Главная / Аналитика / Организация энергосбережения / Организация учета энергоресурсов

Финансирование установки узлов учета тепла идет «помимо» закона «Об энергосбережении …». Из опыта ОАО «Теплоком»

Еще по теме: Финансирование и страхование

В состав крупнейшего производителя приборов учета ОАО «Теплоком» входят 6 компаний, взаимодействие которых позволяет избавить потребителя от массы проблем, связанных с организацией установки приборов учета и их обслуживанием. «Интегратор энергетического комплекса» холдинга «Теплоком» специализируется на комплексных энергосберегающих программах регионов и муниципалитетов — от установки узлов учета тепла в многоквартирных домах до энергосервисных услуг и реконструкции систем генерации и теплоснабжения. Предлагаем Вашему вниманию интервью с Олегом Викторовичем Вихтюком — генеральным директором компании . «Интегратор энергетического комплекса»

Финансирование установки узлов учета тепла идет «помимо» закона «Об энергосбережении …». Из опыта ОАО «Теплоком»


Какова география деятельности Вашей компании и каково Ваше мнение о Законе «Об энергосбережении …», который должен быть удобным и надежным инструментом для реализации проектов энергсбережения? Вы действуете строго по закону, или жизнь заставляет строить свои схемы, так же соответствующие законодательству, но не специализированному?

География нашего сотрудничества с властями на местах и с управляющими компаниями (УК) весьма обширна — Петербург, Магадан, Мурманск, Татарстан, Ставропольский край, регионы Сибири... Все это дает основания для анализа ситуации, складывающейся с исполнением 261-го закона. Результат получается любопытный. Оказывается, механизмы финансирования установки узлов учета, заложенные в закон, практически не действуют. Но зато вместо них возникают другие — гораздо более приемлемые для всех сторон «процесса».

К электрическим счетчикам все давно привыкли и вопросов, «как платить» и «куда уходят деньги за электроэнергию» практически не возникает. С теплом все значительно сложнее. И технически и организационно. Узлы учета тепла нужно ставить незамедлительно. Это по закону. Но как разобраться со множеством вопросов «стоит ли устанавливать?», «куда будут уходить деньги за тепло?» и т.д.?

Срок «добровольного» исполнения 261-ФЗ в части установки узлов учета тепла истекает 1 июля 2012 года, но, к сожалению, в большинстве регионов России до завершения этой работы пока далеко. Причина проста: деньги. Обязанность ставить приборы учета установлена федеральным нормативным документом, а обязанность финансирования исполнения этого закона возложена на низовой уровень. Причем даже не на местные власти и юрлиц — участников рынка ЖКХ, - а непосредственно на население, которое очень не любит, когда залезают к нему в карман.

При этом стимулы для исполнения 261-го закона есть и у УК, и у граждан. Правда, пока работают по большей части меры принуждения. Для УК это опасность попасть на крупный штраф — до 250 тысяч рублей - выплачивать который придется из собственных средств. Для граждан это реальная опасность принудительной установки общедомовых узлов учета за деньги ресурсоcнабжающих организаций — с принудительным взысканием их с жителей независимо от желания и зачастую возможностейтаковых.

Между тем пока далеко не все исполнители коммунальных услуг и мало кто из их потребителей осознают, что для установки общедомовых узлов учета существуют и настоящие стимулы, главный из которых — возможность заработать или сэкономить.

Конечно, статистика в городах, где большинство зданий уже имеют приборы учета, показывает, что степень экономии от их применения будет разной — но ведь она есть, причем даже в самые холодные зимы. Так, в сталинках 50-60-х годов постройки одна только установка приборов учета позволяет экономить от четверти до 40% былых затрат на тепло. В кирпично-монолитных и кирпичных домах экономия составит от 10 до 25%, в современных панельных — 10-20%. Даже в панельных «хрущовках» есть экономия — правда, не более 7%. Не почувствуют экономии только маленькие дома на пару десятков квартир и меньше.

В отсутствие внутриквартирных приборов учета тепла (при наличии общедомовых) сэкономленные средства остаются на счетах УК, так как население продолжает платить по нормативам. Дальнейшее использование средств — предмет соглашения между УК и жителями: можно зачитывать при следующих платежах, можно — тратить на нужды МКД в рамках расходов, скажем, на текущий ремонт...

При этом УК стоит учитывать, что поставщики коммунальных ресурсов активно лоббируют введение на территории всей России принудительного, немедленного и прямого перечисления всех средств за коммунальные услуги на счета ресурсоснабжающих предприятий — без зачисления их на счета УК. В ряде регионов это уже осуществлено. Только установка общедомовых узлов учета позволяет оставить разницу оплаты за реальное и нормативное потребление воды и тепла на счетах УК.

Установка приборов учета позволяет оптимизировать потребление и платежи, а так же получить реальную экономию при расчетах. Где взять деньги на установку приборов учета в многоквартирных домах? Каким образом можно применить современные финансовые продукты банков для того, что бы для конечного потребителя установка приборов учета оказалась практически неощутима?

По 261-ФЗ любой многоквартирный дом (МКД) вправе провести общее собрание, принять решение об установке общедомового узла учета тепла и потребовать от местной ТЭЦ или котельной исполнить эту работу с оплатой в рассрочку на 5 лет. Но деньги на это ресурсникам, как известно, не выделены. За средствами они вынуждены идти в банки и финансировать эти работы в кредит.

Расходы на кредит разными способами закладываются в стоимость узла учета — за что в итоге заплатят сами жители. К тому же ресурсоснабжающие организации не специализируются в области производства и установки приборов учета. В этой области они выступают только как посредники. «Интегратор энергетического комплекса» - компания холдинга «Теплоком», оказывающая энергосервисные услуги c применением различных финансовых схем: лизинг, сублизинг, которые позволяют существенно снизить затраты на узлы учета и срок их окупаемости. Естественно, существование такого продукта возможно только в сотрудничестве с ведущими кредитно-финансовыми учреждениями страны — Сбербанком, ВТБ, а такжес банками отдельных регионов. В рамках этого продукта экономится от 10 до 40% финансовых ресурсов, которые были бы необходимы при стандартных схемах финансирования — в том числе предусмотренных 261-м законом.

При этом мы сумели оптимизировать и соответственно удешевить весь комплекс мероприятий по энергосбережению в отдельно взятом многоквартирном доме. Например, мы резко сократили время и объем работ на каждом объекте благодаря новой технологии монтажа из блок-модулей высокой заводской готовности. В результате на месте вместо полусотни сварных швов делаем четыре-пять. Соответственно, повышается качество и надежность системы при будущей эксплуатации.

Большие перспективы сулит унификация диспетчеризации. Раньше у каждого производителя была своя закрытая системы. Теперь мы предлагаем облачные решения, позволяющие снимать информацию с любого оборудования. Таких «мелочей» набирается в итоге на весьма приличную экономию, которую в итоге сможет ощутить на себе каждая управляющая организация, каждый собственник каждой квартиры.

Ваша компания имеет существенный опыт не только установки приборов учета, но и опыт работы с потребителями, которым зачастую что то объяснить очень сложно. Что бы Вы могли сказать жителям домов об экономии, которая практически гарантирована, если проводить мероприятия по энергосбережению и как организовать проведение этих мероприятий?

Сам по себе прибор учета ничего не экономит. Он «всего лишь» позволяет исключить неоправданные затраты и платить только за реально полученные коммунальные ресурсы. Неудивительно, что наши клиенты хотят большего. В какой-то степени тем, кто ставит узлы учета только сейчас, повезло. Они могут поставить себе современные системы, которые не только учитывают тепло, но и помогают существенно сократить его расход и, соответственно, затраты. Их не нужно регулировать вручную, как приборы старого типа. Они в автоматическом режиме реагируют на изменение температурных условий, сами сокращают или увеличивают подачу тепла. Топить улицу с такими узлами учета собственники уже не будут.

Ну а тем, кто уже давно пользуется общедомовыми приборами учетатепла, теперь приходится задумываться об их модернизации. Затраты на эти цели составляют порядка 20-30% от стоимости нового узла учета, но позволяют сократить потребление ресурса на 15-20% и, соответственно, окупаются в первые год-два эксплуатации. Где-то есть возможность использовать на эти цели деньги от экономии за счет разницы оплаты норматива и реального потребления…По такому договору оплата исполнителям идет только из реально достигнутой экономии средств, полученной за счет энергосберегающих мероприятий.

Для России энергосервисные услуги пока внове — в отличие от Европы, где это уже хорошо отлаженный бизнес. У нас пока только привыкают к тому, что оптимальным решением для каждого УК и каждого МКД является энергосервисныйконтракт, который всегда гораздо шире услуг по изготовлению, установке и обслуживанию или модернизации общедомового узла учета. Он охватывает весь комплекс работ по энергосбережению в здании.

Пока у нас мало кто подсчитывает эффект от того или иного мероприятия по энергосбережению по соотношению цена/эффективность. Энергосервис же — а он всегда начинается с энергоаудита — позволяет эффективно управлять этим процессом. Причем для наших партнеров нередко становится открытием, что самая большая экономия - от… самых недорогих решений. Ну например, оказывается, утепление труб в подвалах и на чердаках дает гораздо больший эффект, чем утепление фасадов и межоконных заполнений.

В ряде регионов, с которыми «ИЭК» и холдинг «Теплоком» в целом сотрудничают уже давно, постепенно осознают необходимость долгосрочных энергосервисных контрактов. Не останавливает даже достаточно дорогая часть таких контрактов — инструментальное обследование зданий. Так, мы уже провели массовое аналитическое обследование различных домов по типам, по сериям и выделили типичные проблемы и способы их устранения. В процессе исполнения договора наши партнеры получают на руки не только какой-то список предложений, но и их сопоставительный анализ по затратам, максимальному эффекту, очередности...

Каким образом на местном уровне можно стимулировать проведение мероприятий по энергосбережению в многоквартирных домах? С какой положительной практикой Вы сталкивались в регионах России при проведении работ?

При исполнении 261-ФЗ многое зависит от властей региона или муниципалитета. В том числе в части софинансирования. В регионах есть крайне интересный опыт, который в сочетании с нашими наработками дает отличный результат. Например, в Перми работает программа субсидирования исполнения 261-ФЗ, по которой деньги на его исполнение получают не управляющие организации, а сами жители. Средства даются на два года, от 50 до 150 тысяч на многоквартирный дом. Вся нормативная база для этого там уже отработана. Она, кстати, может использоваться и для субсидирования малоимущих.В Тюмени участники программы получают субсидии на погашение учетной ставки. Крайне интересный опыт накоплен в республиках Северного Кавказа. Вместо бюджетных расходов на каждый дом здесь разработали программу стимулирования исполнения 261-го закона.

SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →