Главная / Аналитика / Анализ, мнения, обзоры / Общесистемные вопросы

Энергоаудит и власть. Есть партнерство? Нет партнерства! Пока нет

Сложилась парадоксальная ситуация: энергоаудит – один из основных интеллектуальных инструментов повышения энергоэффективности, которая заявлена государственным приоритетом. Казалось бы, государство должно максимально способствовать становлению добропорядочного бизнеса в сфере энергетических обследований и высокого качества того, что называется энергоаудитом. Впору говорить о государственно-частном партнерстве в реализации государственного приоритета. А выходит все наоборот. Почему? О некоторых аспектах этой непонятной ситуации в заметке Заслуженного энергетика России Яворского М.И.

Энергоаудит и власть. Есть партнерство? Нет партнерства! Пока нет

Уважаемые коллеги!

Интернет-конференция «Энергоаудит. Перспективы, проблемы, рекомендации» с наглядной убедительностью показала уникальное единодушие в задаваемых вопросах, единодушные высказывания с «недоумением» экспертов, почему так все происходит, и полное равнодушие к проблеме регулирующих органов (Минэнерго, Минэконом, Минрегион и пр.) Стало быть весь взвод идет в ногу и только командир взвода не в ногу? Почему?

По моему убежденному мнению ФЗ-261(глава 4) и практически все подзаконные акты несут значительную коррупционную составляющую (подчеркиваю – это мое мнение). Выявлять эту составляющую должны другие аудиторы и эксперты других федеральных органов.

Однако, в порядке примера назову приказ Минэнерго № 148 от 07.04.2010г. "Об организации работы по образовательной подготовке и повышению квалификации для проведения энергетичеких обследований в целях эффективного и рационального использования энергетических ресурсов", который даже не был зарегистрирован в Минюсте и который сейчас отменен. Но не правомерно применялся, в результате чего определенные организации получили определенный доход при очень низком качестве подготовленного персонала. Использовался он (по умолчанию) и при реализации приказа Минэнерго № 283 от 22.10.10 г. "Об усверждении административного регламента исполнения Министерством энергетики Российской Федерации государственной функции по ведению государственного реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования".

Приказ Минэнерго №182 от 19.04.2010г. "Об утверждении требований к энергетическому паспорту…» и придуманная экспертиза паспортов. На то и СРО, оговоренное в ФЗ-261, чтобы на этом вся экспертиза закончилась. СРО отвечает за качество по закону о СРО. И участники СРО платят в том числе и за это ему взносы. А сам предложенный паспорт, по моим понятиям, это некая база для создания информационной системы энергосбережения и повышения энергетической эффективности – некий такой «Энергостат». Кому это надо загружать организации, проводящие энергетически обследования и выкачивать дополнительные деньги с заказчика (пока это в основном бюджеты всех уровней) – думайте сами, только решать Вам не позволяют. Паспорт должен быть не более двух-трех страниц с указанием основных показателей. Например: показатель энергоемкости производства продукции, потенциал энергосбережения, удельный расход энергии на выработку продукции, и по различным направлениям – генерация, передача, потребление, в том числе бюджетной сферы и др.

Я полагаю, что квалификация большинства руководителей и сотрудников СРО не ниже (это я очень скромно), тех, кто проверяет паспорта. Во всяком случае, практического опыта и специальных знаний поболе.

А отправление энергетических паспортов в Минэнерго на бумажном носителе – это вообще в наше время нонсенс.

Не сложно подсчитать, сколько тонн бумаги будет собрано и отправлено от Москвы до самых до окраин и отправлено в Минэнерго и сколько средств на это затрачено. Это ж можно, наверное, и топливоснабжение однойиз московских ТЭЦ перевести на бумажную составляющую, а еще надо подсчитать сколько кубометров леса будет спилено для реализации этой деятельности.

Приказ Минэкономразвития №591 от 24.10.11 г. «О порядке определения объемов снижения потребляемых государственным (муниципальным) учреждением ресурсов в сопоставимых условиях» очень сложен и обнаучен. Его можно сделать на одной странице с одной - двумя формулами и совершенно доступным рядовым муниципальным и региональным служащим. Практически редко кто из муниципальных и региональных служащих в силу своей квалификациисуществующий приказ исполнит. А значит, будут приглашать исполнять эту работу либо организации, либо специалистов со стороны, опять же тратя бюджетные деньги. Цель – дать возможность помочь разорить бюджет?

Итак, считаю необходимым от нашей конференции предложить общественной палате РФ, которая соберется рассматривать вопросы энергоаудита 13 декабря сего года, в свое решение записать о необходимости проверки на качество и коррупционность ФЗ-261, всех подзаконных актов, выпущенных в соответствии с распоряжением Правительства РФ №1830Р от 1.12.2009г. И проверить уже совершенную деятельность регулирующих органов на соответствие законодательству со всеми вытекающими последствиями.

А по итогам проверок - деятельность по энергосбережению и повышению энергетической эффективности может стать и наверняка станет всем понятной и будет действительно направлена на экономию топлива (в тоннах), электроэнергии (в кВт часах), тепловой энергии (в гигакалориях), а не только на получение денег. Бизнес в энергосбережении не должен быть определяющим.

И тогда в энергосбережении осуществится главный моральный принцип: «Прежде думай о Родине, а потом о себе», без которого деятельности по энергосбережению и энергоэффективности быть просто не может.

М.И. Яворский – член Совета ССО по энергетическому обследованию, заслуженный энергетик РФ., г. Томск.

SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →