Нет сомнений, что энергоаудит сегодня – одна из наиболее востребованных и перспективных отраслей консультирования. Помимо обязательных энергетических обследований (а им подлежат все бюджетные организации, предприятия-крупные потребители топливно-энергетических ресурсов, организации с регулируемыми видами деятельности), все больший спрос на услуги энергоаудита возникает на свободном рынке.Собственники предприятий, зданий, управляющие компании, ТСЖ –все заинтересованы в снижении непроизводительных издержек, поиске резервов экономии. Сколько тратится энергии, в том числе, сколько теряется; каков потенциал и какими мерами его можно реализовать; где помогут внедрение энергоменеджмента и оргмероприятия, а где необходима модернизация существующего или установка нового оборудования, приборов учета, средств автоматизации. На все эти вопросы может ответить энергоаудит.
Несмотря на то, что в сегодняшних масштабах отрасль очень молодая, она развивается чрезвычайно высокими темпами. За два года после принятия федерального Закона №261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…" были зарегистрированы более сотни саморегулируемых организаций, объединившие почти пять тысяч энергоаудиторских компаний. Созданы законодательные основы, формально есть все необходимое для разворачивания работы и проведения массовых энергетических обследований, без которых нельзя двигаться дальше в деле повышения энергоэффективности экономики и социальной сферы.
Тем не менее, эксперты и представители профессионального сообщества все чаще бьют тревогу, говоря о барьерах на пути развития института энергообследований и недостатках в нормативно-правовой базе. Надо ли говорить, что эти проблемы касаются не только цеха энергоаудиторов – они напрямую влияют на рынок в целом, на заказчиков и потребителей, да и способны воспрепятствовать реформе энергоэффективности в целом.
1. "Болезнь роста", количество и качество.
Количество энергоаудиторских организаций в России за последние два года выросло в сотни раз. При этом формальные требования, которые необходимо выполнить для регистрации, нельзя назвать строгими.
В этом вопросе камень преткновения – обучение будущих специалистов по энергоаудиту. Вызывают справедливые нарекания существующий уровень требований, когда человек с высшим образованием любого профиля, даже не инженерного, может, отучившись на 72-часовых курсах, в ряде случаев – заочно, - получить необходимое свидетельство и на его основе допуск к работам. Эту ситуацию необходимо срочно менять.
Относительно невысок и финансовый порог вхождения на рынок. Кроме того, так сложилось, что самые различные по профилю своей основной деятельности компании посчитали нужным для своего бизнеса получить допуски к работам по энергообследованиям – это проектировщики, строители, производители и поставщики измерительного и другого энергоэффективного оборудования. Таким образом, компаний много, но не все они готовы оказывать соответствующие услуги, а главное, сложно гарантировать их качество. Саморегулируемая организация, членом которой является энергоаудиторская компания, по законодательству отвечает за качество работы последней, однако на практике эти механизмы еще не отработаны, да и в любом случае, заказчику нужны не разборки и споры, а изначально ответственный и грамотный исполнитель. Поэтому СРО одними из первых ратуют за ужесточение критериев профессиональной пригодности энергоаудиторских компаний.
2. Остро не хватает методик, научных основ.
В отсутствии утвержденных соответствующими регулирующими органами регламентов, методик и инструкций саморегулируемые организации взяли на себя функцию их разработки. Мы пытаемся преодолеть разрозненность, привлечь лучших специалистов, учесть передовой опыт, однако дело идет, прямо скажем, медленно – оно требует времени, а главное – эмпирических данных, которые еще просто не наработаны; синхронизации показателей со статистическими формами, а главное – серьезного их анализа. В этих условиях экономика проектов считается по усредненным показателям, невозможно делать четких выводов об эффекте и окупаемости тех или иных мероприятий. Минэнерго России признается, что нет просчитанных экономических моделей проектов по энергоэффективности, которые легли бы в основу технико-экономических обоснований. А без этого никакие контракты на энергосервисные услуги невозможны – слишком неопределенны условия и велики риски.
3. Форма энергопаспорта.
Энергетический паспорт – основной документ в процессе энергоаудита, его результат, база для последующей реализации мероприятий по повышению энергоэффективности. Паспорт является критерием качества работы энергоаудитора. В то же время, действующая сегодня форма энергетического паспорта не удовлетворяет требованиям времени, не способствует эффективной работе. И Минэнерго России, и Российское энергетическое агентство (РЭА) заявляют о скором утверждении новых форм энергетического паспорта. Как представители профессионального сообщества мы участвуем в процессе их обсуждения, работая в составе Рабочей группы РЭА.
Нужна дифференциация паспорта в зависимости от категории организации (нельзя сравнивать, например, Белоярскую атомную станцию и детский сад), необходимо разрешить заполнять только те формы, которые имеют отношение к конкретному объекту. Скорее всего, появится возможность проводить обследование и выдавать паспорт не на всю организацию, а на отдельные объекты (что актуально для больших организаций, либо компаний с очень отличающимися функционально объектами). Чиновники говорят о появлении энергодеклараций, т.е. упрощенной форме энергопаспорта для организаций с нулевым или незначительным потреблением ТЭР. Напротив, особо крупные предприятия-потребители будут проходить энергоаудит в два этапа: экспресс-обследование для оценки объема и сложности работ сначала, и последующее полное обследование, возможно, с привлечением государственных субсидий возможно.
В любом случае, чрезвычайно важно обеспечить безконфликтный переход с одной формы энергопаспорта на другую.
4. Ценообразование.
На новом, только формирующемся рынке мало кто из заказчиков четко информирован о необходимом и возможном составе и качестве услуг, да и сами энергоаудиторы еще не наработали в новых условиях значительного опыта. При этом совершенно отсутствуют какие-либо рекомендации или ориентиры в вопросе установления цены на услуги. Это ведет к путанице, спорам, разбросу цен по регионам в несколько раз. Эксперты предлагают различные варианты и принципы ценообразования, но, в любом случае, эти ориентиры должны быть публично обсуждены и закреплены нормативно.
Другая сопутствующая проблема, возникающая на стыке определения цены и качества услуг – недобросовестность отдельных компаний, предлагающих услуги энергоаудита по смехотворным ценам, и выигрывающим на этом основании конкурсы. Ни о каком качестве услуги в этом случае говорить не приходится, а зачастую услуга и вообще не предоставляется. Защититься от таких атак чрезвычайно сложно как заказчикам, так и добросовестным поставщикам услуг, а причина – в несоответствии реалиям действующих положений закона №94-ФЗ "О государственных и муниципальных закупках…", как и в отсутствии понимания в формировании цен на услуги энергоаудита.
5. Обработка энергопаспортов
Несмотря на то, что процедура прохождения энергопаспорта по инстанциям прописана в нормативной базе, на практике процесс не запущен, и даже наоборот, стопорится. Минэнерго России, на которое возложена функция государственной регистрации сделанных энергопаспортов, вынуждено терпеть многочисленные упреки саморегулируемых организаций и компаний-энергоаудиторов: срываются сроки проверки паспортов, критерии, по которым тот или иной паспорт регистрируется либо возвращается на доработку, непрозрачны; копится очередь из сданных, но не прошедших проверку документов. А это, в свою очередь, негативно влияет на репутацию и бизнес компаний. Кроме того, пока паспорта рассматриваются в бумажной форме, этот сизифов труд не дает никаких перспектив для сбора столь необходимого фактического материала, проведения анализа. Только автоматизация процесса наведет в этом вопросе порядок.
6. Проблемы бюджетной сферы.
Рискну выделить их отдельным блоком: в предстоящем году необходимо обследовать все учреждения, финансируемые из различных уровней бюджетов, а это порядка полумиллиона организаций в России. Кроме названных выше общих проблем отрасли, бюджетный сектор сталкивается с целым рядом специфических затруднений. Так, непонятно, какую сумму закладывать в смете на проведение энергоаудита. Существующие практики бюджетирования не способствуют долгосрочному финансовому планированию, не стимулируют заинтересованность в достижении экономии. Самое перспективное направление взаимодействия для бюджетных учреждений и энергоаудиторских компаний – переход на энергосервисные контракты, однако пока они встречают столько препятствий, что оказываются малореальны. Надо навести порядок в ценообразовании; ввести практику закрепления за бюджетными учреждениями базового объема субсидий на определенный период для обеспечения выплат по энергосервисным договорам; доработать и запустить механизм государственных и муниципальных гарантий, что помогло бы привлечь частные инвестиции в проекты энергоэффективности.
Для оптимизации процесса, подбора более профессионального подрядчика и удешевления работ главным распорядителям бюджетных средств было бы целесообразно объединять несколько объектов одного типа, функциональности и масштаба в общие лоты.
7. Нехватка инфраструктуры
Молодой рынок испытывает недостаток в профессиональной помощи, чтобы лучше разъяснить и заказчику, и подрядчику требования к договору, помочь защитить их интересы, профессионально оценить экономическую стороны отдельных проектов, подготовить документы для привлечения инвестиций, провести переговоры с инвесторами и т.п. Именно для этого государство организовало Федеральную энергосервисную компанию; в этом направлении действуют и РЭА, и ряд международных институтов (ЕБРР, Рудеа и прочие).
Саморегулируемые организации по мере сил берут на себя разъяснительную работу, привлекают экспертов, пытаются давать обратную связь. Так, 6 СРО из Москвы, Екатеринбурга, Томска, Казани создали первый в России Союз саморегулируемых организаций в области энергетических обследований, цель которого – объединить усилия, выработать позицию и донести ее до органов власти. На повестке дня – именно озвученные проблемы отрасли.
В определенной степени они являются естественным следствием бурно растущего рынка. И чем скорее мы совместно сможем их решить, тем увереннее будем работать на своем поприще – осуществляя энергетические обследования и обеспечивая энергоэффективное будущее экономики России.