Вопросы определения стоимости энергетических обследований вызывают серьезные затруднения. На заре формирования современного энергоаудита был широко распространен тезис «Качественный энергоаудит не может стоить дешево». На проводимых сайтом «Портал-Энерго» конференциях в основном звучали цифры «среднего» по стоимости энергоаудита от 500 тыс. рублей до 1 миллиона. Затраты за вход на рынок компании из 4-х энергоаудиторов примерно 150-200 тысяч рублей с учетом стоимости минимального комплекта оборудования. При такой цене входа, ничтожных издержках на оказание услуг и предполагаемой выгоде, услуги по энергоаудиту становятся заманчивым бизнесом.
Неопределенность требований к энергоаудиту и энергоаудиторам, невозможность проверки данных энергопаспорта и обязательность его предоставления бюджетными организациями и крупными энергопотребителями привели к бурному росту количества энергоаудиторских компаний. В течение года их количество возросло в 20 раз и продолжает расти. Подавляющее большинство энергоаудиторских компаний пока не в состоянии предложить качественный энергоаудит.
Хотя качество энергоаудита нормативно не определено, среди компаний, которые уже длительное время занимаются предоставлением этих услуг, критерии качества вполне сложились и присутствует совершенно ясное представление о том, что это достаточно сложная и квалифицированная работа. И потребителям, которым не столько нужен энергопаспорт, сколько сокращение издержек на энергопользование, так же понятно, что затраты на профессиональный энергоаудит возвращаются не только в виде сокращения издержек, но и в повышении производственной дисциплины. А человеческий фактор дороже денег.
О стоимости энергоаудита
Руководящих документов по определению стоимости проведения энергетического обследования с расценками на энергоаудит конкретно для объектов бюджетной сферы нет.
Цена энергетического обследования сейчас определяется по результатам запроса котировок, аукционов, а в случае стоимости работ до 100тыс. рублей – по соглашению сторон.
Большой проблемой является обоснование оценки стоимости энергоаудита для заказчика. Зачастую в основу ложится коммерческое предложение конкретной энергоаудиторской компании, не знакомой со структурой бюджетного учреждения и не имеющей опыта проведения таких работ. Стоимость в этом случае определяется просто по примерному количеству зданий, находящихся на балансе без учета таких факторов как число трансформаторных подстанций, наличие и протяженность инженерных коммуникаций, наличие/отсутствие котельной, протяженность сетей и т.п.
По данным мониторинга государственных тендеров средняя цена на объявляемые тендеры по энергоаудиту (без дифференциации по объекту) летом 2011 составляла около 4,5 млн. руб., а в октябре‑ноябре сократилась до 0,4‑1,5 млн. руб. Типичной ценой, которая часто встречается можно считать цены в диапазоне 150‑300 тыс. руб., которые, по‑видимому, отражают стоимость энергоаудита для типовых бюджетных организаций. Необходимо подчеркнуть, что это оценка реально завышена из‑за специфики использованного массива тендерных объявлений, в котором представлены не только единичные учреждения, но и «оптовые» заказы из многих объектов.
За июль‑октябрь 2011 г. группу из десяти регионов, в которых зарегистрирована наиболее высокая индивидуальная цена на энергетические обследования, возглавляет вотчина крупнейшей российской компании (Газпрома) — Ямало‑Ненецкий автономный округ, где тендеры на энергетическое обследования в среднем стартуют с цены 185 млн. рублей, что, по‑видимому, связано с энергоаудитом энергетических предприятий, в том числе добывающих. Краснодарский край и Тюменская область объявляют тендеры на энергообследования почти в 15 раз дешевле (11.5 и 11.0 млн. рублей соответственно). Далее по убыванию среднего значения стартовой цены контракта следуют Чувашская Республика (6.5), Ненецкий автономный округ (5.7), Якутия (3.5), Самарская область (3.0), г. Москва (2.9) и Мурманская область (2.3).
Наиболее низкие цены на энергетические обследования сложились в Кемеровской области (261 тыс. рублей), в Мордовии (256), в Ростовской и Кировской областях (233 и 225 тыс. рублей соответственно), в С‑Петербурге (216), Бурятии (207), Липецкой и Тамбовской областях (200 и 198 тыс. рублей), в Ингушетии (150) и Саратовской области (менее 100 тыс. рублей). В перечисленных регионах, по‑видимому, преобладают обследования небольших бюджетных организаций. Очевидно также, что на уровень цен влияет не только развитие конкуренции на рынке услуг энергетических обследований, но и финансовое состояние региона.
В то же время, на рынке энергоаудита постоянно фиксируется демпинговое предложение цены. Предложенная энергоаудитором минимальная цена может составлять 20-25% от заявленной. Есть пример, когда удельная стоимость энергообследования на одно здание в бюджетном учреждении составила 8,4 тыс. рублей, а в рекламных предложениях другого энергоаудитора называется стоимость работ 12,5 тыс. рублей.
В сети Интернет немало объявлений с предложением сделать энергоаудит по фотографии или дистанционно «за дешево». Поскольку бюджетным учреждениям для отчетности необходим энергетический паспорт, предметом договора на энергетическое обследеование является представление энергетического паспорта. Остальное не является основным условием договора. По всей видимости, именно это обстоятельство является питательной почвой для демпинга.
Отдельная проблема определение стоимости энергоаудита многоквартирных домов. Конечно, дом-дому рознь, но заявляемая Национальным агентством энергоаудита в сфере ЖКХ стоимость энергоаудита многоквартирного дома в диапазоне от 28 до 40 тысяч рублей. Но такое определение так же весьма условно, поскольку дом достаточно сложное инженерное сооружение с весьма своеобразной мотивацией к повышению энергоэффективности со стороны коллективных собственников.
К определению стоимости энергоаудита и его эффективности
В обзоре, посвященном определению стоимости энергоаудита, отмечается, что цена энергетического обследования сейчас определяется по результатам запроса котировок, аукционов, а в случае стоимости работ до 100 тыс. рублей — по соглашению сторон. Как правило, стоимость энергоаудита находится на уровне 2‑3% от годового потребления предприятия или организации.
Имеющее большой опыт проведения энергетических обследований ООО «Интехэнерго М», рекомендует три варианта определения цены энергоаудита.
Вариант 1. Для малых и средних по численности и количеству потребляемых энергоресурсов предприятий стоимость энергоаудита может составлять до 1% от годовых затрат предприятия на энергоресурсы. Для более крупных предприятий это значение составляет 0,2‑0,5%. Такой подход позволяет нам ориентировочно оценивать и предлагать примерную стоимость работ по энергоаудиту.
Вариант 2. Оценка затрат по трудозатратам и человеко‑дням. Это во многом субъективный подход, существенно зависящий от энергоаудиторской фирмы и квалификационного состава работников.
Вариант 3. По типу предприятия и на основе визуального обследования его основных энергоемких подразделений и производств определяется приблизительно возможный процент экономии энергоресурсов. Зная число используемых энергоносителей и годовые затраты на энергоресурсы, стоимость работ может составлять от 0,5 до 1,5% от суммарного ожидаемого экономического эффекта.
Практический расчет цены, проведенный по этой методике на реальных объектах дал в 2003 г. следующие результаты:
Объект 1 (потребление энергоресурсов ~ 995 тыс. т.у.т.):
- по ценнику Московского правительства — 20 млн руб.(42 млн.руб в ценах 2010 года);
- вариант 1 — 3 млн руб. (6,2 млн.руб в ценах 2010 года);
- вариант 2 — 2 млн руб.(4,1 млн.руб в ценах 2010 года);
- вариант 3 — 950 тыс. руб.(1.9 млн.руб в ценах 2010 года);
Окончательная цена договора — 2 млн руб.( 4.1 млн.руб в ценах 2010 года);
Объект 2 (потребление энергоресурсов ~ 1,5 млн т.у.т.):
- по прейскуранту г. Екатеринбург (2001 год) — 2 млн руб.(4.1 млн.руб в ценах 2010 года);
- вариант 1 — 7 млн руб. (14,6 млн.руб в ценах 2010 года);
- вариант 2 — 3,5 млн руб. (7,3 млн.руб в ценах 2010 года);
- вариант 3 — 1 млн руб. (2,1 млн.руб в ценах 2010 года);
Окончательная цена договора — 3,5 млн руб. (7.3 млн.руб в ценах 2010 года);
Объект 3 (потребление энергоресурсов ~ 3,0 млн т.у.т.):
- по прейскуранту г. Екатеринбург (2001 год) — 4 млн руб. (8.4 млн.руб в ценах 2010 года);
- вариант 1 — 3,6 млн руб. (7,5 млн.руб в ценах 2010 года);
- вариант 2 — 3 млн руб. (6,3 млн.руб в ценах 2010 года);
- вариант 3 — 3,6 млн руб. (7.5 млн.руб в ценах 2010 года);
Окончательная цена договора — 3,2 млн руб. (6,7 млн.руб в ценах 2010 года).
В рекомендациях, изложенных специалистами и учеными Томского регионального центра управления энергосбережением в книге «Региональный вектор энергосбережения», указывается, что расходы, необходимые для обследования, должны покрываться экономией энергоресурсов и финансовых средств, затрачиваемых на приобретение энергоресурсов. По представленным данным следует, что экономическая эффективность обследования составляет величину порядка 2‑4 руб. на 1 руб. вложений, а энергетическая эффективность, соответственно, 3‑6% от потребляемых ресурсов.
Разумеется, речь идет о настоящем энергоаудите с представлением продуманных энергоаудитором предложений в программу энергосбережения и соответствующих рекомендаций. К сожалению, имеется немало нареканий на то, что энергоаудиторы часто не в состоянии предложить мероприятия применительно к специфике и состоянию обследуемых объектов. Часто дело ограничивается предложениями, скачанными из Интернета.
В данной статье использованы материалы обзора «Энергоаудит зданий и энергетические паспорта», подготовленного московским офисом Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) в Российской Федерации.