Главная / Аналитика / Опыт энергосбережения / Энергосбережение в странах СНГ

Киев заявляет энергоэффективность в качестве одного из приоритетов. Разработан Муниципальный энергетический план.

Киевская городская администрация принимает муниципальный энергетический план, который является частью стратегии развития Киева на период до 2025 года. План позиционируется как среднесрочная тактическая программа в рамках плана устойчивого энергетического развития. Такие программы были приняты в ряде крупных европейских городов и показали свою высокую эффективность. В статье приводятся выдержки из Муниципального энергетического плана г. Киева. Материал предоставлен компанией «Экологические Системы» Украина.

Киев заявляет энергоэффективность в качестве одного из приоритетов. Разработан Муниципальный энергетический план.

Столица Украины - город Киев является самым большим и сложным объектом для разработки Муниципального энергетического плана. Энергетическая система Киева является одной из крупнейших в Европе, самой энергоёмкой и наиболее сложной муниципальной энергетической системой в Украине.

Два года назад администрация г. Киева начала интенсивную подготовку к системной модернизации. В 2011 году, впервые за последние 30 лет, разработана Стратегия развития Киева до 2025 года. Энергоэффективность получила один из наивысших приоритетов. Одновременно были разработаны:

  • генеральный план развития Киева до 2025 года;
  • схема теплоснабжения Киева до 2015 года;
  • региональная программа модернизации коммунальной теплоэнергетики и системы теплоснабжения Киева на 2011-2015 года;
  • региональная программа повышения энергоэффективности на 2011-2015 года;
  • Киев в 2011 году подписал Соглашение мэров и начал путь к вхождению в европейское энергоэффективное сообщество.

Эти работы позволяют создать основу для муниципального энергетического планирования и платформу для разработки муниципального энергетического плана (далее МЭП) Киева.

Муниципальный энергетический план направлен на достижение целей, задекларированных в стратегических документах развития города, является частью плана устойчивого энергетического развития, учитывает тенденции развития города, и включает в себя проекты, сгруппированные по трем направлениям, представленные в существующих среднесрочных программах и отчетах по энергетическому аудиту системы теплоснабжения.

Основной стратегической целью развития города, в соответствии с документом "Стратегия развития города Киева до 2025 года", является улучшение качества жизни жителей, которое определяется экономическим благосостоянием и уровнем комфорта жизни в городе. Для достижения поставленной цели предложены ряд направлений реализации, которые объединены в стратегические инициативы.

МЭП, как среднесрочный план действий в энергетической сфере, направлен на достижение целей, которые соответствуют следующим стратегическим инициативам и основным направлениям реализации Стратегии развития города:

Стратегическая инициатива 1:

Модернизация транспортной и инженерной инфраструктуры.

Основные направления реализации:

  • модернизация жилищного хозяйства;
  • модернизация энергетического хозяйства.

Согласно терминологии, используемой в методологии муниципального энергетического планирования, в данном случае речь идет о функциях города как регулятора и мотиватора.

МЭП Киева будет включать в себя ряд мероприятий, направленных на:

  • стимулирование развития бизнеса в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
  • привлечения внебюджетных источников финансирования;
  • улучшение условий и механизмов создания объединений собственников многоквартирных домов, как эффективных собственников жилья;
  • усовершенствование системы управления энергетической сферой города.

Указанные мероприятия будут объединены общим названием «мягкие меры» и представлены одним из проектных направлений МЭП Киева.

Стратегическая инициатива 2

Повышение энергоэффективности города

Основные направления реализации:

  • энергосбережение в коммунальном секторе;
  • энергосбережение в жилищном хозяйстве;
  • генерирующие и распределительные мощности;
  • альтернативная энергетика;
  • энергоэффективные нормы.

Проектные направления, которые предлагаются в рамках МЭП Киева и являются его основой, в полной мере соответствуют указанным направлениям и способствуют повышению энергоэффективности города.

Таким образом, в соответствии с принципами, заложенными в концепции МЭП, его значения и суть в полной мере отвечают Стратегии развития Киева. МЭП Киева будет способствовать повышению уровня комфортности жизни горожан, улучшению инвестиционного климата, содействовать развитию имиджа зеленого города.

План устойчивого энергетического развития Киева до 2020 года, который будет разработан в течение 2012 года согласно взятым обязательствам при подписании Соглашения мэров, ставит цель снизить выбросы парниковых газов на 20% до 2020 года за счет увеличения на 20% эффективности использования энергии и увеличения на 20% доли возобновляемых источников энергии в структуре энергоносителей.

МЭП Киева будет способствовать снижению выбросов парниковых газов за счет реализации ряда энергосберегающих проектов в секторах охвата МЭП, которые являются частью сферы влияния в Плане устойчивого энергетического развития.

Меры по преодолению барьеров повышению энергоэффективности

Предлагаемый состав "мягких" мер для преодоления политического барьера

Новая внешняя и внутренняя политика

Необходима декларация приоритета энергоэффективного вектора развития Киева в ключевых документах, определяющих политику развития города (стратегия развития города, стратегии развития базовых коммунальных инфраструктур, генплан, долго- и среднесрочные программы и т.д.). Так, например, 18 лет назад Москва, объявив о приоритете энергоэффективности, существенно изменила подходы к планированию, бюджетной и инвестиционной политике города, была глубоко переработана нормативная и законодательная база столицы РФ. Ежегодное проведение целевой конференции и выставки "Москва – энергоэффективной город" позволило консолидировать компании и организации Москвы вокруг долгосрочной цели повышения энергоэффективности, создать масштабную исполнительную инфраструктуру.

Отдельно следует сказать, что энергоэффективная политика, программы и проекты являются весомым фактором для избирателей и надёжным преимуществом в конкурентной борьбе политических сил за голоса избирателей Киева.

Начало новой политики уже положено принятием Стратегии развития Киева до 2025 года и подписанием Соглашения мэров. Необходим системный план действий в этом секторе на 2012 - 2015 гг.

Декларация ведущими политическими силами города долгосрочных и прозрачных политических целей и планов.

Для городов и стран Европы таким общим планом стал "План 20 - 20 - 20". Этот план предполагает достижение к 2020 году снижения потребления энергии на 20%, уменьшение выбросов парниковых газов на 20% и замещение традиционных источников энергии возобновляемыми на 20%. Большинство европейских городов разработали Планы устойчивого энергетического развития до 2020 года и присоединились к Соглашению мэров, создав глобальную политику муниципалитетов по долгосрочной энергоэффективной модернизации. Эта мера позволяет привлечь к Киеву внимание международного финансового сообщества, углеродных инвесторов и улучшить инвестиционный климат, получить политическую поддержку Европейской комиссии планам долгосрочной энергоэффективной модернизации Киева.

Первым шагом в этом секторе станет принятие в мае Киевсоветом разрабатываемого Муниципального энергетического плана. Вторым шагом должно стать разработка и принятие стратегического плана устойчивого энергетического развития города (Sustainable Energy Action Plan).

Установление долгосрочных партнёрских отношений с передовыми столицами мира.

Для Киева такими столицами могут стать, например, Берлин, Москва, Варшава и Пекин. Обмен делегациями, идеями и создание преференций для совместных планов и программ могут в значительной мере увеличить трансферт передовых технологий и инвестиций в сферу энергоэффективности Киева. Берлин, Москва и Варшава могут быть примером модернизации систем столичных теплоснабжения, Пекин является примером массового внедрения тепловых насосов в бюджетной сфере.

Создание долгосрочных партнёрских программ, как основных элементов программ энергоэффективности Киева под управлением постоянно действующих рабочих групп, позволит значительно сократить время на реализацию этих программ, использовать банковские капиталы для долгосрочного финансирования энергоэффективной модернизации Киева.

Внедрение международного стандарта энергетического менеджмента ISO 50001 в деятельности Администрации Киева.

