Уважаемая Людмила Алексеевна, прежде всего хочу отметить высокий уровень актуальности поставленных вопросов, не позволяющий поддерживать обычное состояние поверхностности, характерное для СМИ по этой теме. Примерно таим же образом стаивились и обсуждались вопросы Рабочей группы Общественной палаты РФ по вопросам энергоснабжения, энергосбережения и энергоэффективности, проходившее 17 июня в здании Общественной палаты, где мне довелось выступить с докладом на тему энергетического сервиса.
В заседании участвовали представители федеральных исполнительных органов власти, промышленники и предприниматели, московские энергетики и представители банковских структур, в том числе Европейского банка реконструкции и развития. По результатам выступлений, а также мониторинга состояния энергосбережения в России, сделанном Рабочей группой Общественной палаты РФ и сайтом «Портал-Энерго.ru», было констатировано что настоящее положение процесса реализации закона 261-ФЗ оценивается как катастрофическое.
На сегодня не заключено ни одного энергосервисного договора на принципах, заложенных в законе в связи с отсутствием разработанных механизмов привлечения внебюджетных средств, погашение которых производилось бы за счёт средств, сэкономленных от внедрения энергоэффективных мероприятий. Именно создание такого рабочего механизма предусматривается законом 261-ФЗ, и именно эта часть общих проблем энергосбережения является сегодня тем «пусковым механизмом», по которому стало бы возможным массовое возникновение нового вида бизнеса, бизнеса, называемого энергетическим сервисом, которым в развитых в энергетическом отношении странах владеют наиболее подготовленные профессионалы – энергетики. Именно потому, что мой доклад был посвящён как раз решению этой проблемы, он был отдельно отмечен Руководителем Рабочей группы г-ном Либетом А.А как наиболее актуальный, по которому принято решение о необходимости на 3-х или 4-х «опытных площадках» провести практическое опробование предложенного механизма и обеспечить создание организационно-правовых механизмов по ряду других «белых пятен» в практических конструкциях, без которых требования закона останутся без реализации. В настоящее время от Рабочей группы мне предложено подготовить ТЗ на состав вопросов и на непосредственное проведение опытной привязки предложенной мной «активной» формы энергосервисного договора (контракта), после чего планируется проведение рабочего совещания в городе, который будет назначен в качестве «базового».
Это лишь небольшой фрагмент в качестве пролога к заданной Вами теме, определяющий проблему на уровне Государственной Думы. Есть масса (именно масса) фактов по этой теме, связанных с интересом других федеральных ведомств к поиску механизмов реализации законодательных принципов в процессах организации энергосервиса, несмотря на то, что сильнейшее лобби монопольных энергопоставщиков не позволяет раскрывать тему энергосбережения по понятным причинам.
Теперь по Вашим вопросам.
Почувствовал ли бизнес стимул к переходу на энергосберегающие технологии после принятия закона об энергоэффективности?
Пока в действующее законодательство не будут введены нормы, определяющие эти стимулы, - не будет и мотивации в бизнесе.
Что мешает и что сопутствует приходу инвесторов в энергоэффективный сектор?
Есть ли у россиян (физических и юридических лиц – равно) понимание, как работать в области энергосбережения? Кто должен помочь в формировании этого понимания?
На сегодня нет разработанного рабочего механизма, гарантирующего погашение средств, инвестируемых исполнителем энергосервисного контракта на реализацию энергоэффективных мероприятий. Вся причина в отсутствии таких разработок в том, что потенциальные участники энергосервиса не знакомы с новой для них функцией поставки энергетических ресурсов, которая в обязательном порядке должна ими выполняться, наряду с исполнением функций по энергосервисному договору (контракту). Именно в этом свойстве и состоит новизна предложенного законом принципа погашения инвестированных средств за счёт получаемой экономии. К сожалению, изложение в законе получилось невнятным, однако, при изучении «западного» опыта можно раскрыть суть требований ст. 20 закона 261-ФЗ, а также Приказа Минэкономразвития РФ №174, принятого во исполнение ст. 20.
Говоря о запуске всего процесса энергосбережения в сфере потребления энергоресурсов, т.е. об обеспечении условий запуска в в соответствии с требованиями закона 261-ФЗ, а конкретно, статьи 26, требующей обязательного проведения конкурсов на лучшие условия поставки и оказания услуг по передаче, следует обратить внимание, что ни один из органов власти, обязанных обеспечить исполнение закона, не предъявляет требований к организациям, использующим энергоресурсы, по проведению таких конкурсов.
Особенно опасно для дела – это когда вместо серьёзной и профессионально трудной работы по настройке процессов действительного снижения затрат за счёт тех или иных действий, сплошь и рядом происходит подмена, профанация такой работы административными указаниями по снижению лимитов бюджетных средств, выделяемых ГРБС на оплату энергоресурсов. Трудно оценить вредность для будущего развития энергосбережения таких, с позволения сказать, действий, так как сиюминутные «успехи», полученные от «снятие пенок», приводят к изъятию реальной базы источника погашения инвестируемых затрат. По другому говоря, такими действиями куётся будущее поражение. Я уверен, что оценка таких подходов с точки зрения полезности для дела повышения энергоэффективности, необходима и она состоится.
Альтернативные источники энергии. Что тормозит внедрение этого направления в практику?
Лобби монопольных организаций, представленное во всех сферах исполнительных и законодательных (представительных) органах власти либо прямым присутствием, либо обеспеченное посредством коррупционно выстроенных схем, не ограниченное каким-либо действующим институтом общественного контроля. Нельзя исключить и профессиональную неподготовленность как не подверженной влиянию части представителей властных структур, так и самих потребителей энергоресурсов.
Как реально можно противостоять росту тарифов с помощью энергосберегающих технологий?
Прежде всего нужно иметь в виду, что 70% потенциала энергосбережения находится не у потребителей энергоресурсов, а у предприятий – субъектов энергетики, т.е. производителей, транспортирующих организаций и продавцов. По этой категории обеспечить управление динамикой, но и расходами, которые им определяет орган тарифного регулирования, элементарно просто. Для этого необходимо лишь возродить институт общественной экспертизы при органах тарифного (ценового) регулирования включением этого общественного формата в качестве полноправного члена президиума регионального регулирующего органа, чем вывести из области недоступных сведений о НВВ (необходимой валовой выручки) расходы регулируемых организаций, которые уже лет 10 как «срослись» с регулирующими.
Вторым действенным шагом должно быть развитие альтернативных видов в выработке энергии с помощью применения микро-теплоэлектростанций, развития энергетического сервиса на конкурсной основе с применением условий конкурса, обеспечивающих заданные экономические или технические параметры. Однако, и в этом случае нужны профессионалы, с чем у нас пока что тоже чрезвычайное положение.
Существует ли вероятность, что энергоэффективность и энергосбережение в жилищном комплексе сведется к установке счетчиков? Что необходимо предпринять, чтобы этого не случилось?
Такое опасение существует.
Прежде о самом оснащении приборами. Оно «захватило» общество в связи с непродуманностью механизма реализации требования о «всеобщем и обязательном» оприборивании. А противостояние объясняется на мой взгляд двумя причинами.
Одна из них – это принятая повсеместно позиция в части оплаты за устанавливаемые системы и средства измерения общего учёта потребляемых ресурсов многоквартирными домами. Эта позиция, в которой расходы перекладываются на собственников жилых помещений. По-моему, исходя из анализа нормативно-правовой базы и оценки иных вариантов решения этой проблемы,не связанных с использованием средств населения, это «непроходная» позиция.
Гораздо проще и надежнее найти решение в реализации тарифного варианта выделения средств на оснащение приборами учёта из состава средств НВВ поставщиков ресурсов, в составе которых такие затраты уже существуют. Причём, на увеличение тарифов, как это в один голос утверждают поставщики и (как ни странно!) регулировщики, эти затраты не отразятся, так как занимают незначительную величину по сравнению с другими видами затрат, например с затратами на сверхпотери при транспортировке, которые завуалированы в других затратах и «вскрыть» публично и «отнять» которые можно лишь опять – таки с введением института общественных экспертных советов в составе регулятора.
По вопросу к чему сведётся первый шаг в сфере энергосбережения в жилом фонде можно ответить по-разному в зависимости от опять-таки состояния квалификации постановщиков вопроса. Ими должны быть в соответствии с законом 261-ФЗ органы региональной власти. Они должны подготовить типовые мероприятия, осветить в средствах массовой информации, обеспечить порядком и механизмом исполнения. Я бы добавил ещё и «отработать на опытных площадках» приёмы реализации, концепцию дальнейшего развития хотя бы тех же средств учёта, имея в виду, что можно запустить бизнес по их дальнейшей эксплуатации и развитию на принципе выделения так называемого тарифа на «трафик» информации, чем бы и закончилась эта упорная борьба власти, профессионально не готовой к таким организационным решениям, и населением, бойкотирующим не только оплату за ненужные им приборы, но и по форме солидарного протеста – даже платежи за используемые ресурсы.
Понятно, что определяющим в развитии этого вопроса будет подготовленность власти в административной настройке процесса, после чего этот процесс может пойти в сторону интересов поставщиков (с новой формой доходного «приборного бизнеса»), либо в интересах населения с привлечением энергосервисных организаций, для чего предварительно отработав на ряде «опытных площадок» приемы гарантии рисков энергосервисных договоров посредством форм банковских гарантий, в частности, применением договоров по форме факторинга.
Как вы оцениваете перспективы внедрения энергосберегающих технологий в Ульяновске по сравнению с другими регионами России и успехи России – на фоне европейской и американской практики? В чем наш феномен?
Давать оценку не моё дело. Её (оценку) Вы можете найти в официальных отчётах Правительству органов, проводящих независимый мониторинг состояния. В частности, одним из таковых эта оценка, как я уже выше сказал, дана высшим и независимым органом - Рабочей группой Общественной палаты РФ по вопросам энергоснабжения, энергосбережения и энергоэффективности. Эта оценка характеризует состояние выполнения требований закона 261-ФЗ и в целом процесса энергосбережения как катастрофическое.
Директор ООО «Потенциал»,
Почётный работник ЖКХ России,
Заслуженный энергетик РФ,
Эксперт «portal-energo.ru»,
эксперт системы «Синергия»,
эксперт системы «Соэкс»,
К.Т.Н., профессор В. П. Шингаров.