса играет также роль время снятия показаний с общедомовых и индивидуальных приборов учета: только одновременное снятие показаний позволяет минимизировать стоимость коммунальных услуг, потраченных на общедомовые нужды.
Для исключения преднамеренного искажения данных учета необходимо выполнение следующих условий:
- средства измерения, входящие в состав узла учета и сам узел в целом метрологически надежны;
- средства измерения, входящие в состав узла, и сам узел учета в целом защищены от несанкционированного вмешательства, нарушающего достоверный учет;
- отсутствие человеческого фактора.
Помимо этого, должен быть обеспечен:
- сбор данных неавтоматизированных и автоматизированных измерительных систем, предназначенных для целей коммерческого учета коммунальных ресурсов;
- применение современных высокоэффективных IT-решений при централизованном сборе и обработке информации;
- надзор за эксплуатацией и техническим обслуживанием узлов учета и внутридомовых средств сбора данных, включая инфраструктуру сбора и передачи данных;
- постоянный надзор за сохранностью устройств безопасности аппаратных и программных средств с целью предотвращения несанкционированного доступа к системам сбора коммерческой информации;
- контроль за выполнением поверок аппаратуры измерительных каналов и в целом нижних уровней иерархии автоматизированных информационно-измерительных систем коммерческого учета потребления энергоресурсов и т.д.
Кроме того, необходимо внедрять инновационные технологии, серьезные программно-аппаратные комплексы промышленного уровня, обеспечивающие оперативный учет коммунальных ресурсов, контроль деятельности организаций жилищно-коммунального комплекса и реализующие учетно-расчетные процедуры начисления и оплаты потребителями жилищно-коммунальных услуг.
В целях обеспечения точности учета, передачи информации и точности начислений за потребленные коммунальные ресурсы компанией ЗАО «Ресурсинвест» предлагается решение, представляющее собой взаимоувязанный комплекс технических и прикладных инноваций:
- технологически унифицированный взаимоувязанный комплекс приборов учета, как групповых (общедомовых), так и индивидуальных;
- автоматизированная информационно-измерительная система коммерческого учета поставки и потребления коммунальных ресурсов и услуг (АИИСКУПЭ);
- современная расчетно-сервисная (биллинговая) система обслуживания поставщиков и потребителей жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) по принципу «единого окна»;
- единая для всех субъектов жилищно-коммунального хозяйства система учета и мониторинга;
- центр информирования и информационный портал, обеспечивающие информационно-справочное обслуживание потребителей и поставщиков энергоресурсов.
В результате реализации данного решения повышается эффективность потребления коммунальных ресурсов, уменьшаются расходы на энергообеспечение промышленных объектов, сдерживается роста коммунальных платежей, повышаются качественные характеристики эксплуатации жилищного фонда и комфортности проживания населения.
Все программные и технические решения, используемые ЗАО «Ресурсинвест» при реализации проекта, обладают требуемыми сертификатами и лицензиями, удостоверяющими правомочность их применения на территории Российской Федерации.
В основе проекта лежит единая обобщенная база данных об объектах и субъектах рыночных отношений муниципальной сферы ЖКХ, информационных и технологических бизнес-процессах, заложенная в подсистему информационного обеспечения процесса управления. При этом для оперативной передачи информации создается разветвленная мультисервисная сеть, охватывающая все сооружения, а в качестве «мозгового центра» используется оборудование, позволяющее решать задачи автоматизации в различных инфраструктурных проектах на базе информационно-коммуникационных технологий. Справочно-информационная система работы с потребителями позволяет оперативно реагировать на нештатные ситуации, предоставлять жильцам необходимую информацию всеми современными способами.
Предлагаемое решение компании «Ресурсинвест» гармонично вписывается в процессы взаимодействия потребителей жилищно-коммунальных услуг, организации жилищно-коммунального комплекса, Администрации субъектов РФ и муниципальных образований, соответствующих министерств и ведомств федерального уровня.
Каким Вы видите для потребителя выход из проблемы не гарантированной точности учета и передачи информации? Где гарантия независимости оператора учета и гарантия того, что он не вступит в сговор с потребителем или поставщиком энергоресурсов с целью «подкорректировать» нужным образом показания приборов учета или информацию о таких показаниях?
На сегодняшний день наиболее сложная ситуация в муниципальных образованиях возникает при определении полезного отпуска коммунальных ресурсов конечным потребителям за отчетный период (месяц) и формировании такого показателя, как коммерческие потери, источником которых служат безучетное и бездоговорное потребление, неточность учета, недоучет объемов и качества поставленных и потребленных коммунальных ресурсов. В то же время ресурсоснабжающие организации покрывают свои издержки за счет повышения тарифов и, тем самым, формируют статистику корректированных данных, на основании которых формируется политика развития отрасли и инвестиционные программы.
В подобных случаях гарантом достоверности коммерческой информации и ее соответствия требованиям действующих нормативных документов, т.е. легитимности информации, должен стать оператор учета потребления коммунальных ресурсов.
Понятие оператора учета введено в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р. Концепцией предусмотрено обеспечение государственной поддержки развития и окончательного формирования к 2012 году института операторов коммерческого учета, как одной из мер в устранении энергетических барьеров социально-экономического развития Российской Федерации и использования потенциала энергосбережения.
В качестве оператора учета потребления коммунальных ресурсов выступает независимая организация, которая оказывает участникам рынка ЖКХ (генерирующие, сетевые, сбытовые компании, исполнители ЖКУ, потребители) услуги:
- по сбору, хранению и обработке показаний приборов учета, необходимых для определения взаимных финансовых обязательств субъектов рынка ЖКХ,
- по учету и обработке данных о нештатных ситуациях при поставке коммунальных услуг,
- прочие сопутствующие услуги по согласованию с заказчиками (техническое обслуживание средств измерений, формирование энергобалансов и т.д.).
Задачи, которые должен решать оператор учета, можно сформулировать следующим образом:
- обеспечение единства измерений между производителями и потребителями коммунальных ресурсов, упорядочивание взаимоотношений между поставщиками коммунальных ресурсов и конечными потребителями – гражданами;
- защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц, а также организаций бюджетной сферы от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений, используемых в сфере энергоснабжения;
- организация эффективной системы управления бизнес-процессами предоставления коммунальных услуг:
- внедрение инновационных технологий учета и их постоянное совершенствование;
- обеспечение оперативной обработки нештатных ситуаций при поставке коммунальных ресурсов;
- ведение документооборота между организациями коммунального комплекса и конечными потребителями коммунальных ресурсов, отражающего динамику потребления и представляющего собой массив данных, на основе которого решаются задачи оптимизации энергопотребления;
- оптимизация затрат организаций бюджетного сектора на коммунальные ресурсы
Вопрос независимости оператора учета лежит в самом понятии этого субъекта рынка ЖКХ. И от того, насколько добросовестно будут решены задачи, возложенные на оператора учета, будет зависеть вопрос о нахождении данной компании на рынке подобных услуг.
Гарантия независимости оператора учета предопределена самим его положением на рынке услуг ЖКХ. Понятно, что случае обнаружения сговора оператора с потребителем или поставщиком энергоресурсов, существование данного недобросовестного оператора ставится под вопрос.
Скажите, Ваша компания участвует в реализации энергосервисных контрактов? Как Вы расцениваете перспективу применения этого организационно-финансового инструмента повышения энергоэффективности в системе ЖКХ нашей страны и в жилищном фонде в частности?
Компания ЗАО «Ресурсинвест» видит большую перспективу в подходе к энергосбережению на основе энергосервисных договоров (контрактов), поэтому в настоящее время мы активно прорабатываем это направление в переговорах с заказчиками.
Как известно, энергосервисный договор – общепризнанный во всем мире метод работы в сфере повышения энергетической эффективности. Он основан на предоставлении специализированной энергосервисной компанией комплекса услуг по практическому энергосбережению с возмещением собственных расходов и получением финансовой прибыли из фактически достигаемой экономии энергозатрат. В рамках данного вида отношений потребитель энергоресурсов предварительно не расходует свой капитал: основную часть риска берет на себя энергосервисная компания, которая реализует данный проект.
В Европе заключение энергосервисных контрактов практикуется еще начиная с 1970-х годов, где он понимается как инновационная технология финансирования, при которой сэкономленные средства от снижения объемов энергопотребления используются для оплаты стоимости реализации энергосберегающих мер.
В нашей стране практическое применение указанных договоров предусмотрено положениями главы 5 федерального закона от 23.11.2009г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Несмотря на ожидаемый сильный спрос на энергоэффективные технологии, рынок энергоэффективности еще не развит. Причину этого я вижу в том, что законодательно не урегулированы все вопросы, с которыми часто сталкиваются стороны, заинтересованные в энергосбережении.
Если говорить о промышленных предприятиях, то здесь наблюдается следующее: недоверие к энергосервисному контракту в виду непонимания механизмов работы; риски выбора некомпетентной энергосервисной компании; практическое отсутствие финансовых и страховых продуктов, разработанных специально под сам энергосервисный контракт; отсутствие регулирующих и контролирующих органов за исполнением предписаний закона. Если говорить о бюджетной и социальной сфере, то здесь ситуация так же непростая. Здесь встает проблема, как причислить долгосрочный энергосервисный контракт как проект, который выходит за текущую практику бюджетирования? Компания должна получать свою прибыль в течение пяти-семи лет, пока проект окупается. Это первое. Второе – как удержать сэкономленные средства? Должен быть соответствующий механизм. И третье: экономия бюджетных средств на энергоресурсы, которые будут появляться в будущем, не будет постоянной. Тем не менее, компания должна иметь гарантию, что в будущем она будет получать средства. Соответственно встает вопрос – как заключить такой контракт, стоимость которого будет меняться со временем? Кроме того, нет четко прописанных положений для реализации энергосервисных контрактов, ввиду чего энергосервисная компания не имеет четкого понимания о разграничении полномочий и способе финансирования проекта на объекте бюджетной сферы.
Безусловно, перспектива применения энергосервисных договоров как организационно-финансового инструмента повышения энергоэффективности в системе ЖКХ нашей страны очевидна. Однако для подхода к энергосбережению на основе энергосервисного договора необходимо дальнейшая серьезная проработка нормативной правовой базы, касающейся энергосервиса.
При подведении итогов проведенных мероприятий по энергосбережению в основном могут учитываться две составляющие: на какую сумму сократились платежи за энергоресурсы и какую сумму не пришлось бы заплатить в связи с ростом цен. Обе составляющие находятся под существенными рисками субъективных искажений. Каким образом на законодательном уровне и на практике может быть решена проблема точности расчетов экономического эффекта от проводимых мероприятий по энергосбережению?
На практике проблема точности расчетов экономического эффекта от проводимых мероприятий по энергосбережению должна решаться путем унификации на государственном уровне используемых решений.
Создание промышленных учетно-расчетных систем, применяемым в ЖКХ, и определение требований к ним, в рамках создания единых муниципальных баз данных информационных ресурсов позволит обеспечить необходимой информацией основные направления деятельности государства, требующие достоверных, комплексных и оперативных данных.
Затраты на внедрение и эксплуатацию учетно-расчетных систем возможно организовать по аналогии с механизмами энергосервисных договоров, когда по достижению возврата инвестиционных затрат платежи населения за жилищные и коммунальные услуги снизятся за счет оплаты учетно-расчетных услуг на уровне, необходимом для функционирования используемого прикладного решения.
Кроме того, необходимо внести в установленном порядке изменения в законодательство Российской Федерации, предусматривающие:
- введение стандартов расчетно-сервисного и информационного обслуживания граждан;
- введение стандартов деятельности организаций осуществляющих управление, эксплуатацию и обслуживание жилищного фонда и организацию государственного контроля за их деятельностью;
- установление требований к наличию, составу и содержанию единых муниципальных баз информационных ресурсов жилищно-коммунального хозяйства и типовых требований к прикладным решениям, используемым для актуализации единых муниципальных баз информационных ресурсов (ЕМБИР);
- установление общетехнических требований к информационным системам ЕМБИР.
В настоящее время мы находимся в начальной стадии организации коммерческого учета потребления энергоресурсов в сфере жилищных и коммунальных отношений. За рубежом этот этап давно пройден и система учета работает без конфликтов, по крайней мере об этом ничего не слышно. Технологические схемы теплоснабжения и эффективность практически всех элементов систем теплоснабжения, менталитет потребителя у нас и у "них" существенно различаются. Тем не менее, мы пытаемся перенимать, а часто копировать их систему учета, пытаемся использовать их аппаратные средства на наших сетях и на конечных установках потребителя, например на наших радиаторах отопления. Реализуемо ли это на практике с позиции обеспечения точности измерений и обеспечения достоверности показаний?
Не соглашусь, что Россия находится в начальной стадии организации коммерческого учета потребления энергоресурсов в сфере жилищных и коммунальных отношений. В настоящее время в стране реализуются проекты, охватывающие 100-200 тыс. приборов учета. Существуют и менее масштабные проекты, но, в целом, процесс организации коммерческого учета развивается в полной мере.
Что касается западного опыта по реализации систем учета, то в настоящее время достаточно крупные проекты реализуются в Англии (проектом предусматривается создание системы коммерческого учета, охватывающей несколько миллионнов приборов учета), в США и других странах. Не обходится и без сбоев в системах учета – не так давно в одном из штатов США порядка 30% показаний, снятых с приборов учета, были недостоверными. Другое дело, что на Западе системы коммерческого учета стандартизированы, причем сначала стандарт утверждается на уровне Евросоюза, и только потом уже спускается в страны. По сути, это – технические требования.
Что касается обеспечения точности измерений и обеспечения достоверности показаний западных систем коммерческого учета, то они имеют хорошие характеристики и не уступают отечественным разработкам. Безусловно, для применения в Российской Федерации необходимо прохождение сертификации зарубежной системы коммерческого учета в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии как средства измерений.
В нашей стране институт коллективного собственника многоквартирных домов только в стадии становления. Во многом ситуация, сложившаяся в России с многокватирными домами уникальна: это социальное по сути жилье с приватизированными квартирами. Консолидированные решения жителей на практике даются с огромным трудом, что создает питательную почву для бурного роста мошенничества при управлении домами и расчетах за коммунальные услуги, как со стороны руководителей ТСЖ, так и в части воздействия на показания индивидуальных приборов учета. Как технически или законодательно создать условия, которые принудят к честности?
К сожалению, организация и деятельность управляющих организаций напрямую не контролируется никем кроме собственников, которые ее выбрали. Это привело к тому, что управляющие организации исчезают с рынка и появляются на нем совершенно бесконтрольно, идет постоянный обмен домами между управляющими организациями. Это усиливает риски неплатежей в сторону ресурсоснабжающих организаций: жители оплачивают коммунальные услуги, управляющая организация не перечисляет эти деньги ресурсоснабжающим организациям, а ресурсоснабжающие организации отключают дома от коммунальных ресурсов.
В целях разработки и ускоренной реализации комплексных мероприятий, направленных на решение сложившейся ситуации в ЖКХ, Министерством регионального развития РФ была разработана федеральная целевая программа «Комплексная программа реформирования и модернизации ЖКХ на 2010-2020 годы», которая предусматривает меры по дальнейшему внедрению принципа государственно-частного партнерства и реформированию отрасли с широким привлечением инвестиций, применением долгосрочных арендных и концессионных схем, оказанию помощи частным структурам и гражданам в оплате процентных ставок по кредитам.
При этом одним из ключевых инструментов создания условий для эффективного инвестирования в коммунальную инфраструктуру являются единые муниципальные базы информационных ресурсов (ЕМБИР), включающие в себя автоматизированный сбор информации, расчетно-сервисное обслуживание потребителей услуг по принципу «одного она», контроль за несанкционированным потреблением ресурсов, обмен данными с отраслевыми государственными автоматизированными системами и другие мероприятия.
Кроме того, создание автоматизированных систем коммерческого учета потребления энергоресурсов позволит управляющим и ресурсоснабжающим организациям снизить текущие ежемесячные затраты на содержание контролеров (до 1,5 %), обеспечивающих снятие показаний с общедомовых и индивидуальных приборов учета, а так же устранить риски, связанные с ручным сбором показаний с приборов учета.
Внедрение современных промышленных учетно-расчетных систем в рамках создания ЕМБИР позволит не только минимизировать удельную стоимость издержек организаций ЖКК в тарифах на коммунальные услуги для населения, но и сократить риски потери или искажения информации организациями ЖКК при предоставлении статистических и финансовых отчетов в органы местного самоуправления и органы статистики, а так же при формировании производственных и инвестиционных программ для расчета тарифов.
Реализация положений разработанной ФЦП позволит обеспечить полный цикл учета производства, транспортировки и потребления коммунальных ресурсов, сформировать единое информационное пространство ЖКХ, повысить эффективность управления организацией предоставления коммунальных услуг на муниципальном и региональном уровне и минимизирова9ть инвестиционные риски при реализации проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры. Интеграция муниципальных баз данных на региональном уровне позволит использовать также ЕМБИР в качестве единого достоверного и непротиворечивого источника актуальных данных для разработки и актуализации программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, расчета критериев доступности коммунальных услуг для потребителей, долгосрочного тарифного регулирования, планирования объемов и форм социальной поддержки.
Большое спасибо Вам, Ирина Васильевна, за то, что Вы уделили время для интервью. Надеюсь, что Ваш опыт, знания помогут разрешить многие проблемы становления отношений в жилищной сфере нашей страны в новых условиях.