1. Предлагается откорректировать «Постановление Госкомстата рф от 23.06.1999 № 46 об утверждении "Методологических положений по расчету топливноэнергетического баланса российской федерации в соответствии с международной практикой» в части коэффициента пересчета видов энергоресурсов в условное топливо.
В связи с началом широкого распространения электрогенерирующих предприятий, работающих на газотурбинных или газопоршневых приводах, ветрогенераторных станций, других источниках электрической и тепловой энергий, имеющих КПД выше, чем у тепловых электростанций. Необходимо перейти на коэффициенты пересчета в условное топливо без учета КПД преобразования.
Кроме того, как видно из примечания к таблице 1, ведомственные коэффициенты отличаются от указанных в постановлении Госкомстата.
Очевидно, что необходимо единообразие для всех отраслей народного хозяйства.
Таблица 1
|
|
коэффициенты пересчета кг у.т.
|
|
|
теплота сгорания
7000 ккал/кг (29,3 МДж/кг).
|
Постановление Госкомстата
№46 от 23.06.1999 г.
|
Газ горючий природный
|
м3
|
1,170
|
1,154
|
| Мазут топочный
|
кг
|
1,370
|
1,370
|
Топливо дизельное
|
кг
|
1,450
|
1,450
|
Электроэнергия
|
кВт·ч
|
0,123
|
0,344
|
Теплоэнергия
|
Гкал
|
143,0
|
148,6
|
Гидроэнергия
|
кВт·ч
|
0,123
|
0,344
|
Атомная энергия
|
кВт·ч
|
0,123
|
0,344
|
Примечание: Согласно распоряжения ОАО РЖД № 688р от 02.04.2009г.: 1 кВт = 0,334 кг у.т.
|
2. Согласно статьи 14 ФЗ№ 261 программы энергосбережения и повышения энергоэффективности для региональных и муниципальных программ должны включать в себя целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях.
Методика расчета значений целевых показателей утверждена приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 07 июня 2010 г. № 273 и содержит более 50 целевых показателей, определяемых на основании порядка 80 индикаторов.
Такое количество целевых показателей представляется излишним.
Целесообразно создать рабочую группу по оптимизации их количества, тем более, что во многих муниципальных образованиях большинства индикаторов просто нет.
Кроме того необходимо разработать номенклатуру целевых показателей для юридических лиц, который должны провести обязательные энергетические обследования – учреждений, предприятий.
3. Предложения по корректировке Федерального закона РФ от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации»
3.1 В п. 3 части 3 статья 14 указано:
«3. Региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны содержать:
……………………………………………………………………………
3) информацию об источниках финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием отдельно бюджетных (при их наличии) и внебюджетных (при их наличии) источников финансирования указанных мероприятий.
…………………………………………………»
Необходимо это требование исключить, так как источники финансирования могут быть определены только после разработки бизнес-плана по реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности. Что возможно только после проведения комплексного энергетического обследования.
3.2 В п.2 части 2 статьи 19 указано:
«условие о сроке действия энергосервисного договора (контракта), который должен быть не менее чем срок, необходимый для достижения установленной энергосервисным договором (контрактом) величины экономии энергетических ресурсов».
В то же время в статье 9 ФЗ №94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» определен максимальный срок договора в 3 года.
Необходимо внести соответствующее изменение в ФЗ №94, так как, в большинстве случаев, сроки окупаемости для энергосервисных договоров значительно больше 3 лет.
3.3 Статья 24 «Обеспечение энергосбережения и повышения энергетической эффективности бюджетными учреждениями»
3.3.1 В части 1 указано:
«1. Начиная с 1 января 2010 года бюджетное учреждение обязано обеспечить снижение в сопоставимых условиях объема потребленных им воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в течение пяти лет не менее чем на пятнадцать процентов от объема фактически потребленного им в 2009 году каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на три процента»
Предлагаю этот пункт исключить, так как погрешность измерения, например, тепловой энергии (погрешность теплосчетчика) составляет ± 4%, т.е. значение тепловой энергии может меняться в пределах 8%. Таким образом требование снижения энергопотребления на 3% в год меньше метрологической погрешности. Результаты работы по энергосбережению и повышению энергоэффективности целесообразно оценивать в 2015 году, так как реализация многих мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности по разным причинам, в том числе и из-за отсутствия финансирования, могут продолжаться в течении нескольких лет.
3.3.2 В части 2 указано:
«2 Начиная с 1 января 2010 года главные распорядители бюджетных средств осуществляют планирование бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения функций (оказание государственных и муниципальных услуг) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями на основании данных об объеме фактически потребленных бюджетными учреждениями в 2009 году каждого из указанных в части 1 настоящей статьи ресурсов, уменьшенном в сопоставимых условиях на пятнадцать процентов в течение пяти лет с ежегодным снижением такого объема на три процента. При планировании бюджетных ассигнований для бюджетного учреждения не учитывается сокращение расходов бюджетного учреждения, достигнутое им в результате уменьшения объема фактически потребленных им ресурсов сверх установленного в соответствии с частью 1 настоящей статьи объема».
Предлагается этот пункт исключить, по причине метрологической погрешности большей, чем требуемое снижение энергопотребления (п.3.3.2), и имеющейся неопределенностью источников финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности государственных учреждений. Велика вероятность когда денег на эти мероприятия вышестоящие организации не выделяют, энергосервисные контракты заключать не хотят, а средства на оплаты потребляемых энергоресурсов ежегодно снижают на 3%.
3.3.3 В части 3 указано:
«Экономия средств, достигнутая за счет дополнительного по сравнению с учтенным при планировании бюджетных ассигнований снижением потребления бюджетным учреждением указанных в части 1 настоящей статьи ресурсов, используется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации для обеспечения выполнения функций (оказания государственных и муниципальных услуг) соответствующим учреждением, в том числе на увеличение годового фонда оплаты труда (без учета указанного увеличения при индексации фондов оплаты труда)».
Если каждый год будут снижать средства на оплату энергоресурсов на 3%, то вероятность экономии ничтожно мала. Этот пункт вызывает по меньшей мере смех. Имеет смысл только если итог будет проводится по 2015 году, а в предыдущие годы экономия будет направлена на поощрение.
4. В законе (статья 25) определено, что затраты на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, могут включаться в тарифы на поставляемые ими энергоресурсы. Для организаций, являющимися потребителями не предусмотрено никаких льгот.
Предлагаю установить для учреждений, реализующих программы по энергосбережению, установить налоговые льготы и установить объемы финансирования энергопотребления на пять лет, с тем, что бы сэкономленные средства могли идти на компенсацию средств, затраченных на реализацию энергосберегающих мероприятий и поощрение работников, занимающихся энергосбережением.
5. В статье 26 говорится о «Обеспечение энергетической эффективности при размещении заказов для государственных или муниципальных нужд»
В ФЗ №94 есть только один критерий – стоимость контракта. Необходимо дополнить ФЗ №94 требованиями энергетической эффективности, как одного из критериев для победы в конкурсе.
6. Необходимо внести изменения в соответствующие законодательные акты запрет взимания штрафов с потребителей за использование энергоресурсов меньше указанного в договоре на поставку в случае, если снижение потребления произошло в результате реализации энергосберегающих мероприятий.
В противном случае к затратам на энергосбережение будут добавляться штрафы за нарушение договорных обязательств.
7. Согласно приказа Минэнерго № 182 о форме энергетического паспорта, составляемого по результатам энергетического обследования в ряде приложений требуется указывать объем энергопотребления за годы, предшествующие году проведения обследования (базовому году).
Как показывает практика, в ряде случаев при проведении энергетического обследования выясняется, что данные, подаваемые обследуемым лицом в соответствующие инстанции, мягко говоря не соответствуют действительности. Поэтому при согласовании энергетического паспорта возникают трудности, так как ответственные за энергосбережение работники лица боятся возможного наказания за недостоверные данные, поданные в годы, предыдущие базовому. Установить злой умысел в данном вопросе невозможно, часто это происходит из-за отсутствия приборов учета, опасения снижения средств или фондов на энергоносители и т.п.
Учитывая изложенное, предлагается внести изменения в приказ Минэнерго № 182, сделав указание о том, что графы о энергопотреблении за годы, предшествующие базовому, являются рекомендуемыми к заполнению.