Главная / Аналитика / Организация энергосбережения / Энергоаудит

Об энергоаудите и саморегулировании.Богданов С.И. Национальное объединение СРО энергоаудиторов.

Дискуссии о качестве энергоаудита и его месте в системе мер по повышению энергоэффективности возникают постоянно. Сайт «Портал-Энерго.ru» обратился с рядом вопросов к руководителю Комитета по сопровождению программ в сфере энергоэффективности, энергосбережения и внедрения новых технологий НП «Национальное объединение саморегулируемых организаций в области энергетического обследования» Богданову Сергею Ивановичу. Вопросы задавал руководитель проекта «Сайт «Портал-Энерго.ru» Коваль Сергей Петрович.

Об энергоаудите и саморегулировании.Богданов С.И.  Национальное объединение СРО энергоаудиторов.

Уважаемый Сергей Иванович! Вы возглавляете Комитет по сопровождению программ в сфере энергоэффективности, энергосбережения и внедрения новых технологий НП «Национальное объединение саморегулируемых организаций в области энергетического обследования». В недавнем прошлом Вы принимали самое активное участие в становлении саморегулирования в строительстве. Скажите, в чем сходство и различие саморегулирования в строительстве и в энергоаудите?

Впервые в истории РФ государство передало профессиональному сообществу часть своих функций. Мы сами принимаем правила и требования к членам наших партнерств по вопросам строительства, повышения качества работ и ответственности (N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях"). Поэтому в строительных СРО объединены организации, осуществляющие строительство, в СРО энергоаудиторов – организации, делающие эту работу. Эти две сферы саморегулирования разнятся по перечню видов работ, но по сути саморегулирования, что в строительстве, что в энергоэффективности общие цели и задачи.

Идея саморегулирования не нова и имеет давнюю историю. Это разного рода гильдии, ассоциации, союзы, русские братчины, артели, купеческие собрания и т.д.. Объединение людей в связи с профессиональной деятельностью и введение условий такой деятельности для защиты рынка от недобросовестной деятельности и конкурентов – вполне естественное свойство экономических отношений. Если не повторять формулировки закона «О саморегулируемых организациях», в чем Вы видите предназначение саморегулирования в России на современном этапе?

Я уверен, что профессиональное сообщество приведет законодательство в сфере строительства и энергоэффективности до такого уровня, при котором закон будет работать не против нас, а максимально четко определять правила нашей работы. В конечном итоге, это должно убрать административные барьеры, после чего строители будут заниматься только строительством, а энергоаудиторы - проведением энергетических обследований. Но в любом случае мы взаимосвязаны - по требованиям закона все вновь возводимые здания должны строиться с учетом энергоэффективности этих зданий. Поэтому мы не работаем каждый по отдельности, а ведем совместную деятельность.

Аналогов принятого в России закона «О саморегулируемых организациях» на момент его принятия не было. В разных странах мира органы власти взаимодействуют с саморегулируемыми профессиональными объединениями, но жесткого регламентирования их деятельности не применялось. В связи с чем, по Вашему мнению, потребовалось принятие соответствующего закона в Российской Федерации и ускоренная передача функций регулирования профессиональной деятельности саморегулируемым организациям?

Я думаю, это архиважное решение. 300-летний опыт саморегулирования в других странах показывает большой экономический эффект от передачи государственных функций к профессиональным сообществам. При этом государство не только передает нам гос. полномочия, но и перекладывает на нас ответственность за то, что мы делаем. В свою очередь все СРО в России входят в Национальные объединения, которые по сути являются координационными центрами, и задачи этих центров – консолидированное выражение мнения профессиональных сообществ, законодательная инициатива и отстаивание наших интересов во всех сферах и ветвях власти.

Как вы считаете, процесс становления саморегулирования в строительстве завершен?

Нет. Мы только в начале трудного пути, который, я уверен, будет способствовать развитию нашей страны. Потому что ни один закон, который будет приниматься в интересах профессионального сообщества, не будет принят без мнения наших экспертов.

В профессиональном сообществе строителей много нареканий на попытки переноса практики административного управления Госстроя в деятельность саморегулируемых организаций. Если СРО - это нечто вроде Министерства или главка с переносом административных методов управления отраслью, то это одна ситуация. Если это перенос немалого опыта профессиональной деятельности в интересах потребителя и производителя, то это другая постановка вопроса. Какова Ваша оценка ситуации со становлением саморегулирования у строителей, и в какой мере возможен перенос опыта организации саморегулирования в строительстве в сферу энергетических обследований? Каким Вы видите процесс становления саморегулирования в сфере энергетических обследований?

Сейчас идут бурные дискуссии по поводу внесения изменений в Градостроительный Кодекс и в закон о саморегулировании. Эти изменения касаются наделения Национальных объединений СРО контрольными функциями, при которых общественные организации фактически перекладывают функции государства на себя. Считаю это в корне неправильным, потому что в законе четко прописано – Нацобъединения не вправе вмешиваться в работу СРО, ограничивать их деятельность. Выполнение функций по надзору за СРО, и контролю за их деятельностью отнесено законодателем к ведению государства, поскольку в соответствии с законом «О системе государственной службы РФ» выполнение таких функций возможно только в рамках государственной службы. А если в деятельности СРО есть нарушения - у нас существует Ростехнадзор, прокуратура, следственный комитет, в функции которых входит, в том числе, и контроль за деятельностью СРО. Поэтому очередная попытка НОСТРОЙ провести это через окружные конференции не нашла поддержки у большинства руководителей СРО. Не поддержала эту инициативу и окружная конференция города Москвы – самая крупная из всех окружных организаций. К ее мнению также присоединились Приволжский федеральный округ, Санкт-Петербург, Ленинградская область и другие. И теперь, после таких очевидных недочетов руководства Национального Объединения Строителей, задача Национального Объединения СРО в области энергетического обследования – как раз построить такую схему работы, при которой ни одно важное решение не будет принято без учета большинства СРО энергоаудиторов. При этом мы учтем, как положительный, так и отрицательный опыт НОСТРОЯ.

Как Вы считаете, саморегулируемые организации энергоаудиторов в состоянии создать общепринятые стандарты профессиональной деятельности энергоаудиторов на уровне национального стандарта, или необходимо будет пройти путь конкуренции стандартов СРО для выхода на документы, которые фиксируют уровни минимального профессионального соответствия и требований? Какова роль в этих процессах представляемого Вами Национального объединения?

Каждая СРО энергоаудиторов не в состоянии создать стандарты нашей деятельности, но совместная работа с привлечением самых лучших экспертов позволит нам все эти стандарты не только создать, но и утвердить. Поэтому мы активно сотрудничаем с Минэнерго, РЭА и другими структурами по сближению наших позиций по этим вопросам. Поэтому в состав нашего совета входят ведущие специалист в этой отрасли – руководители таких СРО в области энергоаудита, как «СоюзДорЭнерго», «СредВолгЭнергоаудит», НП «Приволжская гильдия энергоаудиторов», «СПЕЦЭНЕРГОСЕРВИС», «Инженерные системы-аудит», «Сибэнергосбережение», «Межрегион Энерго Аудит».

В начале компании по созданию СРО в энергоаудите предполагалось, что будет около 30 СРО. В настоящее время зарегистрировано 111 СРО. Точного количества энергоаудиторов не знает никто. Специалисты предполагают, что полноправных энергоаудиторов примерно 5400. В одном все сходятся, что профи, которых действительно можно назвать энергоаудиторами, не более 10%. Значит, все остальные пока просто стажеры или лица, ставящие свою подпись под документами. Как долго будет продолжаться такое положение и каковы перспективы развития ситуации?

Тема энергоэффективности в России не новая, но только 261-ый закон четко определил правила игры, и сегодня одним из самых больных вопросов, который необходимо будет решить в самой ближайшей перспективе – это систематизация данных об энергоаудиторах, их профессиональном образовании, опыте работы и квалификации. Одной из основных наших задач является разработка единых требований к обучению энергоаудиторов, программ для энергоаудиторов, стандартов качества выполнения их работы.

Как Вы считаете, какова должна быть ответственность энергоаудитора за результаты обследования и его рекомендаций? Чем и кем должна быть обеспечена эта ответственность?

Контроль за качеством работы энергоаудиторов возложен на СРО. Если мы не будем контролировать и помогать нашим энергоаудиторам, то заказчики не будут принимать наши энергопаспорта, так как кроме проведения энергоаудита мы должны будем предлагать комплекс мероприятий по снижению теплоэнергопотерь. В законе определено 3 %-ое снижение этих потерь ежегодно, и заказчик, который при проведении этих мероприятий, не получил эффекта, никогда в будущем не обратится к этим специалистам. Время покажет какие компании профессионально и качественно делают свою работу. Сами компании будут заинтересованы в постоянном обучении энергоаудиторов, расширении приборного парка и будут привлекать к своей работе только специалистов своего дела.

Может ли быть оценен ущерб потребителя от непрофессиональной деятельности энергоаудитора? Если такой ущерб будет определен, кто будет покрывать убытки? Достаточно ли компенсационных фондов СРО для покрытия ущерба, или к управлению рисками в связи с деятельностью энергоаудиторов необходимо приглашать страховые компании?

Прямой ущерб оценить будет достаточно сложно. Однако задача любого СРО – не только контролировать работу организаций, входящих в ее состав, но и всячески помогать своим членам в ее работе. Возмещение ущерба из компенсационных фондов СРО, которые по сравнению со строительными, являются не большими, я думаю, возможно, но важным моментом является страхование деятельности энергоаудиторов в случае нанесения ущерба. Этот вопрос сейчас активно обсуждается профессиональным сообществом. Очень важно, что в самом начале пути нашего становления мы не исполняем законы, которые приняты без учета нашего мнения, а активно участвуем в их разработке.

Какие цели и задачи ставит перед собой НП «Национальное объединение саморегулируемых организаций в области энергетического обследования» при становлении саморегулирования в сфере энергетических обследований?

  • Участвовать в разработке нормативных документов, касающихся проведения энергетического обследования;
  • представлять национальное объединение на всех уровнях власти;
  • заниматься обучением, переобучением энергоаудиторов;
  • проводить анализ новых разработок и технологий в области энергоэффективности, энергосбережения.

Большое спасибо, Сергей Иванович, за Ваши подробные ответы на поставленные вопросы. Надеюсь на Ваше взаимодействие с сайтом «Портал-Энерго.ru» в представлении актуальной информации об организации энергетических обследований в нашей стране.

05.10.2011  |  Энергоаудит
SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →