Андрей Алексеевич, насколько я понимаю, в последнее время в Европе руководители российской промышленности нарасхват: международные форумы кочуют из одной европейской столицы в другую. Почему?
Европейские страны не меньше нашего заинтересованы в свободном доступе на рынки — в том числе на российский. Ведь потенциальная емкость у нашего рынка огромная, и существующие обороты никак ей не соответствуют. Ну, а наш интерес также понятен: мы планируем взаимное продвижение нашей продукции на рынки ряда стран Европы и мира.
И вы рассчитываете, что нашу продукцию допустят к свободной конкуренции?
Процесс возможен только на взаимной основе. Хотя в первое время наверняка встретятся определенные трудности и особенности. Чтобы их преодолеть, нужно как минимум их понимать. В этом плане встречи в Швейцарии с чиновниками Еврокомиссии оказались весьма полезными. Кстати, не могу не отметить: был приятно удивлен той компетентностью и активностью, с какой представители России защищают интересы нашей экономики на уровне Евросоюза.
Как оказалось, рамки Торгово-Промышленной палаты РФ — а именно она была соорганизатором международной конференции с российской стороны — подходят для диалога с европейцами даже лучше, чем рамки чисто правительственных организаций. Ведь Еврокомиссия — орган, который напрямую ничего не решает. Он лишь принимает рекомендации, которые потом с неизбежностью становятся общепринятыми в Европе правилами и решениями. И РСПП - орган, который напрямую в России не решает ничего, в последнее время приобретает такое же влияние в определении «общепринятых правил игры» и взаимодействия с российским правительством.
Так вот, разговор в ходе бернских встреч шел именно в том ключе, какой сейчас необходим: мы договаривались об общих подходах к формулировке требований к единым стандартам Европы и России.
Зачем это нужно нам — понятно. Но зачем европейцам пускать нас на свой рынок?
А они особым желанием и не горят: в ЕЭС существуют высочайшие барьеры для входа сторонней продукции на рынки европейских стран. Во многом они возможны именно благодаря хорошо продуманным и фактически заградительным общеевропейским стандартам. И тот факт, что наша продукция этим стандартам давно соответствует и даже их превосходит, «там» никого не волнует. Так, европейцы включили в состав «барьеров», ограждающих их рынки, претензии, далеко выходящие за требования к качеству продукции. Состав тендерной документации, например, заведомо исключает появление в качестве участников тендера «сторонних» производителей. Плюс к этому требования к обороту, к месту происхождения и производства продукции... Многие из этих требований вполне можно отнести к примерам недобросовестной конкуренции. Так что на встрече в Еврокомиссии мы — как оказалось, невольные представители всего российского производственного потенциала — постарались обратить на это внимание еврочиновников. И на словах получили в общем-то вполне благоприятный ответ.
Это касается всего списка российских претензий?
К сожалению, нет. Речь шла в основном о запретительных барьерах по обороту и месту происхождения товара. Правда, нам пока всего лишь пообещали «поработать над исключением» из списка требований этих ограничений. Вряд ли это будет быстро и вряд ли в полном соответствии с нашими предложениями. Тем не менее наши предложения записаны и будут обсуждены, а это уже кое-что.
И как — еврочиновники лучше российских?
Дело не в том, лучше они или хуже. Бюрократическая машина в Европе работает медленно, но верно. Просто нас, российских производителей, «там» пока не считают равными себе профессионалами, а зря. Например, в ходе кулуарных встреч некоторые евродеятели пытались «развести» членов нашей делегации самым элементарным образом. Например, кому не захочется заполучить на западе крупный кредит под 0.75% годовых? Когда же мы начинали разбираться, оказывалось, что конечные условия кредита оказываются… хуже, чем при заимствовании на российском рынке под залог недвижимости. Пришлось несколько «опустить» завышенные ожидания европейцев насчет развода лохов — уж извините за сленг, но более точно эту ситуации в нескольких словах не обозначить.
Раз предлагали — значит, на что-то рассчитывали?
Задушить в объятиях — вполне традиционный прием конкурентной борьбы. И не надо обманываться на счет европейцев только потому, что они создали себе имидж правильности и порядочности. И обижаться на это не стоит: главное — быть все время настороже и в полной боевой готовности.
А еще мы в очередной раз убедились, что пробуксовка сотрудничества с европейскими бизнес-структурами идет из-за определенной разницы в менталитетах и, увы, понятиях. Наши ведут разговор о партнерстве, озвучивая лишь общую идею и рассчитывая после этого на прямые и немедленные инвестиции, при этом не всегда могут объяснить, на что именно эти инвестиции им нужны. Европейцы же ведут разговор о партнерстве, ожидая конкретных бизнес-проектов и конкретных организационных форм сотрудничества — вплоть до детального распределения портфелей акций. В итоге партнерство — за редкими исключениями — остается только благодушными мечтами.
Выходит, такого рода конференции — не более чем ассамблеи времен Петра 1? Поулыбались, протанцевали и разошлись?
Не думаю, что все уж настолько плохо. В конце концов, удается договориться об одинаковом понимании ситуации и подходах к существующим проблемам. Ну, а некий налет снисходительности к россиянам, который еще прослеживается в отношении европейских бизнес-структур, я думаю, быстро выветрится. В конце концов, школа бизнеса в нашей стране была исключительно жесткой, европейцы о такой давно забыли. И с этим им придется столкнуться вплотную при выходе на российский рынок. Такого рода столкновения интересов — отличная платформа для того, чтобы начинать договариваться, чтобы вырабатывать общую энергию эффективности, кстати, не зря форум в Швейцарии был назван именно так.
Насколько я знаю, определенное признание в европейской среде вы уже получили, поздравляю...
Спасибо. Премия «Европейский стандарт» для Холдинга «Теплоком» была несколько неожиданной — тем более, что лауреатов этой премии европейцы выбирают самостоятельно на основе мониторинга экономического пространства. Мы, собственно, и раньше в себе не сомневались, но подтверждение признания со стороны не помешает. Приятно, что эта премия равнозначна знаку соответствия продукции и бренда нашего предприятия европейским стандартам. Нам это наверняка поможет в будущем при выходе на рынки европейских стран.