Первая российско-германская конференция «Энергодиалог: через инновации к энергоэффективности», состоявшаяся в Берлине в конце февраля, оказалась возможной благодаря усилиям правительственных и бизнес-структур Германии и России. Активное участие в ее подготовке приняли Минэнерго России, Минэкономики и технологий Германии, Всегерманский союз энергетического и водного хозяйства и Германское энергетическое агентство.
В составе российской делегации государственные структуры представляла и законодательная власть: Иван Грачев и Галина Хованская - председатели двух профильных комитетов Госдумы, по энергетике и ЖКХ.
Андрей Липатов - генеральный директор Холдинга «Теплоком» - участвовал в Берлинском энергодиалоге как глава одного из крупнейших предприятий России в сфере производства и обслуживания узлов учета тепла. В своем интервью он рассказывает о некоторых итогах конференции, которые оказались достаточно неожиданными для ее участников.
Эффективное соединение усилий бизнеса и государства в развитии важных для общества сфер — это то, о чем в России пока остается только мечтать. Тем не менее в берлинском энергодиалоге подобное, похоже, получилось?
В Европе (и в Германии в особенности) именно бизнес оказался лидером развития рынка энергосбережения. Причем бизнес, связанный с производством приборов учета энергии и ресурсов. Это касается всех сторон энергосбережения, вплоть до выработки вполне определенной идеологии процесса. На российско-германской конференции это было заметно точно так же, как и непосредственно в экономике. Между прочим, инициатором диалога с германской стороны был именно бизнес – при активном содействии и участии госструктур. С российской же стороны все был несколько иначе: задействованы были в первую очередь госструктуры, которые в свою очередь приглашали представителей реального сектора. "Теплоком", например, привлекли как лидера отрасли. Видимо, пока это неизбежно и даже оправданно в силу особенности нашего рынка, но все равно России придется пройти тот же путь, котоый проделала Европа в обасти энергосбережения за 10 лет.
Одна из панельных дискусcий берлинского форума называлась «Энергоэффективность - инновационные решения и трансфер технологий...". Нам действительно нужно опять учиться и учиться?
За последние 20 лет Евросоюз добился трехкратного повышения энергоэффективности зданий и сооружений, что само по себе достойно уважения и определенного использования накопленного опыта. Однако конференция в Германии еще раз показала, что в технологическом отношении нам учиться особо нечему.
Россия в сфере теплосбережения с полным правом может выступать отнюдь не только в качестве старательного ученика. Ведь две трети тепловой энергии, генерируемой на территории Евразии, производится именно в России. Было бы странно, если бы мы не имели технических решений, которые являются прорывными в этой области. Официально это, правда, не слишком-то признают – но фактически так и есть.
Кстати, своеобразная примета времени: наши технологии и технические решения приживаются в Европе и потом "экспортируются" к нам же уже как европейские.
Ряд наших разработок для Европы – настоящие ноу-хау. Одно то, что нашу продукцию покупают в Европе, говорит само за себя. Обмен мнениями в Берлине еще раз подтвердил, что в техническом отношении наша продукция не просто конкурентоспособна: ей нет равных. Например, российские тепловые насосы имеют высший для Европы КПД. А предлагаемые "Теплокомом" ВКТ-8 по комплексу решаемых задач вообще оказались для европейцев открытием.
Но, хотя прорывных технологий в Германии мы не увидели, поучиться все равно есть чему. И, пожалуй, не менее важному, чем техническая часть процесса. В первую очередь это системный подход и ответственность бизнеса.
Ответственность? Считается, что это у нас пока в области мечтаний...
Да, у нас пока об ответственности бизнеса упоминают обычно только в связи с помощью бедным и благотворительностью. Однако в Европе давно поняли, что на самом деле это лишь малая часть того, что должно исходить от бизнес-сообщества. Главное же – оптимальное развитие собственного дела и создание нужных обществу технолоний. В Германии участники рынка энергосбережения имеют единое понимание стратегии развития отрасли и при жесткой конкуренции в сфере производства умеют действовать совместно, поддерживая друг друга, максимально открывая друг для друга информацию и оптимально организуя сотрудничество.
Нам остается этому только завидовать. У нас в России пока идет борьба на уровнях, на которых мы совсем не должны бороться, и нет сотрудничества в сферах, в которых оно должно быть. В "Теплокоме" мы, кстати, пытаемся идти европейским путем: открываем информацию, протоколы, не делимся только своими конструкторскими разработками. Надеемся, другие участники рынка постепенно придут к такой же политике.
Сама по себе такая атмосфера вряд ли сложится. Возможно, стоит использовать для этого какие-то конкретные проекты?
В Германии на меня большое впечатление произвели программы управления спросом энергии, двигателем которых является бизнес-сообщество, а государство и общество - поддерживают на всех уровнях. Это по-настоящему современный и крайне востребованный тренд. Поставлена конечная цель: максимальное сокращение потребления энергии, выраженное в цифрах и сроках. И на ее достижение работает все: тарифы сами по себе и их структура, экономические инструменты поощрения и наказания, влияющие как на бизнес в целом, так и на повседневное поведение потребителей, нормативы, развитие возобновляемых источников энергии и еще массу направлений – вплоть до воспитания в школах и даже детских садах. При том, что технически мы вполне на европейском уровне, такого рода подходов нам крайне не хватает. Возможно, такого рода проект действительно помог бы объединить разнонаправленные пока интересы.
Восприняли ли такой подход руководители государственных структур России, приглашенные к участию в энергодиалоге?
В ходе дискуссий мы увидели весьма позитивный настрой лиц, от которых зависит принятие решений в Российской Федерации. Иван Дмитириевич Грачев и Галина Петровна Хованская – сответственно главы комитетов Госдумы по энергетике и по жилищной политике и ЖКХ - проявили стремление действовать в нужном направлении, благо европейский опыт подсказывает необходимые для этого шаги. Так, уже всем понятно, что необходимо ускорить процесс создания НКО операторов учета – это будет как раз первый шаг в единении участников рынка. А с Галиной Петровной Хованской есть полное взаимопонимание о необходимости определенных требований к участникам рынка ЖКХ. Не секрет, что одна из нерешенных проблем в сфере энергосбережения – фактическая недееспособность большинства управляющих организаций в сфере ЖКХ, которые теоретически должны выступать полноправными партнерами при установке узлов учета в СКД и при заключении энергосервисных котрактов. Требования СРО к УК занижены, что не позволяет им становиться полноценными сторонами договорных отношений.
Нужны определенные критерии допуска на рынок управляющих компаний в сфере ЖКХ – по финансовым обязательствам, по страхованию ответственности перед жителями за собираемые с них средства, по материально-техническому обеспечению, по укомплектованности и квалификации персонала...
Но я бы отметил еще один момент, который стал уроком берлинской встречи. Развитие рынка энергосбережения и оптимальное влияние его на энергопотребление в России возможно только при эффективном взаимодействии производителей энергосберегающей продукции и финансовых структур. Со стороны финансовых структур налицо желание эффективного партнерства, со стороны энергосервисных и производственных компаний – четкие программы эффективного вложения средств в расчете на получение прибыли из создаваемой экономии. Но пока мы в России только в начале этого пути, хотя, судя по примеру Европы, пройдем его достаточно быстро. Отдельно не смогут осилить этот путь ни финансисты, ни "технологи". Немцы хорошо это усвоили и показали нам, что результат достигается только в связке. Теперь это начинают понимать и у нас.