Во многом неопределённость этой сферы управления в наших муниципалитетах диктуется прошлым - энергетическая политика городов раньше определялась Госпланом, отраслевыми институтами и пр. Города не имели менеджмента развития и менеджмента энергетической модернизации, эти функции делегировались вышестоящим структурам, находящимся вне зон муниципальной ответственности. Это хорошо корреспондировалось с централизованным финансированием капитального строительства энергетических объектов и зданий в городах СССР. Сегодня централизованное финансирование и планирование муниципалитетов постепенно вымирает, на смену ему ничего не пришло. Исчезла профессиональная подготовка постоянно меняющихся муниципальных менеджеров (от мэров до начальников управлений и отделов) и соответствующие институты, существовавшие при СССР.
В Украине и так было неважно в городах, но в период правления Ющенко на волне популизма во многие города и районы к власти пришли, не побоюсь этого слова, кухарки. В условиях ожесточённой политической борьбы им было не до учёбы, стратегий и планов.
Существующая организационная структура муниципального управления полностью наследована из прошлого централизованной экономики, особенно в части выбора годовых периодов планирования и бюджетирования. Тут мы проигрываем по всем статьям, отсюда растёт неприятие и непонимание роли и глубины энергоэффективной модернизации городов политиками и бизнесом, включая банковское сообщество.
Запад же сделал ставку на перенос ответственности за формирование местной энергетической политики непосредственно на муниципалитеты, ограничив роль государства регуляторными механизмами, выработкой стратегий и созданием общегосударственной системы стимулирования. Так, например, на основе законов США и стран ЕС примерно с 2000 года начало развиваться муниципальное энергетическое планирование, а муниципальный энергетический менеджмент стал основой подготовки и исполнения этих планов. Период планирования совпадает с периодом каденции мэров, что сделало регулярным и обязательным обновление этих планов и дало местным политикам на вооружение мощный инструмент заинтересованности, а местному бизнесу площадки для развития на десятки следующих лет.
Также на Западе значительно, по сравнению с нашими городами, расширены права муниципалитетов на внешние заимствования, что поощряет глубину и эффективность модернизации. Наши города по сравнению с западными практически безоружны и зависимы от решений центральных органов власти и вынуждены финансировать проекты энергоэффективной модернизации из текущих бюджетов. Т.е., нашим мэрам заранее предопределены роли просителей.
За право финансировать муниципальные программы энергоэффективной модернизации западных городов банки дерутся не на жизнь, а насмерть. У нас картина противоположная и постепенно разрыв растёт далеко не в нашу пользу.
Муниципальный энергетический менеджмент - это система управления энергетической эффективностью зданий и систем коммунального энергоснабжения, энергетической политикой, энергетическим планированием и энергетической модернизацией муниципалитетов. Должен соответствовать стандарту энергетического менеджмента ИСО 50001.
Ранее и сегодня этой системы управления в наших городах не существовало, равно, как и не существовало специальности энергоменеджер. С 2000 года в Украине вузами начат выпуск специалистов - энергоменеджеров, с 2005 эта профессия появилась в квалификационных справочниках, а несколько десятков городов создали отделы энергетического менеджмента. Основой для первых шагов муниципального энергетического менеджмента в Украине стал посуточный контроль расхода энергоресурсов в зданиях бюджетной сферы, эти меры сразу начали приносить значимый эффект. Вторым шагом муниципальных энергоменеджеров стала подготовка и реализация проектов и программ энергоэффективной модернизации. В абсолютном большинстве на бюджетные деньги, что обусловило скромные размеры этой модернизации. Есть несколько примеров привлечения заёмных средств, но таких проектов пока мало из за ограниченности прав муниципалитетов на внешние заимствования.
Основные функции и ответственность МЭМ:
Прямая ответственность за бюджетную сферу - здания, содержание которых находится в муниципальной сфере ответственности.
Косвенная ответственность - за всю энергетическую политику на территории муниципалитета, включая системы транспорта, зданий, энергоснабжения.
Прилагаю несколько документов для иллюстрации сказанного: