Реклама

голографические наклейки на заказ

Главная / Аналитика / Опыт энергосбережения / Энергосбережение в «дальнем» зарубежье

О планах повышения энергоэффективности зданий в Евросоюзе и России

Еще по теме: Многоквартирные дома, Социальные объекты

Рост цен на энергоносители, перспективы истощения месторождений и проблемы экологии заставляют предпринимать жесткие меры по рационализации использования энергоресурсов. Эта деятельность развертывается по всему миру. Буквально за каких-то 20 лет удельное энергоптребление зданий в ряде стран Евросоюза было снижено более, чем в 3 раза. Как показывает практика, организация энергосбережения вполне управляемый процесс, который основан на комплексном подходе при решении поставленных задач. В основе всего экономическая заинтересованность в снижении энергопотребления и детально проработанное нормативно-административное обеспечение. В данной статье приведены некоторые данные по организации энергосбережения в странах Евросоюза и данные для сравнения планов повышения энергоэффективности в странах ЕС и России.

О планах повышения энергоэффективности зданий в Евросоюзе и России

Энергоэффективность и деятельность стран Евросоюза по ее повышению

Начало планомерному повышению энергоэффективности зданий в странах Европы положило принятие Директивы Евросоюза 93/76/ЕС. Этим документом было рекомендовано проводить работу по снижению выбросов парниковых газов путем повышения энергоэффективности зданий при соответствующем снижении их энергопотребления.

В соответствии с законом Евросоюза было рекомендовано обеспечить:

  • Энергетическую паспортизацию зданий;
  • Определение энергетических расходов на отопление, кондиционирование, и горячее водоснабжение;
  • Эффективную термоизоляцию зданий;
  • Регулярный осмотр и контроль отопительных котлов мощностью более 15 кВт;
  • Анализ энергопотребления и энергоэффективности в промышленных предприятиях;
  • Государственное субсидирование 33% расходов, направляемых на финансирование затрат по организации экономии энергии.

Хотя закон в виде директивы носил рекомендательный характер, на практике он исполнялся. По прошествии примерно 10 лет, стало понятно, что директиву можно существенно доработать и придать исполнению части функций обязательный характер. Кроме того, необходимо определить меры поощрения инвестиций в повышение энергоэффективности, стимулирования повышения энергоэффективности зданий, повышения интенсивности энергопотребления у конечного потребителя.

Одно из ключевых направлений развития – повышение энергоэффективности зданий. С этой целью в 2002 г. была принята директива ЕС 2002/91/ЕС (EPBD) в соответствии с которой предусматривается необходимость энергетической паспортизации зданий. Цель паспортизации в определении показателей теплозащиты и энергопотребления, а так же соответствия этих показателей проектным значениям. Одна из целей, заявленных энергетической паспортизацией зданий в предоставлении объективной информации покупателям при приобретении недвижимости. Помимо этого, энергетический паспорт должен содержать рекомендации по улучшению показателей энергоэффективности, включая экономическое обоснование этих мероприятий.

Энергетический паспорт для общественных зданий (административных, учреждений социальной сферы и прочих, предоставляющих услуги большому числу людей) с общей полезной площадью более 1000 м2, должен размещаться в доступном для всех желающих месте. Приветствуется информирование посетителей о рекомендуемых и фактических значениях температуры внутреннего воздуха в помещении и, если возможно, других климатических характеристиках внутреннего климата.

Несмотря на действующую Директиву по энергетическим характеристикам зданий, в настоящее время в странах Европейского союза единый подход к энергосертификации находится на стадии разработки и будет сформирован в ближайшее время. Вместе с тем, уже сейчас энергосертификация зданий, расположенных на территории Европейского союза, осуществляется на основании рейтинга энергетической эффективности зданий (см. рисунок), который присваивается им в зависимости от величины энергопотребления, выраженной в кВт.ч/м2.год. В соответствии с рейтингом зданию может быть выдан сертификат, свидетельствующий о соответствии классу энергетической эффективности от A, при потреблении меньше или равном 25 кВт.ч/м2.год, до G, при потреблении, превышающем 450 кВт.ч/м2.год.

Данный сертификат (энергетический паспорт) определяет размер годовой потребности в энергии, необходимой для эксплуатации здания, строения, сооружения, а именно: энергии для отопления, подогрева воды, кондиционирования и вентиляции, освещения и т.д. Потребность в энергии здания может изменяться исходя из назначения и типа здания, его этажности, оснащенности инженерными системами, заселенности и т.д.

Маркировки энергоэффективности ЕС

Более жесткие требования новой директивы EPBD, принятой Европарламентом 19 мая 2010 г. за № 2010 /31/EU, должны быть внедрены во всех странах ЕС к 2020 году.

Проведенный в Евросоюзе анализ энергопотребления показал, что 40% энергопотребления приходится на долю зданий, поэтому повышение их энергоэффективности является ключевым фактором сокращения энергопотребления. Поэтому предлагаемая редакция нового стандарта должна начать действовать с 1 февраля 2012 г. Принятие положений новой директивы в виде национальных стандартов стран ЕС должно быть обеспечено к 2014 г. с соответствующим внедрением этих стандартов до 2020 г.

Уже в год принятия EPBD 2010 многие страны ЕС начали подготовку законодательства для ее внедрения.

Основные положения новой директивы:

  • Усиление роли европейских стандартов, утвержденных Европейским комитетом по стандартизации (CEN), в законодательстве стран ЕС
  • Расчет национальных целевых показателей – на основе потребления первичной энергии или альтернативных показателей
  • Формирование национальных требований на территориях стран ЕС с учетом рентабельности
  • Применение разделов Директивы касательно энергии из возобновляемых источников ко всем зданиям независимо от размера их площади
  • Энергетические показатели новых зданий к 2020 году должны соответствовать значениям «зданий с нулевым потреблением энергии» (nearly-zero energy). Для зданий, которые принадлежат или заняты органами публичной власти, – к 2018 году
  • Необходимость разработки мер, направленных на преодоление рыночных барьеров в странах ЕС
  • Повышение значимости энергетических сертификатов зданий, расширение параметров таких сертификатов
  • Расширение требований по контролю за системами зданий (включая отопление, вентиляцию);

Некоторые основные изменения, внесенные в EPBD 2010:

  • директива EPBD2010 опирается на стандарты, утвержденные Европейским комитетом по стандартизации, что способствует усилению роли европейских стандартов в национальных законодательствах;
  • национальные целевые показатели энергоэффективности должны быть основаны на потреблении первичной энергии в кВт.ч/м2 или альтернативном показателе;
  • в странах — членах ЕС будут установлены национальные требования с учетом рентабельности — состояния национальной экономики при разработке требований. В этой связи Комиссия ЕС планирует разработать соответствующее руководство к концу 2010 года;
  • разделы директивы EPBD2010, касающиеся использования энергии, полученной из возобновляемых источников, при капитальной реконструкции существующих зданий и для вновь строящихся зданий, теперь применяются ко всем зданиям (ранее действовало ограничение по площади в 1000 м2);
  • требуется наличие специальных регламентов по энергоэффективности для инженерных систем (обязательно для существующих зданий, не обязательно для новых зданий);
  • энергетические характеристики всех новых зданий к 2020 году должны практически соответствовать значениям характеристик «зданий с нулевым потреблением энергии» (общественные здания должны выполнить данное требование на два года раньше);
  • в каждой стране ЕС необходимо разработать меры, направленные на преодоление рыночных барьеров;
  • усиливается позиция и значимость энергетических сертификатов зданий;
  • требование старой директивы EPBD 2002 года по контролю (инспекции) водонагревателей расширено и теперь распространяется на всю систему отопления;
  • при инспекции систем вентиляции и кондиционирования воздуха теперь больше внимания уделяется вопросам снижения нагрузки на систему охлаждения и возможность применения низкопотенциального охлаждения;
  • для всех национальных контролирующих органов должна быть разработана независимая система контроля качества.

В странах Евросоюза имеется ряд проблем, которые могут оказать негативное воздействие на планы повышения энергоэффективности зданий:

  • Проблемы национального законодательства, которое нужно приводить в соответствие с заявленными директивой принципами;
  • Перерегулирование (обилие нормативов и стандартов, который зачастую требуют существенные усилий для реализации и контроля );
  • Отсутствие единообразных институциональных и структурных условий для реализации мероприятий по энергосбережению в странах ЕС
  • Барьеры при практическом применении стандартов (языковые, понятийные по причине отличий в содержании ключевых характеристик зданий)

Исходя из поставленных задач, в странах Евросоюза запланированы уровни снижения энергопотребления в зданиях, включающие снижение затрат на отопление, водоснабжение и иные виды энергопотребления. «Точки отсчета» в разных странах разные, поэтому несколько различаются конечные показатели энергопотребления. Так же как и уровни энергопотребления для разных типов зданий.

В Нидерландах, Дании, Норвегии, Германии запланировано снижение энергопотребления зданий в 2020 году примерно в 3 раза по отношению к уровню 2010 г. В качестве усредненного показателя энергопотребления здания в 2020 г. можно назвать 15 кВт/час/м2/год. Для вновь строящихся зданий к 2030 г. запланирован так называемый нулевой уровень энергопотребления, т.е. здания должны обеспечиваться за счет собственных источников энергоснабжения. Таких например, как солнечные батареи, ветрогенераторы, тепловые насосы, геотермальные источники и т.д. Реализация на практике двух предыдущих директив в сфере повышения энергоэффективности и высокие цены на углеводороды дают основания полагать, что планы будут претворяться в жизнь.

Так в Дании предусмотрены следующие меры:

  • Введено требование, чтобы все существенные реконструкции зданий площадью до 1000 м2 включали энергетические усовершенствования, которые определяются установленными для них маркировками.
  • Установлено требование по замене крыш, фасадных окон, мазутных и газовых котлов, а также внутридомовых теплоснабжающим систем в соответствии с современными нормами.
  • Законодательно обязали применять более эффективные маркировки к зданиям, которые продаются или сдаются в аренду.
  • Юридически обязали выполнить требования энергетических маркировок в течение 5 лет.
  • Установлена частота регулярной энергетической маркировки для зданий площадью более 1000 м2 не реже, чем раз в пять лет.
  • Установлена регулярная энергетическая маркировка общественных зданий, вне зависимости от их площади.
  • Организовали инспектирование внутридомовых схем теплоснабжения от котлов на мазуте и газе и вентиляционных систем.
  • Через три года после накопления опыта должна проводиться его оценка и подготавливается заключение о целесообразности ввода регулярной маркировки для всех зданий.

Окна являются значимым источником теплых потерь помещений. В требованиях к зданиям этому посвящен отдельный раздел. Выделены следующие условия:

  • в зависимости от уровня теплопотерь для окон введена энергетическая маркировка от А до С;
  • установлены стандарты, которые должны соблюдаться. Это сделает необходимой масштабную замену существующих фасадных окон;
  • Энергетическим департаментом Дании и ассоциацией производителей и продавцов стекла и окон принято решение выводить из оборота обычные герметические пластиковые окна и вводить энергосберегающие.

Ситуация в России и соотносимые показатели

В Москве в 2011 г. действующий норматив для жилых зданий высотой более 11 этажей общего удельного потребление энергии зданием составляет 215 кВт•ч/м2 в год, в т.ч. на отопление и вентиляцию 95, на горячее водоснабжение 100, на освещение общедомовых помещений, лифты, электронику, насосное и вентиляционное оборудование 20 кВт•ч/м2 в год. Для социальных и общественно-деловых зданий выше 3-х этажей и с односменным режимом работы общая норма составляет 187, кВт•ч/м2 в год, в т.ч. на отопление и вентиляцию 120, на горячее водоснабжение 12, на освещение общедомовых помещений, лифты, электронику, насосное и вентиляционное оборудование 55 кВт•ч/м2 в год.

Классы энергоэффективности зданий, определенные нормативами Минрегиона:

Класс

Величина отклонения расчетного (фактического) значения удельного расхода тепловой энергии от нормативного, %

Мероприятия, рекомендуемые органам администраций субъектов РФ

Очень высокий

А+

ниже 60

Экономическое стимулирование

А

от 45 до 59,9

Высокий

B++

от 35 до 44,9

Экономическое стимулирование в зависимости от года строительства

B+

от 25 до 34,9

B

от 10 до 24,9

Нормальный

C

от +5 до 9,9

-

Пониженный

D

от +5,1 до +50

Желательна модернизация здания после 2020 года

Низкий

E

более +50

Необходимо немедленное утепление здания





Маркировки энергоэффективности Россия

Сопоставимые данные по предусмотренным нормативными документами уровням энергопотребления зданий в России и Германии приведены в иллюстрации.

Сопоставление э-эф Россия-Германия

Из приведенных данный следует, что в «зданиях будущего» разрыв энергоэффективности примерно в 2,5 раза будет сохраняться.

В данной статье использованы материалы обзора «Энергоаудит зданий и энергетические паспорта», подготовленного московским офисом Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) в Российской Федерации.

Автор: Коваль Сергей Петрович

SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →