Со дня регистрации в реестре Минэнерго первой саморегулируемой организации в области энергетического обследования (6 августа 2010 г.) прошел ровно год.
Срок относительно малый для формирования в полной мере так называемого профессионального сообщества энергоаудиторов, но срок вполне достаточный для определения негативных тенденций развития института саморегулирования в области энергетического обследования.
Энергетические обследования. Текущие проблемы
Если попытаться классифицировать основные проблемы, с которыми сегодня сталкивается энергоаудит, то получится следующая картина:
- количественный рост профессиональных участников в области энергетического обследования;
- обучение;
- Методологическое сопровождение;
- автоматизация процесса приема, учета и экспертизы энергетических паспортов;
- ценник на услуги;
- демпинг;
- информационно-разъяснительная работа;
- форма энергетического паспорта.
Энергоаудит. Бурный рост количества участников рынка.
По состоянию на середину августа т.г. зарегистрировано 107 саморегулируемых организаций в области энергетического обследования (СРО ЭО), членами которых являются не менее 5000 организаций, осуществляющих деятельность по проведению энергообследований.
До принятия закона 261-ФЗ количество профессиональных участников данной сферы деятельности не превышало трехсот компаний. Следовательно, за календарный год количество организаций, имеющих намерение проводить энергетические обследования, увеличилось почти в 17 раз! И этот процесс продолжается.
Не проводя аналитику причин столь впечатляющего ажиотажа вокруг деятельности энергоаудиторов, возможно разделить весь состав участников на несколько основных категорий:
- профессиональные энергоаудиторы со стажем и основной направленностью – не более 10%;
- компании, связанные со строительной деятельностью (изыскатели-проектировщики-строители) – не менее 50%;
- производители энергосберегающей продукции и технологий – не более 10%;
- «профессиональные» посредники – не менее 20%;
- прочие – 10%.
Другими словами: специалистов-энергоаудиторов, которые в состоянии самостоятельно и качественно провести энергообследование (без уточнения отраслевой направленности) подавляющее меньшинство.
К обязательным энергообследованиям, которое должно быть завершено до конца 2012 года, можно отнести не менее 500 000 объектов (по разным экспертным оценкам это самая пессимистическая цифра). И это не считая жилищного фонда! На каждую организацию, уже имеющую право проводить энергообследования получается не менее 100 объектов менее чем за полтора года! Даже без учета качества работ – нереально!
Обучение энергоаудиторов. Быстро и качественно?
В соответствии с 261-ФЗ достаточным условием на право заниматься деятельностью в области энергетических обследований является наличие не менее 4-х обученных специалистов. Остальное формальность.
При этом обучиться достаточно по 72-х часовой программе в учебном заведении, имеющем лицензию на обучение с соответствующими в приложении дисциплинами и утвержденную самим заведением программу обучения.
Учитывая, что наделение учебных заведений соответствующими лицензиями в введении Минобрнауки, проблем с получением удостоверения о прохождении тех самых 72-х часовых курсов не существует. Вопрос цены и времени. И не обязательно очно, - дистанционная форма обучения вполне достаточна.
Необходимо отметить, что в соответствии с п.п. 82-84 Распоряжения Правительства РФ от 01.12.2009 № 1830-р «План мероприятий по энергосбережению…» создание и обеспечение функционирования обучающих центров энергетической эффективности было поручено провести соответствующим уполномоченным органам власти еще в 2010 году. Данное поручение в настоящее время считается выполненным в соответствии с Приказом Минэнерго от 07.04.2010 № 148, в котором была приведена рекомендуемая 72-х часовая программа обучения энергоаудиторов, а так же перечень рекомендованных учебных заведений. В Минюсте, естественно, данный Приказ зарегистрирован не был.
При этом своим же Приказом от апреля текущего года Минэнерго 148-ой Приказ отменило.
Следовательно, вышеуказанное Распоряжение Правительства РФ в части пунктов 82-84 до сих пор не исполнено.
Следует отметить, что данное поручение уполномоченным органам власти (в частности: Минэнерго, Минобрнауки, Минрегион, Минпромторг и Минтранс) предусматривает создание региональных и отраслевых обучающих центров энергетической эффективности и предполагает более системный или более государственный подход в данном вопросе.
Методологическое обеспечение энергоаудита
Представляется, что вопрос методологического обеспечения, в частности обеспечение нормативными документами или документами, носящими рекомендательный характер, особенно в начальной стадии формирования такого вида деятельности как энергетическое обследование, должен являться для уполномоченного органа власти приоритетным.
Между тем единственным документом Минэнерго со дня вступления в силу закона № 261-ФЗ, разъясняющим какой-либо процесс в деятельности саморегулируемых организаций, был Приказ от 19.04.2010 № 182 «Об утверждении требований к энергетическому паспорту…».
При этом никаких методических рекомендаций по заполнению вновь введенных форм энергетического паспорта от уполномоченного органа до сих пор не выпущено.
Каждое СРО в меру своих сил и возможностей самостоятельно вынуждено разъяснять членам своего партнерства порядок заполнения энергетического паспорта.
И, как следствие, сплошные отказы со стороны Минэнерго в регистрации энергопаспортов (в подавляющем большинстве случаев по формальному признаку), переданных в его адрес саморегулируемыми организациями. Причем с нарушением всех возможных сроков рассмотрения документов.
Последствие же такого отказа для ряда энергоаудиторских компаний весьма негативные – многие заказчики (и не только бюджетной сферы) в порядках и условиях расчета предусматривают дату регистрации энергопаспорта именно в Минэнерго. Компании, не имеющие достаточных резервов, чтобы дождаться адекватных решений со стороны уполномоченного органа, в лучшем случае вынуждены отказываться от текущих заказов.
И с каждой неделей количество переданных на рассмотрение в Минэнерго документов значительно возрастает, а возможности ускорить процесс проверки ЭП в министерстве нет никаких. И вопрос даже не в количестве сотрудников соответствующего структурного подразделения. Принимать бумажные (хоть и правильно заверенные) копии ЭП и проводить проверку вручную силами одного - максимум двух человек в Министерстве – задача утопичная, а нужно еще и мотивированный ответ подготовить, и согласовать-подписать у руководства, и отправить адресату… а когда таких паспортов тысячи?
Об автоматизация процесса приема, учета и экспертизы энергетических паспортов
На самом деле – это всего лишь механизм организации работы. С выходом в свет Приказа № 182 было абсолютно понятно, что бумажный вариант ЭП нужен всего лишь для архива или на случай каких-нибудь разногласий. Ведь еще на стадии согласования-прохождения закона № 261 (тогда без номера) при формировании в последней редакции статьи об обязательных энергетических обследованиях были хотя бы приблизительно понятны масштабы работы! Ведь продумать вопрос о механизме автоматического приема сотен тысяч ЭП можно было бы заранее, а не указывать в разделе «Правила направления копии энергетического паспорта…» того же Приказа № 182 адрес официальной почты Минэнерго - minenergo@minenergo.gov.ru.
Без электронной версии энергопаспорта справиться с приемом и обработкой все нарастающего объема поступающих от СРО энергопаспортов не представляется возможным. Это же будет касаться и аналитики поступающей в Министерство из ЭП информации, и проведения экспертизы ЭП по основным ключевым показателям паспорта и проч. Только возможность выбора и использования альтернативных программ электронного ЭП, уже действующих в ряде СРО, естественно совместимых с базовой министерской программой, необходимо оставить за профессиональным сообществом.
Но вопрос этот необходимо решать в самом приоритетном порядке и в возможно сжатые сроки.
Цены на услуги энергоаудита
Отсутствие хотя бы рекомендованного порядка ценообразования на энергетическое обследование со стороны уполномоченного органа самым непосредственным образом и весьма отрицательно сказывается на масштабах проведения обязательных энергетических обследований в установленный законодательством срок.
Для бюджетных организаций, а также регионов и муниципальных образований формирование бюджетов, в том числе на энергосберегающие мероприятия (включая энергообследование), происходит заблаговременно, и, как правило, с обоснованием целевых статей расходов.
В отсутствие единого подхода к ценообразованию целые регионы не могут в достаточной точности заложить соответствующие расходы в бюджеты следующих периодов и, в лучшем случае, финансирование соответствующих статей бюджета осуществляется по «остаточному» принципу – сколько останется или из расчета «сколько заложили». В этой связи какого-либо достоверного понимания у целых регионов о масштабах достаточных расходов на энергетическое обследование не может быть и речи.
Именно из-за этого появляются на различных торговых площадках уже начальные предложения на проведение энергоаудита объектов по ценам, значительно уступающие «реальным».
Именно из-за этого начальное ценовое предложение на идентичные объекты в различных регионах (зачастую соседних) может отличаться в разы!
Принцип методики расчета цены на энергообследование, особенно в бюджетной сфере и в частности на объекты жилищного и социально-культурного значения, должен быть единый по всей стране с возможными минимальными отклонениями (коэффициентами) в зависимости от региона. Но и эти отклонения должны быть максимально прозрачны и четко зафиксированы соответствующими постановлениями на местах.
В настоящее время готовится выйти в свет постановление Правительства о субсидировании региональных программ энергосбережения. Принцип представления субсидий, основная часть которых, предполагается, пойдет на энергетические обследования, заложен в каких-то коэффициентах и расчетных показателях в зависимости от указанных в программах цифр. Представляется, что основным принципом субсидирования (стимулирования) регионов должен являться принцип владения информацией у себя на территории. В частности: адресный перечень всех объектов данной территории, подлежащих проведению обязательного энергообследования, с соответствующей детализацией этих объектов и приблизительной стоимостной оценкой.
Проводить выборочное энергообследование отдельных категорий объектов (например: жилых домов, школ и проч.) в отдельном регионе (муниципальном образовании) на бюджетные деньги не имеет никакого смысла! Но для выделения федеральных средств на проведение сплошного обследования у региональных властей должно быть однозначное понимание проблемы: от статистики объектов, требуемых финансовых ресурсов, до конечной цели после проведения энергоаудита.
Энергоаудит и демпинг
Еще одной наиболее острой проблемой при проведении конкурсных процедур следует признать принцип определения победителя торгов.
Тема достаточно серьезно обсуждается на разных уровнях бизнеса и власти со дня выхода закона № 94-ФЗ, однако, за годовую практику проведения торгов в сфере энергообследований, перешагнула все разумные пределы.
Уже совершенно обычная практика, когда от начальной цены предложения по государственным контрактам победителем признается лицо, предложившая цену в разы меньшую! Не редко и в десять раз!
Существует ведь разумно допустимые пределы, ниже которых качественно выполнить определенный объем работы совершенно не возможно!
Внесение изменений в закон – процедура не простая и, в большинстве своем, не быстрая, тем более в текущий момент, перед выборами. Однако вполне достаточно отдельного указа, в котором будет прописан механизм приостановки торгов (по госзакупкам), если цена предложения в ходе конкурса (аукциона) уменьшится более чем на 20-30-40-50%, не столь важно, главное, чтобы цена отсечения была определена. Лучше перенести торги, чем признать заведомо несостоявшегося и несостоятельного победителя.
Пока все смутно, необходима информационно-разъяснительная работа
Действующее законодательство в сфере энергоаудита не прямого действия. Нормативно-правовых актов, регламентирующих энергоаудит, сегодня практически нет. Уполномоченными органами, регулирующих деятельность энергоаудиторов сегодня являются Минэнерго и СРО энергоаудиторов. В последнее время в качестве таких органов формируется такое профессиональное объединение СРО энергоаудиторов, как Союз СРО энергетического обследования. Вполне естественно, если названные организации принимают на себя не только наименование уполномоченных, но и обязанность проведения информационно-разъяснительной работы на очень важной и ответственной стадии становления энергоаудита.
Одним из наиболее часто задаваемых вопросов, поступающих в саморегулируемые организации, является вопрос: «что является объектом энергоаудита?». По законодательству энергетическое обследование может проводиться в отношении продукции, технологического процесса, а также юридического лица, индивидуального предпринимателя. ОАО «Газпром», воинская часть или какой-то объект с особым режимом допуска – все являются юридическими лицами. Как организовать энергетическое обследование таких организаций? В первом случае – это огромная структура, расположенная в множестве территориальных образований, включающая в себя различные технологические процессы, объекты вспомогательного производства и административные здания. По структуре действующего энергетического паспорта в титульном листе предусмотрено только одно лицо, проводящее энергообследование. Следовательно, заказчик (ОАО «Газпром») должен определить одно лицо – энергоаудитора, который должен составить единый энергопаспорт на все общество. Задача, мягко говоря, трудноосуществимая.
Значительное количество вопросов возникает по объектам, переданным в долгосрочную аренду или длительное управление. Кто будет являться заказчиком энергообследования?
Отдельной строкой значатся вопросы по секретным объектам или объектам с особым режимом допуска. Не всегда имеется возможность обеспечить данных заказчиков соответствующими специалистами энергоаудиторами.
Эти и многие другие примеры требуют, зачастую, отдельных разъяснений и решений от уполномоченного органа власти.
О форме энергетического паспорта
После утверждения формы энергетического паспорта (Приказ Минэнерго от 19.04.2010 № 182) прошло около полутора лет. В ближайшее время профессиональное сообщество ожидает утверждения Минэнерго новых форм ЭП, более приемлемых для отдельных категорий потребителей, производителей и транспортировщиков ТЭР.
Адаптировать энергопаспорт под потребности каждой отрасли экономики страны – задача труднодостижимая и вряд ли целесообразная. Однако, предусмотреть в новых формах ЭП ряд показателей, которые напрямую попадали бы в систему статистической отчетности регионального (федерального) уровней по разделу «энергоэффективность» представляется целесообразным. Либо в формах статотчетности по указанному разделу следует предусмотреть соответствующие изменения. В любом случае процесс гармонизации сведений из энергопаспорта в общероссийскую систему статистики не должен остаться без внимания.
Кроме того, с введением новых форм энергопаспорта следует в обязательном порядке предусмотреть разумный срок переходного периода с действующих форм ЭП на новый формат, а также возможность технической совместимости обоих версий в единой базе данных Минэнерго. В противном случае могут возникнуть проблемы между заказчиками и исполнителями по текущим и/или длящимся договорам на энергообследование.
Карастелин Павел Сергеевич, исполнительный директор Союза СРО ЭО