В декабре 2011 г. Еврокомиссия комиссия представила "Энергетическую дорожную карту 2050" (Energy Road Map 2050), в которой отобразила свое видение развития европейской энергетики до 2050 года. Борьба с глобальным потеплением по-прежнему остается неоспоримым приоритетом. В Дорожной карте Еврокомиссия ставит амбициозную цель — к 2050 г. сократить выбросы СО2, как минимум, на 80% по сравнению с 1990 г. Достижение этой цели требует коренной перестройки европейской энергетики и радикальных изменений в законодательстве.
Борьбу за снижение выбросов парниковых газов ЕС намерен вести в одиночку, не ожидая, пока остальной мир предпримет ощутимые шаги по сокращению выбросов СО2. Как отмечается в "Энергетической дорожной карте 2050", если страны ЕС к 2050 г. уменьшат эмиссию СО2 на 80-95% по сравнению с 1990 г., этого хватит, чтобы ограничить размах глобального потепления и избежать самых разрушительных его последствий.
Планы до 2030 года
Дорожной картой устанавливаются промежуточные цели европейской энергетической программы, перечисляются мероприятия, необходимые для ее реализации, подсчитываются приблизительные затраты и оцениваются возможные изменения рыночных условий.
Для того чтобы к 2030 г. добиться сокращения эмиссии углекислого газа на 54% по сравнению с 1990 г., необходимо, чтобы к этому времени существенно изменилась картина энергетического баланса:
• доля возобновляемых источников не менее 49%;
• Атомная энергетика 17% ;
• Традиционная углеводородная энергетика 34% ;
При этом 8% энергетических установок должно быть обеспечено установками улавливания и захоронения углекислого газа (carbon capture and storage, CCS). Технология CCS используется для выделения CO2 из потока газа, его сжатия, транспортировки по трубопроводу и закачки в подземные пласты для безопасного захоронения..
Сценарии развития до 2050 г.
Высокая энергоэффективность
Предусматривается сохранение в 2050 г. примерно такой же структуры энергетики, что и в 2030 г. Однако потребление электроэнергии в регионе должно сократиться на 41% по сравнению с 2005 г.
В настоящее время уровень энергоэффективности европейской экономики примерно в 3, 5 раза выше, чем энергоэффективность экономики России. Но проблемы обязывают, поэтому уже действует директива ЕС, которой предусмотрено повышение энергоэффективности на 20% к 2030 г.
Диверсификация генерации
Планируется предпринять меры к свободной конкуренции источников энергии. При этом для обеспечения выработки «чистой» энергии и сокращения выбросов СО2 планируется установление высокой платы за выбросы углекислого газа, меры по внедрению CCS технологий утилизации СО2, развитию атомной энергетики.
Преимущественное использование энергии из возобновляемых источников
Приоритетное развитие энергетики на возобновляемых источниках энергии, доля которой в общем объеме генерирующих мощностей к 2050 г. должна возрасти до 75%.
Возможные отклонения от намеченных планов
Допускается, что в силу каких-либо причин технологии улавливания и захоронения СО2 не получат к 2050 г. существенного развития. В этом случае возрастает доля атомной энергии, а сокращение эмиссии СО2 обеспечивается, главным образом, за счет высокой платы за выбросы.
Рассматривается вариант с упадком атомной энергетики в Европе. Политические причины этого общеизвестны. В этом случае на первое место должны выйти традиционные энергоносители с обязательным внедрением технологий CCS. К 2050 г. 32% энергии в ЕС должно вырабатываться на установках, снабженных устройствами для улавливания и захоронения СО2.
По мнению Еврокомиссии, эти сценарии должны стать темой для обсуждения о выборе предпочтительного пути, которые продлятся до конца 2014 г. К этому времени принять промежуточные документы развития до 2030 г. и начать реальную работу по их достижению. По мнению Еврокомиссии, вновь принимаемые директивы должны быть юридически обязательными для исполнения всеми странами Евросоюза.
По мнению разработчиков Дорожной карты, планы реформирования европейской энергетики вполне достижимы. При этом, если ЕС не начнет движение в сторону альтернативной энергетики, потребителям придется все больше платить за дорожающие традиционные энергоносители (в частности, природный газ), а негативные климатические изменения будут наносить все больший ущерб экономике региона.
Прогнозы и индикаторы
Все сценарии, рассмотренные в Дорожной карте, предполагают существенное сокращение потребления традиционных энергоносителей. Это относится, прежде всего, к углю, однако непосредственно затрагивает рынки нефти и природного газа.
Транспорт
к 2050 г. предполагается сократить выбросы СО2 на 54-67% по сравнению с 1990 г. Для этого планируется перевод автомобилей с бензина и дизтоплива на электропривод и биотопливо.
Это приведет к падению мировых цен на нефть от $100/бар в настоящее время до $70/бар (в текущих ценах) к 2030 г. При этом ЕС сохранит свою нефтеперерабатывающую промышленность, так что удешевление нефти станет для нее благом.
Природный газ
Здесь картина неоднозначна.
С одной стороны, газовые энергоблоки будут играть в будущей энергосистеме Европы важнейшую роль резервных мощностей, обеспечивая дополнительные поставки энергии во время дневных и сезонных пиков, а также страховку на случай неблагоприятных погодных условий, нарушающих работу ветровых и солнечных энергостанций. При этом, объем потребления природного газа в европейской энергетике возрастет со 165 млрд куб м в 2010 г. до 180-297 млрд куб м в 2030 г.
С другой стороны, запланировано более чем двукратное сокращение использования газа в жилищном секторе (с 154 млрд до 74 млрд куб м в год согласно всем сценариям) и стабилизация объема потребления газа в промышленности и прочих секторах экономики на уровне около 150 млрд куб м в год на протяжении, как минимум, ближайших 20 лет.
Это означает, что спрос на газ в ЕС, составивший в 2010 г. 501 млрд куб м, в 2030 г. будет находиться между 406 млрд и 523 млрд куб м. Таким образом, потребление данного ресурса или упадет почти на 20% по сравнению с текущим уровнем, или возрастет незначительно.
На сланцевый газ в Евросоюзе при этом практически не рассчитывают: его добыча в сколько-нибудь значимых объемах не планируется из-за возможных негативных экологических последствий. В качестве приоритетного источника называется, прежде всего, сжиженный природный газ (LNG).
Плата за выбросы СО2
Для реализации программ реформирования европейской энергетики необходимо будет поднять плату за выбросы СО2 с нынешних 10€/т до 38€/т к 2020 г. и до 85€/т к 2030 г. Это создаст достаточные стимулы для внедрения CCS и иных технологий, способствующих сокращению эмиссии СО2, а также скорейшего перехода на альтернативные источники энергии.
Прогнозируется, что к 2030 г. себестоимость энергии от ветряков уменьшится со 150€/МВтч в 2010 г. до 90€/МВтч, а солнечной энергии — с 240€/МВтч до 125€/МВтч. В качестве основного источника удешевления альтернативной энергии принимается прогресс в технологиях.
Цена реформ
Оценка затрат в реформировании электроэнергетики. Прежде всего, новая энергетика, основанна на большом количестве мелких поставщиков ветровой и солнечной энергии с нестабильными и непредсказуемыми объемами выработки. Это требует принципиально иного подхода к энергосетям. Чтобы обеспечить их нормальную работу, нужны "интеллектуальные сети" (smart grids), в которых обеспечивается непрерывный процесс оперативного управления всеми компонентами за счет постоянной самодиагностики, мониторинга и информационного обмена. Такие сети в Европе пока существуют в виде пилотных проектов, продемонстрировавших как преимущества подобных систем, так и многочисленные проблемы, связанные с их функционированием.
"Интеллектуальные сети", действительно, позволяют экономить до 10-15% э/э и обеспечивают автоматическую синхронизацию многочисленных мелких поставщиков э/э, работающих в нестабильном режиме. Однако их создание требует значительных затрат на инфраструктуру, а также предъявляет повышенные требования к потребителям, которые должны реально управлять своими мощностями.
Кроме того, необходимо обеспечить свободный переток э/э по всей Европе, для чего в ближайшие двадцать лет необходимо фактически удвоить протяженность линий электропередачи. Нужно построить ряд мощных интерконнекторов, связывающих Великобританию с Ирландией и Скандинавией, Францию с Испанией, южные и северные берега Балтийского моря, север Германии с бассейном Рейна и югом.
По оценкам, только затраты на инфраструктуру составят в 2012-2030 гг. 114 миллиардов € Кроме того, еще 72 миллиарда € надо будет израсходовать на создание резервных мощностей и более 1.6 трриллиона € — на новые генерирующие мощности.
Всего стоимость перевода европейской энергетики на "альтернативные" рельсы составит 1.78 триллионов € до 2030 г. Это соответствует свыше 0.5% от совокупного ВВП ЕС в год и более чем вдвое превышает текущие инвестиции в отрасли. Если же прибавить к этой сумме расходы на энергосберегающие мероприятия и внедрение CCS, то общие издержки, по некоторым оценкам, могут превысить 2.2 триллионов €.
Финансовый вопрос будет играть ключевую роль в реализации европейской энергетической мегапрограммы. Согласно заявлению Еврокомиссии, в Брюсселе уже рассматриваются возможные модели финансирования проектов в данной сфере. В частности, к концу текущего десятилетия планируется эмиссия специальных облигаций, обеспеченных энергетическими активами. Этот механизм сейчас отрабатывается на нескольких пилотных инфраструктурных проектах.
По оценкам Еврокомиссии, через выпуск специальных проектных бондов удастся мобилизовать 4.6 миллиардов € частных инвестиций на реализацию 5-10 проектов, которые важны для энергетического будущего Европы, но являются коммерчески невыгодными.
Так или иначе, львиную долю затрат будут нести конечные потребители энергии. По оценкам Еврокомиссии, доля затрат домохозяйств на электроэнергию и энергоносители, составлявшая в среднем 10.5% доходов в 2005 г., возрастет до 16% в 2030 г., а затем стабилизируется на этом уровне, медленно сокращаясь до 15% к 2050 г. Еще более серьезные расходы придется нести промышленникам на внедрение новых технологий, способствующих энергосбережению и снижению выбросов углекислого газа.
Большая европейская энергетическая политика
Энергетические инициативы Еврокомиссии сталкиваются с ожесточенным сопротивлением. В частности, очень большое внимание уделяется предложениям о внесении поправок в систему торговли квотами на выбросы СО2. В настоящее время энергетические компании и многие отрасли промышленности имеют бесплатные квоты, что подрывает всю систему рыночной торговли разрешениями и удерживает плату за них на очень низком уровне.
Поправки, внесенные на рассмотрение Европарламента, как раз закрывают часть "лазеек", что будет способствовать резкому повышению цен на квоты. Промышленники протестуют против данных нововведений, указывая, что это приведет к росту себестоимости и снижению конкурентоспособности европейской промышленности на мировом рынке.
Тем не менее, вероятность принятия поправок довольно велика. К тому же правительство Великобритании рассматривает вопрос о введении с 2013 г. минимальной цены на выбросы в размере 16 фунтов за тонну с постепенным ее повышением в дальнейшем.
При подготовке статьи использованы материалы UA Energy © 2012