Уважаемый Петр Алексеевич! 16 февраля состоялось открытие экспертной секции «Энергосбыт и энергосервис» Рабочей группы законодательных инициатив при Председателе Комитета Госдумы по энергетике. Председателем секции избраны Вы. Очевидно, что это отражает реальные успехи и авторитет Мосэнергосбыта в организации деятельности по заключению энергосервисных контрактов. Какие задачи и проблемы для их последующих решений Вы ставите перед секцией?
В процессе разработки и внедрения энергосервисных контрактов мы столкнулись с большим количеством проблем, решение которых лежит скорее в сфере законодательства, чем технологии. Секция «Энергосбыт и энергосервис» должна будет выявить те законодательные и административные барьеры, которые мешают развитию энергосбережения. Особенно это касается бюджетной сферы. Мы хотим объединить участников процесса предоставления энергосервиса для более эффективной энергосервисной деятельности. Итоговым же результатом работы секции должно стать выявление законодательных и административных барьеров и их своевременное устранение.
В своих интервью Вы неоднократно подчеркивали заинтересованность Мосэнергосбыта в энергосбережении у потребителя. Тем не менее, очень распространено мнение, которое можно сформулировать во фразе «Если энергосбыт заявляет в своем интересе в энергосбережении, не верьте, Вас вводят в заблуждение». Как можно прокомментировать такого рода утверждения и какова истина на самом деле?
Кое-кто ещё шутит: «Пчелы против меда»… Но на самом деле энергосервис – это перспективный бизнес, ведь уже сегодня каждый сэкономленный кВт энергии приносит нам не меньше, чем использованный – это технология извлечения выгоды из, казалось бы, неочевидных вещей. Нам действительно выгодно в сложившихся условиях московской энергосистемы снижать потребление, например, в бытовом секторе, а освободившиеся мощности передавать туда, где это необходимо, например, в новое строительство. Еще одним неочевидным, но тем не менее существующим фактором, становится повышение платежной дисциплины – ведь меньший счет за электроэнергию повышает вероятность своевременной оплаты.
Так все-таки, что выгоднее и рентабельнее для энергосбыта? Увеличение объемов поставки и увеличение доходности, или рискованная деятельность по предоставлению энергосервисных услуг?
Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Смотрите, рынок энергосервиса до конца еще не сложился. Тем не менее, Мосэнергосбыт несколько лет назад принял стратегию перехода от энергосбыта к энергосервису. Это не означает, что мы отказываемся от своей основной деятельности. Мы стремимся к предоставлению клиенту полного комплекса услуг - от поставки электроэнергии до реализации энергосервиса. И мы уже это делаем, как делают, например, многие западные энергосбытовые компании. Там компания - единая точка входа для клиента по всем вопросам: от снабжения до энергосбережения, от мелкого электромонтажа до строительства малой генерации.
Закон «Об энергосбережении …» определил основной инструментарий, который предлагается использовать при организации энергосбережения: учет, энергоаудит, энергосервис, информация, государственная поддержка. Основные сферы применения, на которые сделан акцент в законе – бюджет и социалка, ЖКХ, крупные потребители. С Вашей точки зрения, этого достаточно для того, что бы эффект от энергосбережения был лакомым куском для бизнеса?
К сожалению, декларация и фактическое состояние часто не соответствуют друг другу. По факту, для того, чтобы начать процесс энергосбережения на любом предприятии, нужно оснастить его счетчиками и провести энергоаудит.
То есть первое, что нужно сделать – наладить учет. Но сроки установки счетчиков постоянно законодательно отодвигаются. Другой пример: через 8 месяцев заканчивается срок, по которому все предприятия должны получить энергетические паспорта, очевидно, что подавляющее большинство эти сроки не выдержит. Тем не менее, эти организации пытаются выполнить закон. Но в силу этой спешки, а также в силу того, что конкурсы выигрывают не те, кто может качественно это сделать, а те, кто может это сделать наиболее дешево, поэтому и результат такого энергоаудита зачастую неудовлетворительный. Примечательно, что в феврале в Мосэнергосбыт начали обращаться компании, которые говорят, что их конкурсы выиграли поставщики, которые не представляли реального объема работ. А когда понимание пришло, эти подрядчики просто самоустранились.
Это проблема, с которой мы сейчас пытаемся работать: готовим новые коммерческие предложения, подхватываем таких потребителей. В свою очередь Мосэнергосбыт совместно с Центром энергоэффективности Интер РАО ЕЭС в настоящее время организует энергоаудит и получение энергетических паспортов более чем для тридцати предприятий.
Какой из видов бизнеса, связанных с повышением энергоэффективности, Вы могли бы назвать самым прибыльным, а какой самым проблемным? И почему?
Самый прибыльный - работа с крупными коммерческим организациями. Там люди понимают, что они хотят, есть техническая политика, и мы с ними активно работаем.
В 2011 году мы реализовали энергосервисных контрактов с крупными потребителями более чем на 100 миллионов рублей.
Если говорить о проблемных направлениях, то это, безусловно, энергосервис в бюджетной сфере. На пути реализации контрактов для бюджетных организаций стоит большое количество препятствий как законодательного и бюджетного характера, так и управленческого. Осложняет работу и отсутствие прямых указаний о необходимости внедрения энергосбережения посредством энергосервиса. Есть факты того, что в регионах руководство говорит бюджетникам, что все, что они смогут сэкономить на потреблении ресурсов, они могут пускать на зарплаты. Приводит это к тому, что такие организации проводят мероприятия по энергосбережению за счет бюджета, а не специализированных энергосервисных компаний.
Энергосервис в бюджете пойдет только тогда, когда мы вернемся к упрощенным схемам реализации. Сейчас даже если мы меняем одну лампочку, мы должны поставить ее на отдельный учет и ежемесячно сравнивать показания до модернизации и после. Установка на каждый модернизируемый объект своего учета ведет к удорожанию энергосервиса, что существенно снижает его привлекательность.
Но ведь мы даже до внедрения можем рассчитать, какую экономию получит предприятие за счет внедрения типового решения. Однако пока законодательство не разрешает использовать расчетный метод в бюджетной сфере. В законодательстве нет нормы, которая позволяет энергосервисной компании рассчитать возможную экономию, сумму затрат на внедрение энергосервиса, и предложить клиенту оферту – бюджетная организация ее просто не примет, не имея на это оснований и бюджетных средств.
Как бы то ни было, но Мосэнергосбыт стал одной из первых компаний, которые заключили контракты именно с бюджетниками. Да, для его реализации мы вынуждены осуществлять ручное управление энергосервисом, да и суммы контрактов незначительны, Но нам был нужен прецедент возврата вложенных средств - и он состоялся.
Сейчас с учетом затрат на поддержку контрактов с бюджетниками, работу с этими организациями, доведение до них выгод и необходимости реализации энергосервисных контрактов, мы не преследуем очевидных коммерческих целей, однако, безусловно, будем этим заниматься – это наш вклад в развитие.
В какой мере повышение уровня платежеспособности потребителя связанное со снижением энергопотребления при энергосбережении выгодно для энергосбыта, и что выгоднее для организации, платежеспособность клиента или работа долгами?
Понятно, что чем ниже счет, тем выше вероятность своевременной оплаты. Если в силу законодательства мы не можем предоставлять скидки на электроэнергию, то энергосбережение остается для нас единственным способом снижения суммы в счетах. И мы это делаем, как делала бы любая другая клиентоориентированная организация.
Какие потери несет энергосбыт от недостоверного учета и воровства энергии у населения? Что принципиально выгоднее энергоснабжающей организации – оплата по нормативу с компенсацией через нормативы выпадающих доходов, или учитываемое потребление?
В 2009 году Президент Российской Федерации подписал закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности». В нем недвусмысленно говорится о необходимости внедрения учета на все ресурсы, поставляемые потребителям. И это логичный шаг, который мы никак не можем сделать, ведь только точный учет потребления энергоресурсов гармонизирует энергосистему.
Сегодня мы имеем несколько, если позволите, неправильную ситуацию: установленные нормативы не просто не стимулируют потребителя к внедрению учета, а прямо демотивируют его, хотя в цивилизованном обществе все должно быть наоборот. Задача всех вовлеченных в процесс энергоснабжения субъектов разрубить этот узел.
Что касается потерь от недостоверного учета или воровства, то ничего нового я сказать не могу – потери эти есть, и потери эти, конечно, будут. Но мы совместно с сетевыми организациями продолжаем вести работу по выявлению фактов незаконных присоединений или безучетного потребления. Борьба эта зачастую бескомпромиссная, но все должны понимать – вора или мошенника необходимо мотивировать, хотя бы рублем. А наша практика, которую мы наработали в 2010 и 2011 гг., говорит о том, что и привлечение к административной и уголовной ответственности – не такой уж и невозможный исход для нечистых на руку людей.
Какие мероприятия по повышению энергоэффективности у потребителя Мосэнергосбыт проводит в инициативном порядке и ощущается ли эффект от проводимой работы?
Мы предлагаем проведение энергетических обследований, модернизацию инженерного оборудования, - внедрение систем технического и коммерческого учёта электрической энергии. В 11 году мы сэкономили 6 предприятиям только по Москве порядка миллиона кВтч.
У Мосэнергосбыта более 6,5 миллионов индивидуальных потребителей. Управление мотивациями при помощи чисто административных мер в такой ситуации невозможно. Используются ли методики, учитывающие психологию потребителя в деятельности Мосэнергосбыта? Применяются ли эти методики в деятельности по энергосбережению и повышению энергоэффективности?
Безусловно, применяются. Благодаря совместной работе Мосэнергосбыта и Правительства Москвы в столице были установлены стимулирующие тарифы: в ночное время электроэнергия при использовании многотарифного учета в 4 раза дешевле, чем днем. Это заслуга в том числе и Мосэнергосбыта. Такой разницы в подавляющем большинстве регионов просто нет. Это существенная мотивация для наших клиентов для переноса нагрузки на ночное время.
Какие виды тарифов Вы считаете наиболее приемлемыми для работы по повышению энергоэффективности у потребителя?
Для населения мы предлагаем сформировать некие тарифы, стимулирующие людей к внедрению энергосбережения. Потому как экономических стимулов, кроме многотарифного учета, у них сейчас нет. Мы предлагаем сформировать стоимость электроэнергии с понижающим коэффициентом для тех жителей, которые внедряют у себя энергосберегающие мероприятия с получением сертификата класса энергоэффективности квартиры. В этом случае те, кто внедрил за свой счет энергосберегающие технологии, получают дополнительную экономию. Понятно, что этот тариф может быть и должен быть ограничен в сроках действия, но главную свою задачу - стимулировать людей экономить – он способен решить.
Кроме бизнеса мы занимаемся энергосервисом и с точки зрения популяризации энергосбережения. В открытом Мосэнергосбытом в 2009 году Центре по энергосбережению прошли обучение более 20 тысяч школьников. Это наш социальный проект, впрочем, как и обучение домохозяек правилам энергоэффективности. И мы не планируем отказаться от этой работы. Более того, в ноябре 2011 года мы открыли еще один центр по энергосбережению - в Мытищах. Он стал еще более инновационным, а мы видим существенную отдачу от своей работы. Она сейчас, возможно, еще со стороны еще не оценена, а формование рационального отношения к энергии - задача не одного года, но мы понимаем, как ее решать, и считаем, что решаем ее успешно.
Большое спасибо Вам, Петр Алексеевич, за интервью и откровенные ответы. Позвольте выразить надежду и уверенность в том, что Ваша работа в Госдуме по совершенствованию законодательства по энергосбережению повысит заинтересованность бизнеса в реализации проектов повышения энергоэффективности и принесет выгоду потребителям.
Автор: Коваль Сергей Петрович