На нашем портале неоднократно поднималась проблема применения принципа «take-or-pay» при поставках газа и электроэнергии ( http://www.portal-energo.ru/articles/details/id/409, http://www.portal-energo.ru/articles/details/id/411 Принудительная оплата потребителями не использованных ими энергоресурсов (в т.ч. сэкономленных) очень выгодна поставщикам, но ущемляет права потребителей и тормозит развитие энергосбережения в России. Требования отменить принцип «take-or-pay» выдвигаются со стороны потребителей уже не первый год. 24 октября 2011 года идея отменить принцип «take-or-pay» была также поддержана премьер-министром ( http://www.portal-energo.ru/news/details/id/170 ).
Какие же конкретно шаги фактически предпринимаются Правительством России в этом направлении?
1. По электроэнергии - постановлением Правительства РФ от 04.11.2011 №877 отменена норма о штрафах за недобор электроэнергии потребителями с присоединенной мощностью до 750 кВА включительно.
2. По газу - 23 декабря 2011 года Минэнерго России направило на согласование в заинтересованные ведомства проект постановления Правительства России «О внесении изменений в пункт 16 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1998 г. №162».
Как сообщает сайт Минэнерго России, предлагается внести следующее дополнение в п.16 Правил поставки газа в РФ: «При невыборке газа населением и коммунально-бытовыми потребителями, а также покупателями с потреблением газа до 10 млн куб м в год, в соответствии с заключенными договорами поставки газа, объем невыбранного газа, а также санкции за невыборку газа не оплачиваются. Отношения при невыборке газа иными покупателями регулируются законодательством Российской Федерации и договором».
В категорию предприятий с годовым объемом потребления газа до 10 млн. куб м попадает большинство предприятий малого и среднего бизнеса, а также предприятия сельского хозяйства.
Очевидно, что ситуация наконец сдвинулась с «мертвой точки». Однако обращает на себя внимание тот факт, что предлагаемые Правительством России решения пока сосредоточены только на защите мелких потребителей.
В то же время, значительная часть средних и крупных потребителей по-прежнему остается под прессом дискриминационных условий поставки. Все более или менее значимые производственные объекты имеют присоединенную электрическую мощность свыше 750 кВА. Крупные коммунальные и промышленные котельные, а также электростанции потребляют значительно более 10 млн. куб.м. газа в год, а именно они обеспечивают основную часть тепло- и электроснабжения российских городов.
Таким образом, проблема применения принципа take-or-pay по-прежнему сохраняется для большей части потребления электроэнергии и газа в России, препятствуя использованию значительного потенциала энергосбережения.
Можно только порадоваться за потребителей малого бизнеса и приветствовать шаги Правительства России в этом направлении. Однако, если государство всерьез ставит задачу масштабного энергосбережения в России, закон должен одинаково поддерживать любого, кто повышает свою энергетическую эффективность. Не хотелось бы, ситуации, когда место профессиональных энергетиков среди вынужденных противников энергосбережения у потребителей. Вопрос этот принципиальный.
Наш сайт будет и дальше информировать посетителей о развитии ситуации.
Автор: Коваль Сергей Петрович