Не секрет, что существующая система муниципального менеджмента Киева не в полной мере соответствует европейским стандартам, что в значительной мере снижает её эффективность. Общим подходом для развитых стран, в том числе в муниципалитетах, стал переход с 2009 года на международный стандарт энергетического менеджмента ISO 50001. Целесообразно изучить опыт внедрения указанного стандарта в выбранных столицах ЕС для последующего планового внедрения системы муниципального энергоменеджмента в Киеве на основе отдельной целевой программы. Результатом такой программы станет унификация структуры Главного управления энергетики и энергосбережения с аналогичными подразделениями европейских столиц с перераспределением функций реализации энергетической политики города, развития и модернизации, эксплуатации и обслуживания.

Целесообразно изучить опыт ЕС и вопрос создания Киевского энергетического агентства и Киевской муниципальной энергосервисной компании в рамках политики развития приватно – публичного (государственно-частного – прим.) партнёрства в энергетическом секторе Киева.

Изменения в строительных нормах и правилах.

Синхронизация нормативных требований к энергоэффективности зданий с европейскими, путём ввода в действие Киевских городских строительных норм позволит привлечь значительные средства инвесторов в сектор новостройки и заблокирует строительство энергонеэффективных зданий на территории Киева.

Так, например, для Москвы отдельно разработаны МГСН - Московские городские строительные нормы, определяющие показатели энергоэффективности зданий. Москва является единственным в СНГ городом, уже утвердившим для нового строительства стандарт энергоэффективного здания с нормой удельного потребления - 15 кВт.час на м.кв в год.

Предлагаемый состав "мягких" мер для преодоления инвестиционного барьера

Отказ от подготовки планов развития и программ по советским методикам, не имеющих экономических обоснований. Переход на подготовку целевых ТЭО и бизнес - планов по методикам европейских банков по ключевым проектным направлениям модернизации.

Все существующие планы и программы энергоэффективной модернизации Киева не имеют экономических обоснований, позволяющих привлечь ресурсы западных банков и инвесторов. Большой ошибкой, сложившейся за 20 последних лет практики планирования и бюджетирования, является опора только на ресурсы местного и централизованного бюджета, что приводит к "проеданию" денег.

Переход на целевое бюджетное финансирование программ энергоэффективной модернизации бюджетной сферы Киева на основе прямых количественных показателей эффективности этих программ.

Абстрактные показатели энергетической эффективности в удельном или косвенном виде не позволяют измерить эффективность использования бюджетных средств, выделяемых ежегодно на цели энергосбережения. Предлагается изменить принципы бюджетной политики исключив подобное финансирование в принципе. На смену бесцельному финансированию предлагается переход на бюджетное финансирование программ, отвечающим стратегическим долгосрочным целям на основе прямых количественных показателей эффективности этих программ.

Стимулирование привлечения средств инвесторов и внешних заимствований для энергоэффективной модернизации бюджетной сферы Киева.

Основой существующих программ энергетической эффективности города является прямое бюджетное финансирование. Такой подход не позволяет осуществить глубокую модернизацию зданий бюджетной сферы в ближайшие десятилетия из-за ограниченности бюджетных средств.

Предлагается перейти в основе финансирования бюджетных программ энергоэффективной модернизации на банковские кредиты либо на привлечение средств инвесторов с возвратом инвестиций из фактически получаемой экономии в платежах за энергоресурсы. При этом прямое бюджетное финансирование используется как дополнительный ресурс, улучшающий экономические показатели проектов.

Изменение тарифной политики с использованием инвестиционной составляющей для финансирования долгосрочных инвестпроектов модернизации зданий и системы централизованного теплоснабжения.

В условиях несовершенства законодательной базы и отсутствия гарантий возврата займов этот метод является единственной возможностью привлечения значительного банковского капитала на структурную модернизацию коммунальной инфраструктуры.

Подготовка и реализация программы сертификации старых и новых бюджетных и жилых зданий Киева по европейским нормативам.

Программа ДИСПЛЕЙ - программа энергоэффективной сертификации зданий в городах Европы стала хорошим примером, иллюстрирующим эффективность "мягких" мер на Западе. Проведение простого энергоаудита массивов зданий целых городов и появление на стенах зданий цветных табличек с указанием принадлежности здания к одному из 7 классов энергетической эффективности быстро разделило здания городов Европы на "тёплые" и "холодные" здания. На рынке недвижимости холодные здания упали в цене в 2-3 раза, тёплые соответственно возросли в цене.

Программа ДИСПЛЕЙ произвела на западных рынках недвижимости большие изменения, стимулируя собственников зданий к их энергоэффективной модернизации. Таким образом, небольшие бюджетные средства стимулировали привлечение десятков миллиардов евро для тысяч инвесторов и миллионов граждан в энергоэффективную модернизацию сотен тысяч зданий, создав новый внутренний рынок для европейских стран и увеличив, в конечном итоге, бюджетные поступления.

Запуск демонстрационных и пилотных проектов и программ.

Для масштабной отработки технических решений и финансовых схем проектов глубокой модернизации зданий и системы теплоснабжения Киева предлагается осуществить следующие пилотные проекты:

  • "Энергоэффективный квартал";
  • "Энергоэффективная школа";
  • "Энергоэффективный садик";
  • "Энергопассивный дом".

Запуск небольших бюджетных программ стимулирования энергоэффективности в жилых и бюджетных зданиях.

Первой такой программой в Киеве стала программа "Горячая вода". Большой эффект по снижению потерь энергии в муниципалитетах западных стран создали целевые программы типа "Тёплый подъезд", "Тёплые окна", "Тёплая крыша", "Закрытая форточка" и др.

Известен значительный эффект от внедрения в Москве двух целевых программ снижения потерь воды путём замены сантехнической арматуры и арматуры сливных бачков. Известен также значительный эффект от массового внедрения мониторинга потерь питьевой воды путём измерений ночного потребления питьевой воды бюджетными учреждениями. Это позволило определить здания с большими потерями воды и эффективно инвестировать бюджетные средства

Предлагаемый состав "мягких" мер для преодоления информационного барьера

Запуск 2-хлетней программы по переподготовке руководителей управлений киевской Администрации, районных администраций, учреждений и организаций бюджетной сферы.

Целью обучения и результатом должны стать подготовленные локальные программы энергосбережения и модернизации в подведомственных секторах обучаемых руководителей.

Развитие информационного портала ГИВЦ для мониторинга состояния каждого здания, района, бюджетного учреждения и организации Киева.

В настоящее время ГИВЦ киевской Администрации создана мощная платформа с использованием среды Интернет для подобного портала. Необходима 3-хлетняя бюджетная программа развития ресурса до общегородского портала, обслуживающего все управления Администрации, жителей, энергетические и коммунальные компании.

Запуск целевой бюджетной 3-летней PR - компании для СМИ и жителей города Киева

Цель - формирование энергоэффективных стереотипов поведения, объективной самооценки и оценки действий власти по развитию Киева, создания эталонов энергетической эффективности в медицине, образовании, культуре, жилых кварталах, коммерческих предприятиях. Формирование образов энергетических лидеров бизнеса и власти в глазах населения города, качественное изменение отношения горожан к сбережению энергии и охране окружающей среды.

Запуск долгосрочных учебных программ энергоэффективности для учреждений средней и высшей школы.

Целевые учебные программы энергоэффективности внедряются с целью изменения мотивации и поведения подрастающего поколения, создания новых стереотипов отношения к потерям энергии, пропаганды "зелёного" общества, "зелёного" образа жизни, что позволяет при сравнительно небольших бюджетных затратах на добровольной основе снижать потребность в энергии широкими слоями населения.

Создание Киевской библиотеки энергосбережения общедоступной для всех киевлян на специальном портале в ИНТЕРНЕТЕ.

Известным примером массового энергонеэффективного поведения является установка металлопластиковых окон с обычным стеклом. При этом незначительное удорожание с установкой энергоэффективного стеклопакета вместо обычного уменьшает потери тепла через окна на 70%.

Создание популярной и доступной для всех киевлян библиотеки энергосбережения поможет развитию программ добровольного ограничения потребления энергии в быту, созданию стереотипов энергоэффективного поведения населения, созданию стереотипов инвестирования средств населения на приобретения энергоэффективного бытового оборудования.

SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →