Главная / Аналитика / Анализ, мнения, обзоры / Мнения экспертов

Энергоаудит. Проблемы и пути решения через становление системы саморегулирования.

Еще по теме: Энергоаудит

В России опыт практического энергоаудита насчитывает всего около десяти лет. Министерством энергетики Российской Федерации был разработан комплексный план мер по реализации политики энергосбережения и повышению энергоэффективности российской экономики. Одной из таких мер является проведение энергетических обследований. К сожалению, сегодня имеется немало претензий к качеству энергоаудита. Развитие института саморегулирования в области энергетических обследования поможет разрешить ряд ключевых проблем, с которыми сегодня сталкиваются энергоаудиторы. Об этом в докладе вице-президента Национального объединения СРО в области энергетического обследования Питерского Леонида Юрьевича

Энергоаудит.  Проблемы и пути решения через становление системы саморегулирования.






Российская Федерация располагает одним из самых больших в мире технических потенциалов энергосбережения и повышения энергетической эффективности, поэтому энергосбережение и повышение энергетической эффективности следует рассматривать как один из основных источников будущего экономического роста.
Для обеспечения повышения конкурентоспособности, финансовой устойчивости, энергетической и экологической безопасности российской экономики, а также роста уровня и качества жизни населения необходимо реализовать этот потенциала путем модернизации, технологического развития и перехода к рациональному и экологически ответственному использованию энергетических ресурсов.

С этой целью Президентом Российской Федерации была поставлена задача по снижению к 2020 году энергоемкости валового внутреннего продукта не менее чем на 40 процентов по отношению к уровню 2007 года.
Министерством энергетики Российской Федерации был разработан комплексный план мер по реализации политики энергосбережения и повышению энергоэффективности российской экономики.
Одной из таких мер является проведение энергетических обследований.

Энергоаудит. Определения и цели.

Энергетическое обследование - сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте.

Многие в нашей стране считают энергетическое обследование бесполезным инструментом, нерациональной тратой денежных средств, и в связи с этим относятся к энергетическому паспорту как к бесполезной, формальной «бумажке» и соглашаются на максимально дешевыйэнергоаудит, например, по фотографии.

В своем докладе я попытаюсь опровергнуть данную точку зрения и доказать, что энергетическое обследование – основа энергосбережения.
Основными целями энергетического обследования являются:
1) получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов;
2) определение показателей энергетической эффективности;
3) определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
4) разработка перечня типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки.

Исходя из понятия и целей энергетического обследования можно сделать вывод о том, что энергоаудит является базой, основой для энергосбережения, т.к. именно он позволяет понять реальную картину дел на конкретном объекте или предприятии, определить возможности и пути для более эффективного использования энергетических ресурсов и уже на основе этих данных предложить наиболее эффективную и действенную программу мероприятий по энергосбережению.

При проведении энергоаудита осуществляется многофакторный анализ эффективности генерации, транспорта, использования и преобразования энергетических ресурсов, системы энергоснабжения.
Существует три способа снижения потребления энергии:
• исключение нерационального использования;
• устранение потерь;
• повышение эффективности.

В этих направлениях и в такой последовательности работают энергоаудиторы, т. к. неразумно вкладывать средства в повышение эффективности бесполезно работающего оборудования.
Конечно, непосредственная реализация предложенных мероприятий будет происходить уже в рамках других этапов и направлений деятельности, в частности, в рамках исполнения энергосервисных контрактов, но их основа закладывается именно при проведении энергетического обследования. Поэтому вопрос качества энергоаудита, на сегодняшний день является одним из наиболее значимых при решении вопросов в области повышения энергетической эффективности.

Ситуация в России: законодательство, проблемы,- пути решения.

В России опыт практического энергоаудита насчитывает всего около десяти лет. Первое обучение российских специалистов проводили иностранные консалтинговые фирмы из Англии, США, Франции и Дании, которые научили методике проведения энергоаудита. В России до этого энергообследования решали только отдельно взятую проблему, а не комплексно задачу эффективности энергопотребления предприятием, как это происходит при проведении энергоаудита.

В настоящее время в нашей стране деятельность в данной области регулируются двумя нормативными актами:
1) Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который:
- вводит понятие и цели энергетического обследования;
- определяет содержание энергетического паспорта;
- устанавливает перечень лиц, для которых проведение энергетического обследования является обязательным (6 категорий);
- устанавливает срок проведения первого (31.12.2012г.) и последующих энергетических обследований (не реже 1 раза в 5 лет);
- вводит понятие саморегулируемой организации в области энергетического обследования и требования к ним и их членам

2) Приказ Минэнерго РФ №182 от 19.04.2010 г. «Об утверждении требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и правил предоставления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования», который:
- утверждает требования и форму энергетического паспорта, составленного по результатам энергетического обследования;
- устанавливает правила предоставление копий энергетических паспортов в уполномоченный орган (Минэнерго России).

Сегодня ни для кого не секрет, что выполнение требования закона об обязательном энергетическом обследовании до 31.12.2012г. находится под угрозой срыва. По данным Минэнерго России к ним поступило около 10 000 копий энергопаспортов, что несоизмеримо мало в сравнении с тем количеством лиц, которые должны такое обследование провести.
Кроме того, качество проводимых энергетических обследований нередко оставляет желать лучшего, о чем свидетельствует тот факт, что из 10 000 энергопаспортов положительное решение Минэнерго о приеме получено лишь в отношении 900.

Такая ситуация вызвана целым рядом проблем, основными из которых являются:

- отсутствие четкого и достаточного нормативного регулирования проведения энергетических обследований;
- отсутствие методологической базы для осуществления анной деятельности;
- недостаточное количество квалифицированных специалистов-энергоаудиторов, а соответственно и организаций, способных провести качественныйэнергоаудит;
- отсутствие программ профессиональной подготовки и переподготовки специалистов-энергоаудиторов;
- отсутствие единой политики определения цены на проведение энергетических обследований;
- отсутствие полного пакета проектной документации объектов и количественных показателей потребления ими энергетических ресурсов за последние 5 лет;
- отсутствие финансовой поддержки со стороны государства предприятиям, желающим провести энергоаудит;

Нерешенность указанных проблем и приводит к отсутствию у заказчиков понимания и желания проводить энергоаудит, и реализовывать мероприятия, направленные на снижение энергопотребления.

В сложившейся ситуации, на мой взгляд, именно развитие института саморегулирования в области энергетических обследования поможет разрешить ряд ключевых проблем, с которыми сегодня сталкиваются энергоаудиторы.

Напомню, что согласно ч.4 ст. 15 ФЗ «Об энергосбережении…» деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования.
Вообще саморегулируемые организации появились в современной России не так давно, однако за небольшой период времени они показали свою эффективность. В настоящее время институт саморегулирования признается не просто объединением профессионалом, а социально значимым институтом.

Конкретной компании-энергоаудитору очень сложно самостоятельно решить те проблемы и задачи, которые перед ней в настоящее время возникают. Поэтому саморегулируемые организации должны стать той площадкой для обсуждения существующих проблем, поиска решений и связующим звеном между органами государственной власти и энергоаудиторами.
Немаловажное значение играют Национальные объединения саморегулируемых организаций, они позволяют консолидировать усилия в решении проблем, а также довести позицию профессионального сообщества до высших органов государственной власти.

В частности Национальное объединение СРО в области энергетического обследования, Вице-президентом которого я являюсь, разработало и утвердило приоритетные направления деятельности, в рамках которых мы и намерены преодолевать возникающие трудности.

Приоритетные направления:
1) разработка и утверждение стандартов и правил проведения энергетических обследований;
2) разработка принципов и правил ценообразования в области проведения энергетических обследований;
3) популяризация Федерального закона Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
4) подготовка специалистов в области энергетического обследования;
5) организация экспертизы энергетических паспортов и иной отчетной документации, составляемой по результатам энергетического обследования;
6) унификация внутренней нормативной базы саморегулирования в области проведения энергоаудита;
7) разработка предложений по совершенствованию законодательства в области энергосбережения;
8) содействие популяризации и развитию услуг в области энергосервиса.

Решением задач, в рамках указанных направлений занимаются Комитеты НОЭ, которые состоят из представителей СРО и энергоаудиторов. В данном случае положительным моментом, на мой взгляд, является то, что разработкой предложений и документов, способствующих развитию энергоаудита, занимается непосредственно профессиональное сообщество.
Вышеперечисленные направления, как и саморегулирование в целом, призваны повысить безопасность и качествоэнергоаудита. Конечно, существуют определенные проблемы, но однозначно можно сказать, что саморегулирование в России работает, и будет развиваться дальше.

Я уверен, что наши совместные усилия дадут положительный результат и энергоаудит в России будет развиваться и дальше, потому что без развития качественного энергоаудита, не может быть речи о реальном переходе экономики на путь энергосбережения и рационального использования энергетических ресурсов.

SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →