Главная / Аналитика / Организация энергосбережения / Энергоаудит

О проблемах энергоаудита и об объединениях объединений энергоаудиторов.

На сегодняшний день в стране зарегистрировано 120 саморегулируемых организаций энергоаудиторов, объединяющих около 5,5 тысяч энергоаудиторских компаний. Буквально в течение одного года количество энергоаудитров увеличилось в 20 раз. Но проблемы бурного роста дают о себе знать все настойчивее. Поэтому сами СРО энергоаудиторов начинают объединяться в союзы СРО. О союзах СРО энергоаудиторов и о проблемах энергоаудита в статье исполнительного директора Союза СРО в области энергетического обследования Карастелина П.С.

О проблемах энергоаудита и об объединениях объединений энергоаудиторов.


Союз саморегулируемых организаций в области энергетического обследования учрежден шестью СРО из Москвы, Томска, Екатеринбурга, Казани и Саратова, которые, в свою очередь, созданы при участии авторитетнейших региональных центров энергоэффективности и ведущих профильных ВУЗов страны, имеющих более 15-ти летний опыт работы в сфере энергосбережения, повышения энергетической эффективности, использования возобновляемой энергетики и проведения энергетических обследований (в т.ч.- в разработке Федерального закона «Об энергосбережении» №28-ФЗ от 1996г. и подзаконных актов к нему, организации самого процесса реализации закона, создания региональных центров энергосбережения и т.д.).

Союз СРО ЭО обрел свой юридический статус в апреле т.г.

В соответствии с законом о саморегулируемых организациях № 315-ФЗ (п.1 ст.24) СРО вправе создавать ассоциации (союзы) в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях.

При этом решение об участии саморегулируемой организации в ассоциации (союзе) саморегулируемых организаций принимается общим собранием членов саморегулируемой организации в порядке, установленном ее уставом (п.3 ст.24).

Для самой СРО имеются проблемы организации и проведения общего собрания членов СРО. Так сложилось, что в большинстве СРО в области энергетического обследования значительная часть членов географически расположены не в месте нахождения центрального органа самой СРО. Это существенно затрудняет проведение общих собраний для принятия решения по вопросу участия в профессиональном объединении участников данной сферы деятельности. Кроме того, часть существующих СРО весьма многочисленны. Если в СРО 100-150 членов, рассредоточенных по всей территории страны, провести предварительное согласование документов, собрать представителей компаний, принять легитимное решение – более, чем проблематично. А на этапе становления саморегулирования встречаться нужно регулярно, иначе как выработать приемлемые регламенты саморегулирования, стандарты профессиональной деятельности и решения о консолидации?

Возвращаясь к Союзу СРО ЭО изначально ставил своей основной целью объединение именно на профессиональной основе, защиту интересов и помощь профессиональному сообществу СРО и их членам в этом важном направлении экономики страны – энергетическом обследовании.

На последнем общем собрании Союза, которое состоялось 22 сентября текущего года в городе Кудепста Краснодарского края, обсуждались вопросы, непосредственно затрагивающие интересы всего профессионального сообщества, в т.ч. определение единых принципов формирования:

- ценообразование энергетического обследования;

- стандартов и правил проведения энергетических обследований;

- доработки и разработки новых методик проведения энергообследований;

- экспертизы энергетического паспорта;

- участия систем добровольной сертификации в деятельности членов Союза,

И т.д.

Отдельной темой обсуждения, не вошедшей в официальную повестку дня общего собрания, стало обсуждение существующих форм энергетических паспортов (ЭП) и предлагаемых Минэнерго России вариантов новых форм ЭП.

Необходимо отметить, что существующие проекты новых форм ЭП были разработаны в рамках работы рабочей группы при Российском энергетическом агентстве (РЭА), которая была сформирована из представителей саморегулируемых организаций в области энергетического обследования. Принцип формирования этой рабочей группы остается секретом. Но ни один представитель Союза (Москва, Екатеринбург, Томск, Казань, Саратов), многие из которых, позвольте повториться, имеют богатейший опыт и стоявшие у истоков этого вида деятельности (в том числе разрабатывавшие ГОСТы и другие документы по паспортам), не участвовал в деятельности этой рабочей группы и даже не был приглашен.

Появившийся проект ЭП стал неприятной неожиданностью для членов Союза (да я думаю и для всего профессионального сообщества), а дальнейшее «совершенствование» этой работы не поддается здравым комментариям. Оставим эту тему для отдельной статьи. Отметим лишь, что последний вариант ЭП можно смело назвать «отчетом о работе энергоаудитора», но никак не энергопаспортом. Нужен совершенно другой концептуальный подход к его содержанию и формам как таковым. Хотелось бы надеяться, что с приходом нового руководства в профильный департамент Минэнерго России будет достигнуто взаимопонимание проблематики вопроса и энергопаспорт будет разработан не для галочки, а для нужд потребителя.

С этой целью хотелось бы еще раз подчеркнуть необходимость влияния профессионального сообщества на формирование правил функционирования нашего вида деятельности. Сегодня, к сожалению, консолидированное мнение энергоаудиторов оказалось «размыто» среди 120 СРО, объединяющих более 5,5 тысяч энергоаудиторских компаний. Положение осложняется тем, что профессиональное соответствие энергоаудиторов, мягко говоря, пока недостаточное. Об этом говорят на всех уровнях. Государство заявило о своем намерении передавать ряд функций регулирования профессиональной деятельности СРО. Но почему тогда государственными органами принимаются документы, которые с профессиональной точки зрения не выдерживают никакой критики? Ярким примером тому являются итог работы той самой рабочей группы по разработке новых форм ЭП и деятельность по регистрации СРО.

В связи со сказанным, хотелось бы отметить, важность создания профессиональных объединений саморегулируемых организаций в сфере энергетического обследования. Следует отметить, что представляемый мною Союз СРО ЭО является не единственным объединением саморегулируемых организаций в области энергетического обследования. Существует еще как минимум два объединения. Это ассоциация МАЭН, исторически существовавшая при бывшем руководстве профильного департамента Минэнерго России, и НП «Национальное объединение саморегулируемых организаций в области энергетического обследования». Наш Союз с большим уважением относится ко всем подобным объединениям и готов к взаимному конструктивному диалогу. В сфере энергетических обследований необходимо принятие основополагающих стандартов профессиональной деятельности, на которые будут ориентироваться все СРО. Это необходимо прежде всего для защиты интересов потребителей услуг энергоаудита от недобросовестной и непрофессиональной деятельности.

В отношении создания Некоммерческого Партнерства «Национальное объединение саморегулируемых организаций в области энергетического обследования» (НП «НОЭ»)

Статьей 24 Закона «О саморегулируемых организациях» возможно создание ассоциаций (союзов) СРО, а так же делегирование им полномочий по разработке единых правил и стандартов профессиональной деятельности. Базовым законом о СРО и специальным законом «Об энергосбережении …» не предусмотрено создание национальных объединений СРО в области энергетических обследований. Такое положение не исключает необходимости консолидации деятельности СРО энергоаудиторов на общероссийском уровне. Но, по-моему, это задача не сегодняшнего дня. Пока, то, достаточно хаотичное, создание корпуса энергоаудиторов еще не доросло до стадии возможности формирования единых стандартов и правил профессиональной деятельности. Еще с этим не разобрались даже на уровне СРО. Но, работу по выработке единых стандартов и правил профессиональной деятельности в сфере энергоаудита все-таки начинать нужно. И начинать такую деятельность необходимо прежде всего с соблюдением требований действующего законодательства, как по форме, так и по содержанию. Если Законом предусмотрено создание ассоциаций (союзов) СРО, значит не следует создавать такого рода организации в форме некоммерческого партнерства. Так же как и последующие шаги по принятию СРО совместных и единых документов должны предпринимать организации, имеющие необходимые правомочия. Это позволит избежать в будущем никому не нужных конфликтов и проволочек при принятии легитимных норм.

Но раз уж профессиональные объединения официально зарегистрированы, считаются состоявшимися и объединяют значительную часть СРО в области энергообследования, то считаю вопросом очень своевременным и необходимым для профессионального сообщества энергоаудиторов организацию публичных выступлений по проблематике реализации закона 261-ФЗ с участием представителей всех профессиональных объединений.

Представляется целесообразным по данному вопросу провести круглый стол под эгидой профильного комитета Общественной палаты Российской Федерации с участием представителей законодательных и исполнительных ветвей власти при информационной поддержке сайта «Портал-энерго.ru», который весомо заявил о себе при обсуждении острых вопросов и проблем по реализации Федерального закона №261-ФЗ уже в текущем году.

Основными вопросами для обсуждения в тематической рубрике на сайте «Портал-энерго» и дальнейшего обсуждения в рамках круглого стола предлагаются следующие:

  • Новые формы энергетического паспорта, разработанные и предлагаемые для утверждения уполномоченным органом исполнительной власти;
  • Правила направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, в уполномоченный орган исполнительной власти и последствия не соблюдения последним установленных сроков его рассмотрения;
  • Правомерность проведения уполномоченным органом исполнительной власти экспертизы энергетического паспорта, направленного в соответствии с вышеуказанными Правилами;
  • Необходимость принятия единых стандартов и правил проведения энергетических обследований в рамках профессиональных объединений саморегулируемых организаций в области энергетического обследования;
  • Необходимость утверждения базовых принципов формирования методики ценообразования на энергетические обследования в рамках профессиональных объединений СРО;
  • Профессиональная готовность энергоаудиторов и необходимость категорирования деятельности энергоаудиторских компаний.

Итогом круглого стола должно стать совместное обращение от профессиональных объединений СРО в законодательные и исполнительные органы власти с предложениями и инициативами по внесению изменений в действующее законодательство и, в частности, о принятии ряда нормативных правовых актов, непосредственно влияющих на стабильную и столь необходимую для экономики страны работу энергоаудиторов и создания условий для функционирования энергосервиса.

Карастелин Павел Сергеевич, исполнительный директор Союза СРО в области энергетического обследования

15.11.2011  |  Энергоаудит
SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →