Главная / Аналитика / Организация энергосбережения / Энергоаудит

О рынке энергоаудита, его участниках и проблемах. Мнение профи

На сайте «Портал-Энерго.ru» уже не раз затрагивалась тема бурного и противоречивого формирования рынка энергоаудита. В начале компании по формированию СРО энергоаудиторов планировалось, что количество СРО будет 30-35 и они будут объединять деятельность энергоаудиторов по всей стране. Жизнь внесла свои коррективы и сейчас уже 119 СРО, о количестве энергоаудиторских компаний можно только догадываться, поскольку допуск на деятельность энергоаудитора дается каждым СРО. Предполагается, что компаний, имеющих право на проведение энергетических обследований около 5,5 тысяч. Но количество не означает качество. О проблемах становления энергоаудита в статье исполнительного директора Союза СРО энергетического обследования Карастелина Павла Сергеевича.

О рынке энергоаудита, его участниках и проблемах. Мнение профи

Со дня регистрации в реестре Минэнерго первой саморегулируемой организации в области энергетического обследования (6 августа 2010 г.) прошел ровно год.

Срок относительно малый для формирования в полной мере так называемого профессионального сообщества энергоаудиторов, но срок вполне достаточный для определения негативных тенденций развития института саморегулирования в области энергетического обследования.

Энергетические обследования. Текущие проблемы

Если попытаться классифицировать основные проблемы, с которыми сегодня сталкивается энергоаудит, то получится следующая картина:

- количественный рост профессиональных участников в области энергетического обследования;

- обучение;

- Методологическое сопровождение;

- автоматизация процесса приема, учета и экспертизы энергетических паспортов;

- ценник на услуги;

- демпинг;

- информационно-разъяснительная работа;

- форма энергетического паспорта.

Энергоаудит. Бурный рост количества участников рынка.

По состоянию на середину августа т.г. зарегистрировано 107 саморегулируемых организаций в области энергетического обследования (СРО ЭО), членами которых являются не менее 5000 организаций, осуществляющих деятельность по проведению энергообследований.

До принятия закона 261-ФЗ количество профессиональных участников данной сферы деятельности не превышало трехсот компаний. Следовательно, за календарный год количество организаций, имеющих намерение проводить энергетические обследования, увеличилось почти в 17 раз! И этот процесс продолжается.

Не проводя аналитику причин столь впечатляющего ажиотажа вокруг деятельности энергоаудиторов, возможно разделить весь состав участников на несколько основных категорий:

- профессиональные энергоаудиторы со стажем и основной направленностью – не более 10%;

- компании, связанные со строительной деятельностью (изыскатели-проектировщики-строители) – не менее 50%;

- производители энергосберегающей продукции и технологий – не более 10%;

- «профессиональные» посредники – не менее 20%;

- прочие – 10%.

Другими словами: специалистов-энергоаудиторов, которые в состоянии самостоятельно и качественно провести энергообследование (без уточнения отраслевой направленности) подавляющее меньшинство.

К обязательным энергообследованиям, которое должно быть завершено до конца 2012 года, можно отнести не менее 500 000 объектов (по разным экспертным оценкам это самая пессимистическая цифра). И это не считая жилищного фонда! На каждую организацию, уже имеющую право проводить энергообследования получается не менее 100 объектов менее чем за полтора года! Даже без учета качества работ – нереально!

Обучение энергоаудиторов. Быстро и качественно?

В соответствии с 261-ФЗ достаточным условием на право заниматься деятельностью в области энергетических обследований является наличие не менее 4-х обученных специалистов. Остальное формальность.

При этом обучиться достаточно по 72-х часовой программе в учебном заведении, имеющем лицензию на обучение с соответствующими в приложении дисциплинами и утвержденную самим заведением программу обучения.

Учитывая, что наделение учебных заведений соответствующими лицензиями в введении Минобрнауки, проблем с получением удостоверения о прохождении тех самых 72-х часовых курсов не существует. Вопрос цены и времени. И не обязательно очно, - дистанционная форма обучения вполне достаточна.

Необходимо отметить, что в соответствии с п.п. 82-84 Распоряжения Правительства РФ от 01.12.2009 № 1830-р «План мероприятий по энергосбережению…» создание и обеспечение функционирования обучающих центров энергетической эффективности было поручено провести соответствующим уполномоченным органам власти еще в 2010 году. Данное поручение в настоящее время считается выполненным в соответствии с Приказом Минэнерго от 07.04.2010 № 148, в котором была приведена рекомендуемая 72-х часовая программа обучения энергоаудиторов, а так же перечень рекомендованных учебных заведений. В Минюсте, естественно, данный Приказ зарегистрирован не был.

При этом своим же Приказом от апреля текущего года Минэнерго 148-ой Приказ отменило.

Следовательно, вышеуказанное Распоряжение Правительства РФ в части пунктов 82-84 до сих пор не исполнено.

Следует отметить, что данное поручение уполномоченным органам власти (в частности: Минэнерго, Минобрнауки, Минрегион, Минпромторг и Минтранс) предусматривает создание региональных и отраслевых обучающих центров энергетической эффективности и предполагает более системный или более государственный подход в данном вопросе.

Методологическое обеспечение энергоаудита

Представляется, что вопрос методологического обеспечения, в частности обеспечение нормативными документами или документами, носящими рекомендательный характер, особенно в начальной стадии формирования такого вида деятельности как энергетическое обследование, должен являться для уполномоченного органа власти приоритетным.

Между тем единственным документом Минэнерго со дня вступления в силу закона № 261-ФЗ, разъясняющим какой-либо процесс в деятельности саморегулируемых организаций, был Приказ от 19.04.2010 № 182 «Об утверждении требований к энергетическому паспорту…».

При этом никаких методических рекомендаций по заполнению вновь введенных форм энергетического паспорта от уполномоченного органа до сих пор не выпущено.

Каждое СРО в меру своих сил и возможностей самостоятельно вынуждено разъяснять членам своего партнерства порядок заполнения энергетического паспорта.

И, как следствие, сплошные отказы со стороны Минэнерго в регистрации энергопаспортов (в подавляющем большинстве случаев по формальному признаку), переданных в его адрес саморегулируемыми организациями. Причем с нарушением всех возможных сроков рассмотрения документов.

Последствие же такого отказа для ряда энергоаудиторских компаний весьма негативные – многие заказчики (и не только бюджетной сферы) в порядках и условиях расчета предусматривают дату регистрации энергопаспорта именно в Минэнерго. Компании, не имеющие достаточных резервов, чтобы дождаться адекватных решений со стороны уполномоченного органа, в лучшем случае вынуждены отказываться от текущих заказов.

И с каждой неделей количество переданных на рассмотрение в Минэнерго документов значительно возрастает, а возможности ускорить процесс проверки ЭП в министерстве нет никаких. И вопрос даже не в количестве сотрудников соответствующего структурного подразделения. Принимать бумажные (хоть и правильно заверенные) копии ЭП и проводить проверку вручную силами одного - максимум двух человек в Министерстве – задача утопичная, а нужно еще и мотивированный ответ подготовить, и согласовать-подписать у руководства, и отправить адресату… а когда таких паспортов тысячи?

Об автоматизация процесса приема, учета и экспертизы энергетических паспортов

На самом деле – это всего лишь механизм организации работы. С выходом в свет Приказа № 182 было абсолютно понятно, что бумажный вариант ЭП нужен всего лишь для архива или на случай каких-нибудь разногласий. Ведь еще на стадии согласования-прохождения закона № 261 (тогда без номера) при формировании в последней редакции статьи об обязательных энергетических обследованиях были хотя бы приблизительно понятны масштабы работы! Ведь продумать вопрос о механизме автоматического приема сотен тысяч ЭП можно было бы заранее, а не указывать в разделе «Правила направления копии энергетического паспорта…» того же Приказа № 182 адрес официальной почты Минэнерго - minenergo@minenergo.gov.ru.

Без электронной версии энергопаспорта справиться с приемом и обработкой все нарастающего объема поступающих от СРО энергопаспортов не представляется возможным. Это же будет касаться и аналитики поступающей в Министерство из ЭП информации, и проведения экспертизы ЭП по основным ключевым показателям паспорта и проч. Только возможность выбора и использования альтернативных программ электронного ЭП, уже действующих в ряде СРО, естественно совместимых с базовой министерской программой, необходимо оставить за профессиональным сообществом.

Но вопрос этот необходимо решать в самом приоритетном порядке и в возможно сжатые сроки.

Цены на услуги энергоаудита

Отсутствие хотя бы рекомендованного порядка ценообразования на энергетическое обследование со стороны уполномоченного органа самым непосредственным образом и весьма отрицательно сказывается на масштабах проведения обязательных энергетических обследований в установленный законодательством срок.

Для бюджетных организаций, а также регионов и муниципальных образований формирование бюджетов, в том числе на энергосберегающие мероприятия (включая энергообследование), происходит заблаговременно, и, как правило, с обоснованием целевых статей расходов.

В отсутствие единого подхода к ценообразованию целые регионы не могут в достаточной точности заложить соответствующие расходы в бюджеты следующих периодов и, в лучшем случае, финансирование соответствующих статей бюджета осуществляется по «остаточному» принципу – сколько останется или из расчета «сколько заложили». В этой связи какого-либо достоверного понимания у целых регионов о масштабах достаточных расходов на энергетическое обследование не может быть и речи.

Именно из-за этого появляются на различных торговых площадках уже начальные предложения на проведение энергоаудита объектов по ценам, значительно уступающие «реальным».

Именно из-за этого начальное ценовое предложение на идентичные объекты в различных регионах (зачастую соседних) может отличаться в разы!

Принцип методики расчета цены на энергообследование, особенно в бюджетной сфере и в частности на объекты жилищного и социально-культурного значения, должен быть единый по всей стране с возможными минимальными отклонениями (коэффициентами) в зависимости от региона. Но и эти отклонения должны быть максимально прозрачны и четко зафиксированы соответствующими постановлениями на местах.

В настоящее время готовится выйти в свет постановление Правительства о субсидировании региональных программ энергосбережения. Принцип представления субсидий, основная часть которых, предполагается, пойдет на энергетические обследования, заложен в каких-то коэффициентах и расчетных показателях в зависимости от указанных в программах цифр. Представляется, что основным принципом субсидирования (стимулирования) регионов должен являться принцип владения информацией у себя на территории. В частности: адресный перечень всех объектов данной территории, подлежащих проведению обязательного энергообследования, с соответствующей детализацией этих объектов и приблизительной стоимостной оценкой.

Проводить выборочное энергообследование отдельных категорий объектов (например: жилых домов, школ и проч.) в отдельном регионе (муниципальном образовании) на бюджетные деньги не имеет никакого смысла! Но для выделения федеральных средств на проведение сплошного обследования у региональных властей должно быть однозначное понимание проблемы: от статистики объектов, требуемых финансовых ресурсов, до конечной цели после проведения энергоаудита.

Энергоаудит и демпинг

Еще одной наиболее острой проблемой при проведении конкурсных процедур следует признать принцип определения победителя торгов.

Тема достаточно серьезно обсуждается на разных уровнях бизнеса и власти со дня выхода закона № 94-ФЗ, однако, за годовую практику проведения торгов в сфере энергообследований, перешагнула все разумные пределы.

Уже совершенно обычная практика, когда от начальной цены предложения по государственным контрактам победителем признается лицо, предложившая цену в разы меньшую! Не редко и в десять раз!

Существует ведь разумно допустимые пределы, ниже которых качественно выполнить определенный объем работы совершенно не возможно!

Внесение изменений в закон – процедура не простая и, в большинстве своем, не быстрая, тем более в текущий момент, перед выборами. Однако вполне достаточно отдельного указа, в котором будет прописан механизм приостановки торгов (по госзакупкам), если цена предложения в ходе конкурса (аукциона) уменьшится более чем на 20-30-40-50%, не столь важно, главное, чтобы цена отсечения была определена. Лучше перенести торги, чем признать заведомо несостоявшегося и несостоятельного победителя.

Пока все смутно, необходима информационно-разъяснительная работа

Действующее законодательство в сфере энергоаудита не прямого действия. Нормативно-правовых актов, регламентирующих энергоаудит, сегодня практически нет. Уполномоченными органами, регулирующих деятельность энергоаудиторов сегодня являются Минэнерго и СРО энергоаудиторов. В последнее время в качестве таких органов формируется такое профессиональное объединение СРО энергоаудиторов, как Союз СРО энергетического обследования. Вполне естественно, если названные организации принимают на себя не только наименование уполномоченных, но и обязанность проведения информационно-разъяснительной работы на очень важной и ответственной стадии становления энергоаудита.

Одним из наиболее часто задаваемых вопросов, поступающих в саморегулируемые организации, является вопрос: «что является объектом энергоаудита?». По законодательству энергетическое обследование может проводиться в отношении продукции, технологического процесса, а также юридического лица, индивидуального предпринимателя. ОАО «Газпром», воинская часть или какой-то объект с особым режимом допуска – все являются юридическими лицами. Как организовать энергетическое обследование таких организаций? В первом случае – это огромная структура, расположенная в множестве территориальных образований, включающая в себя различные технологические процессы, объекты вспомогательного производства и административные здания. По структуре действующего энергетического паспорта в титульном листе предусмотрено только одно лицо, проводящее энергообследование. Следовательно, заказчик (ОАО «Газпром») должен определить одно лицо – энергоаудитора, который должен составить единый энергопаспорт на все общество. Задача, мягко говоря, трудноосуществимая.

Значительное количество вопросов возникает по объектам, переданным в долгосрочную аренду или длительное управление. Кто будет являться заказчиком энергообследования?

Отдельной строкой значатся вопросы по секретным объектам или объектам с особым режимом допуска. Не всегда имеется возможность обеспечить данных заказчиков соответствующими специалистами энергоаудиторами.

Эти и многие другие примеры требуют, зачастую, отдельных разъяснений и решений от уполномоченного органа власти.

О форме энергетического паспорта

После утверждения формы энергетического паспорта (Приказ Минэнерго от 19.04.2010 № 182) прошло около полутора лет. В ближайшее время профессиональное сообщество ожидает утверждения Минэнерго новых форм ЭП, более приемлемых для отдельных категорий потребителей, производителей и транспортировщиков ТЭР.

Адаптировать энергопаспорт под потребности каждой отрасли экономики страны – задача труднодостижимая и вряд ли целесообразная. Однако, предусмотреть в новых формах ЭП ряд показателей, которые напрямую попадали бы в систему статистической отчетности регионального (федерального) уровней по разделу «энергоэффективность» представляется целесообразным. Либо в формах статотчетности по указанному разделу следует предусмотреть соответствующие изменения. В любом случае процесс гармонизации сведений из энергопаспорта в общероссийскую систему статистики не должен остаться без внимания.

Кроме того, с введением новых форм энергопаспорта следует в обязательном порядке предусмотреть разумный срок переходного периода с действующих форм ЭП на новый формат, а также возможность технической совместимости обоих версий в единой базе данных Минэнерго. В противном случае могут возникнуть проблемы между заказчиками и исполнителями по текущим и/или длящимся договорам на энергообследование.

Карастелин Павел Сергеевич, исполнительный директор Союза СРО ЭО

25.10.2011  |  Энергоаудит
SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →