Главная / Аналитика / Организация энергосбережения / Организация учета энергоресурсов

Отрасль операторов учета энергоресурсов. Необходимость комплексного обеспечения ответственности.

На сайте «Портал-Энерго.ru» в ходе проведенной конференции по приборному учету неоднократно затрагивались проблемы недостоверного учета и недостаточной ответственности всех участников отношений, возникающих при производстве, монтаже, эксплуатации средств измерений за их главное предназначение – точный учет. Чтобы изменить ситуацию, сложившуюся в сфере приборного учета, Некоммерческим Партнерством Отечественных производителей приборов учета «Метрология Энергосбережения» принято решение о создании саморегулируемой организации (СРО) операторов учета энергоресурсов на базе Партнерства, в которую войдут не только производители приборов, но и монтажные, и обслуживающие, и эксплуатирующие приборы организации. Об этом в статье Президента НП «Метрология энергосбережения» Гришина Германа Владиславовича

Отрасль операторов учета энергоресурсов. Необходимость комплексного обеспечения ответственности.







Наше государство всерьез взялось за организацию энергетической эффективности и энергосбережения, а также за разработку и реализацию механизмов управления этими процессами. Слова об энергетической бережливости обрели форму закона, который устанавливает требования по обязательному коммерческому учету энергоресурсов, по энергетической эффективности новых зданий, по сокращению бюджетных расходов на приобретение энергетических ресурсов. Интерес к инициативе государства проявили практически все. В условиях ухудшения экономической ситуации с перспективой медленного восстановления экономики и производители, и потребители стали считать деньги и искать способы экономии. Это как раз тот редкий случай, когда государственные интересы совпадают с частными, так что у идеи энергосбережения есть неплохие шансы на воплощение. Однако чтобы закон заработал, необходимо создать работающие и понятные инструменты организации и управления процессом энергоэффективности и энергосбережения. Одним из таких инструментов является приборный учет энергоресурсов.

Без преувеличения можно сказать, что приборный учет сегодня является единственным действенным механизмом, позволяющим оценивать любые энергосберегающие мероприятия в конкретных, измеряемых величинах. И этому механизму необходимо уделять должное внимание.

Хотелось бы подчеркнуть две важнейшие задачи из установленных Федеральным законом РФ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и энергетической эффективности…»:
1. Государственная: организация эффективного государственного контроля за потреблением энергоресурсов и энергетическим балансом регионов.
2. Социальная: достоверный учет – справедливая оплата за энергоносители.
В настоящее время производители приборов учета проводят большую работу в субъектах Российской Федерации по установке приборов учета. Но эта работа проводится каждым индивидуально по своим проектам, технологиям, со своими приборами, протоколами передачи данных, монтажниками и т.д. Результат – отсутствие целостной картины ресурсопотребления, при этом государственные структуры различных уровней управления от муниципальных до федеральных (например, энергоменеджеры, региональные центры энергосбережения, Российское энергетическое агентство) будут вынуждены складывать эти индивидуальные данные в единую информационную картину. К тому же, свою лепту вносят случайные участники рынка приборного учета, и здесь о достоверности учета говорить не приходится, что, во-первых, подрывает саму идею приборного учета, во-вторых, приводит к конфликтным ситуациям между энергоснабжающими организациями и потребителями энергоресурсов, в том числе и гражданами.

Это очень серьезная проблема, на которую нельзя не обращать внимание. Причина ее возникновения в том, что в сфере приборного учета государством не регламентированы многие виды деятельности, такие как проектирование, монтаж, техническое обслуживание, эксплуатация и т.д. Ряд министерств и ведомств Российской Федерации занимается разработкой нормативной документации в части непосредственно приборов учета, при этом производителей приглашают, в лучшем случае, в качестве экспертов или вообще доводят до их сведения готовый документ. Далеко не все замечания и предложения, высказываемые в процессе обсуждения проектов документов, учитываются, хотя лучше производителей приборов учета ситуацией не владеет никто. Разрабатываемые документы зачастую противоречат и друг другу, и действующим нормативным документам. К тому же некоторые из них в условиях ВТО будут наносить вред российскому приборному учету - в частности, прямое проецирование европейских стандартов на условия российского теплоснабжения.

Об учете, ответственности и саморегулировании

Чтобы изменить ситуацию, сложившуюся в сфере приборного учета, Некоммерческим Партнерством Отечественных производителей приборов учета «Метрология Энергосбережения» принято решение о создании саморегулируемой организации (СРО) операторов учета энергоресурсов на базе Партнерства, в которую войдут не только производители приборов, но и монтажные, и обслуживающие, и эксплуатирующие приборы организации. Несмотря на большое количество СРО в различных отраслях, и то, что создание СРО стало каким-то модным течением, данное решение представляется обоснованным и необходимым.

Федеральным законом № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» государство предоставило бизнесу инструмент для восполнения пробелов в законодательстве, возможность участия в разработке новой и корректировке действующей государственной нормативной документации.

Главной целью создания СРО операторов учета энергоресурсов является формирование единого методологического подхода, сис¬темы стандартов и правил в проектировании, производстве, монтаже, техническом обслуживании и эксплуатации приборов и узлов учета тепловой энергии. СРО операторов учета готова принять на себя всю ответственность и гарантировать надежность, защищенность и достоверность учета энергоресурсов, функ¬ционирование цивилизованного рынка высококачественных приборов, работ и услуг, отвечающего потребностям и ожиданиям потребителей и производителей энергоресурсов, а так же современному уровню развития науки и технологий.

На пороге вступления в ВТО российским производителям приборов учета жизненно необходимы модернизация производства, внедрение инновационных разработок, эффективная таможенная политика для того, чтобы на равных конкурировать с ведущими иностранными производителями. И здесь необходима поддержка государства, которая возможна при партнерстве «государство – бизнес» именно в рамках СРО, когда одна сторона - государство, доверяет и помогает, а другая - бизнес, принимает на себя ответственность и выполняет свои обязательства.

Следующий шаг – создание отрасли операторов учета энергоресурсов. И задача отрасли не только в решении на государственном уровне проблем всех участников рынка учета энергоресурсов (и членов СРО, и сторонних организаций), но и возрождение отраслевой науки и организация подготовки квалифицированных кадров всех образовательных уровней. А на это уже интересы государства. Ни СРО, ни тем более отдельные предприятия не в силах реализовать подобные мероприятия.

И, наконец, главное – формирование, опять же в рамках отрасли, единой общероссийской системы учета потребления энергоносителей, обеспечивающей достоверную картину энергопотребления, позволяющей государству реально оценивать энергоэффективные мероприятия, контролировать энергопотребление во всех регионах.








SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →