Совместный проект Сбербанка и холдинга "Теплоком" в Мурманской области позволит жителям сэкономить 2 миллиарда рублей. Подробности – в интервью с Дмитрием Ротарем - генеральным директором ЗАО «ТЕПЛОУЧЕТ» холдинга «Теплоком».
Главная / Аналитика / Опыт энергосбережения / Энергосбережение в России
Совместный проект Сбербанка и холдинга "Теплоком" в Мурманской области позволит жителям сэкономить 2 миллиарда рублей. Подробности – в интервью с Дмитрием Ротарем - генеральным директором ЗАО «ТЕПЛОУЧЕТ» холдинга «Теплоком».
Наше взаимодействие с Мурманском - один из первых вариантов успешного сотрудничества властей региона с возможными инвесторами, готовыми вкладывать средства в исполнение 261-го закона. Насколько я знаю, руководство области рассматривало различные варианты исполнения 261-ФЗ. Однако большинство предложений оказались для Мурманска слишком растянутыми по времени и дорогими для населения. К тому же они предполагали всего лишь буквальное исполнение закона: установку общедомовых узлов учета тепла и воды в многоквартирные дома — не более того. «Теплоком» оказался единственным, кто предложил комплексный и перспективный подход к решению проблемы, увязанный при этом с приемлемыми финансовыми решениями.
В Заполярье в рамках пилотной программы по энергосбережению "Экономичный дом" будут реконструированы системы теплоснабжения в многоквартирных домах (МКД). В 2012-м году работы будут проведены в тысяче МКД в Мурманске и Североморске. В тех домах, собственники квартир в которых подадут заявку на участие в проекте, будут установлены современные теплопункты, комплект приборов учета и автоматические терморегуляторы. Система тепло- и горячего водоснабжения из открытой будет превращена в закрытую.
Для того, чтобы предпринять какие-то шаги по энергосбережению, необходимо иметь точку отсчета, дать которую может только энергоаудит. Однако в большинстве регионов страны энергоаудит пока, скажем мягко, неактуален, в том числе в силу дороговизны инструментального обследования зданий. В Мурманской области удалось начать именно с него. Впервые получилось провести энергоаудит в рамках целого города, и это был Североморск, застройка которого в общем-то характерна для всего региона. Уже готовы предложения о дальнейшем подключении к проекту еще семи муниципальных образований области, открыты двери и остальным. Все зависит от желания жителей.
На каждый дом по итогам энергоаудита был составлен паспорт с рекомендацией конкретных мероприятий по энергосбережению, установлены классы энергопотребления. В дальнейшем такая же работа предстоит на каждом объекте области, с которым мы будем работать. Параллельно с этим был составлен план собственных инвестиций — в том числе через развитие системы энергосервисных услуг, эффективность которых наши партнеры смогут оценить после установки общедомовых узлов учета тепла.
Сам по себе прибор учета не экономит энергоресурсы и соответственно средства. Он лишь фиксирует полученный объем. Оптимальным является подход, который позволит жителям существенно экономить и при установке узлов учета, и в ходе дальнейшей эксплуатации инженерных систем и дома в целом.
Так, в Мурманской области огромной проблемой является качество горячей воды, поступающей в дома по магистральным трубопроводам. Переоборудование открытой системы отопления и ГВС в независимую позволяет исключить поступление потребителям воды, подаваемой в жилые дома ресурсоснабжающей организацией. В зданиях будут оборудованы теплообменники, за счет которых будет обеспечена замкнутая циркуляция теплоносителя. Благодаря этому в систему теплоснабжения и ГВС будет поступать только вода, обладающая оптимальными характеристиками.
Технология переоснащения домов опробована в Приморском районе Петербурга. Однако реконструкция сама по себе затратна. Экономический эффект она дает только при одновременной установке общедомового узла учета. Системы в Приморском районе Петербурга работают уже несколько лет и дают прекрасные результаты. Кстати, собственникам квартир и управляющим организациям это выгодно еще и из тех соображений, что исключаются перепады температуры в системах, горячая вода подается практически питьевого качества, трубы и радиаторы не засоряются и служат гораздо дольше нормативных сроков, и так далее. То есть жители получают новое качество жизни.
Закон 261-ФЗ обязывает собственников квартир в МКД установить до 1 июля 2012 года общедомовые узлы учета тепла и воды за свой счет. Однако у граждан нет на это ни денег, ни желания. В рамках нашего проекта жителям не придется вносить какие-то дополнительные суммы. Их платежи за коммунальные услуги останутся прежними. Возврат средств, вложенных инвесторами, предусмотрен за счет экономии, которая появится в результате реконструкции инженерных систем и установки узлов учета. Разница между начисленным нормативом и фактическим потреблением дома пойдет не только на погашение стоимости установленного оборудования, но и на модернизацию оборудования.
Все этапы реализации проекта — а он рассчитан на срок от трех до пяти лет, в зависимости от конкретного здания и населенного пункта - детально проработаны по части финансирования. При этом наша схема финансирования сулит значительную бюджетную экономию, хотя, как мы помним, источник финансирования 261-го закона — внебюджетные средства. Дело в том, что в Мурманской области основное топливо для котельных — мазут, отопительный сезон — 9-10 месяцев. Тепло получается весьма дорогим. Бюджеты области и муниципалитетов вынуждены выделять значительную часть средств на субсидирование - как прямое, гражданам, так и косвенное — генерирующим организациям. А также вкладывать значительные средства в закупку мазута. И все равно 50-60% сумм в коммунальных платежках — затраты на отопление. В результате исполнения нашего проекта затраты на эти цели возможно будет сократить примерно на треть. В дальнейшем в той же степени могут быть сокращены и платежи населения.
К тому же рамки нашего проекта шире, чем переоборудование отдельных МКД. К этому добавлена удаленная диспетчеризация объектов, что резко снижает эксплуатационные затраты и дает возможность погодного регулирования теплопотребления, причем как с установкой автоматики (что дорого), так и без нее. Диспетчеризация также отработана в ряде регионов страны. При этом предложенные нами решения совместимы с любыми узлами учета, зарегистрированными в России, не только с теми, которые предлагает «Теплоком» - и в этом также существенное преимущество для потребителя.
Часть коммунальных платежей — а они, напомню, не увеличатся - пойдет на возврат инвестиций, остальное — по усмотрению собственников квартир. Решения должны приниматься на общих собраниях. Контроль со стороны жителей предусмотрен полный и ежемесячный. Жители будут видеть все суммы в ежемесячных квитанциях за оплату ЖКХ - в едином платежном документе (ЕПД). Кроме того, каждый общедомовой узел учета тепла будет подключен к веб-интерфейсу. Любой собственник квартиры сможет войти в свой «личный кабинет» и посмотреть, какой объем ресурса он сэкономил за отчетный период, на какие мероприятия были направлены сэкономленные средства. Если в квартирах появятся индивидуальные приборы учета тепла, право контроля будет распространено и на них.
В целом проект «Экономичный дом» позволяет создать новую схему финансовых взаимодействий органов местной власти, собственников многоквартирных домов, исполнителей коммунальных услуг - управляющих и ресурсоснабжающих организаций. Это поможет снизить финансовую нагрузку на собственников квартир и выйти на новый уровень энергоэффективности в ЖКХ региона в целом.