Главная / Аналитика / Опыт энергосбережения / Энергосбережение в странах СНГ

Муниципальный энергетический план и система энергоменеджмента. г. Херсон.

Представляем Вашему вниманию пособие по разработке муниципального энергетического плана предназначенное для руководства муниципалитета Херсона. В Украине действует национальный проект «Реформа городского теплоснабжения в Украине». Херсон является одним из соучастников этого проекта. Разработка муниципального энергетического плана входит в состав раздела планирование мероприятий. Материалы представлены одним из соисполнителей проекта компанией «ЭкоСиС» Украина.

Муниципальный энергетический план и система энергоменеджмента.  г. Херсон.


Проект «Реформа городского теплоснабжения в Украине» (РМТ), который выполняет компания International Resources Group (IRG), был основан в феврале 2009 года Агентством США по международному развития (USAID). Проект действует три года.

Проект РМТ сотрудничает с Правительством Украины и местными органами власти для осуществления системных изменений в секторе теплоснабжения на трех уровнях: национальном, региональном и на уровне сектора потребления. Проект РМТ способствует созданию жизнеспособного и стабильного отрасли централизованного теплоснабжения и обеспечения качественных услуг для населения, бюджетной сферы и промышленности.

Для укрепления потенциала местного самоуправления при планировании, и финансировании развития систем теплоснабжения, в сентябре 2009 года выбрано 36 городов для внедрения пилотных проектов. Этими проектами предусмотрено выполнение работ по анализу состояния систем теплоснабжения в городах, разработка энергетических планов, внедрение приборов учета, внедрение энергоэффективных технологий, а также проведение мониторинга результативности этих проектов.

В работе с городами-партнерами, Проект РМТ способствует поиску финансирования и привлечению средств инвесторов путём пропаганды частно - государственного партнерства и воплощению энергоэффективных проектов в коммунальной сфере.

Города-партнеры Проекта РМТ: Алчевск, Винница, Вознесенск, Джанкой (АРК), Долина, Евпатория (АРК), Ивано-Франковск, Каменец-Подольский, Ковель, Комсомольск, Коростень, Краматорск, Красноперекопск (АРК), Кременчуг, Купянск, Курахово, Луцк, Львов, Могилев-Подольский, Миргород, Никополь, Новоград-Волынский, Павлоград, Полтава, Ромны, Ровно, Рубежное, Севастополь(АРК), Симферополь (АРК), Славутич, Херсон, Хмельницкий, Червоноград, Черновцы, Чернигов, Чугуев.

Ответственным этапом Проекта РМТ для городов является построение систем энергоменеджмента в городах и разработка муниципальных энергетических планов (МЭП). Этот этап выполняется совместно городами и партнерами проекта РМТ на протяжении 12 месяцев и включает: определение целей и задач для энергетической политики города, разработку организационной структуры энергоменеджмента и наполнение ее кадрами, создание муниципальной информационной системы, разработку собственно энергоплана (10 месяцев), а также его обсуждение и утверждение (2 месяца).

МЭП Херсона - это по сути стратегия модернизации системы теплоснабжения города и термомодернизации его жилых и бюджетных зданий на период до 2025 года, а также среднесрочный план действий на период до 2015 года. МЭП Херсона также включает реестр инвестиционных проектов модернизации и ТЭО инвестиционных проектов для потенциальных инвесторов, банков и международных финансовых организаций.

В рамках разработки МЭП города Херсона планируется осуществить следующие действия:

• Создать Консультационный совет по вопросам устойчивого энергетического развития города;
• Разработать организационно-управленческую структуру в городе, способную создавать и внедрять городскую устойчивую энергетическую политику, в том числе, части задач энергетического планирования;
• Создать подразделения энергоменеджмента в горисполкоме, а также, в коммунальных предприятиях города;
• Создать общегородскую информационную систему энергоменеджмента МЕИС, а
также специализированные информационные системы для управление энергией
в отдельных энергетических секторах;
• Создать рабочую группу для разработки муниципальной энергетической политики и энергетических планов;
• Провести три семестра обучения членов рабочей группы и энергоменеджеров
города методологии энергетического планирования;
• Предоставить консультации членам рабочей группы при разработки муниципального энергетического лана и обсуждения его на Консультационном комитете и утверждении сессией городского совета;
• На начальном этапе разработки МЕП провести энергетические аудиты 10 пилотных жилых домов, 5 бюджетных учреждений;
• Провести энергетический экспресс-аудит системы теплоснабжения города и разработать инвестиционные проекты модернизации системы теплоснабжения;
• Разработать инвестиционные проекты термомодернизации многоэтажных жилых и бюджетных зданий города а также соответствующие целевые бюджетные программы;
• Организовать День энергии для ознакомления с основными положениями МЭП жителей города и в его рамках провести Круглый стол;
• Подготовить к внедрению пилотные проекты в городе, согласно МЭП, как первый шаг по реализации соответствующих целевых бюджетных программ.

Энергоменеджмент Херсона. Первые наброски.

Под системой муниципального энергоменеджмента (energy management system) здесь понимается часть общей системы управления муниципалитета, которая включает организационную структуру, обязанности, методы, процедуры, процессы и ресурсы для разработки, выполнения и достижения стратегических целей и показателей в области энергоэффективности, а также реализации муниципальной энергетической политики.

В настоящее время для украинских городов энергоменеджмент является основным реальным механизмом подготовки и реализации муниципальных энергетических планов и энергоэффективных инвестиционных проектов модернизации коммунальных предприятий, бюджетной и жилой сферы.

С 1 января 2010 года для стран – членов ЕС введён в действие европейский стандарт энергоменеджмента EN 16001, который стал обязательным, в том числе, для всех муниципалитетов. Для украинских городов этот стандарт позволяет создать системы энергоменеджмента на унифицированной базе, без совершения ошибок и неудач, присущих спонтанным попыткам периода 1995-2009 гг.

Стандарт EN 16001 требует от муниципалитета:

• разработать и принять энергетическую политику города на среднесрочный и долгосрочный периоды;
• разработать и принять муниципальный энергетический план, являющийся общим
планом действий всех органов власти в Херсоне;
• определить нормативные, законодательные, а также другие требования, соответствовать которым муниципалитет обязался добровольно (пример – Угода мэров в Европе);
• определить состав энергетических, экологических и финансовых показателей
всех коммунальных предприятий, жилой и бюджетной сферы поэтапно достигаемых в ходе реализации муниципального энергетического плана;
• установить разумную структуру управления (энергоменеджмента) и принять муниципальную и локальные программу(ы), чтобы реализовать декларируемую политику и достигать планируемых показателей.
• интегрировать энергетический менеджмент в существующую организационную
структуру управления городским коммунальным хозяйством, бюджетной и жилой
сферой.
• осуществить на постоянной основе мониторинг движения материальных, энергетических и финансовых потоков, а также анализ несоответствия фактического состояния зданий и коммунальных хозяйств установленным нормативным требованиям.
• Разработать и внедрять энергоэффективные инвестиционные проекты в коммунальных хозяйствах, бюджетной и жилой сферах с целью достижения среднеевропейских показателей, уменьшения нагрузки на городской бюджет и бюджеты жителей.

Исходя из положений и структуры стандарта EN 16001 необходимо разработать стандарт энергоменеджмента для г. Херсона. Применительно к местной специфике предполагается следующая структура стандарта:

1. Горизонты планирования

2. Нормативные и законодательные ссылки

3.Термины и определения

4. Требования к муниципальной системе энергоменеджмента Херсона

4.1. Общие требования.

4.2. Энергетическая политика.

4.3. Планирование.

4.3.1. Оценка и обзор энергетических аспектов.

4.3.2. Законодательные обязательства и другие требования.

4.3.3. Энергетические цели, задачи и программы

4.4.Внедрение и эксплуатация

4.4.1. Ресурсы, роли, ответственность и полномочия

4.4.2. Понимание, обучение и компетентность

4.4.3. Коммуникации

4.4.4. Документация системы энергетического менеджмента

4.4.5. Управление документами

4.4.6. Эксплуатационное управление

4.5. Текущий контроль

4.5.1. Мониторинг и измерения

4.5.2. Оценка гибкости

4.5.3. Несоответствие, корректированное действие и превентивное действие

4.5.4. Контроль записей

4.5.5. Внутренний аудит системы энергетического менеджмента

4.6. Регулярные отчёты от системы энергоменеджмента для высшего менеджмента Херсона

4.6.1. Основные факторы для анализа и отчётов по использованию энергии

4.6.2. Обязательная документация для отчётов

Энергоменеджмент Херсона. Основные функции системы.

• Контроль и анализ рационального расходования бюджетных средств на энер-
госнабжение бюджетных зданий;
• оптимизацию структуры потребления энергоресурсов в бюджетной сфере и в
коммунальных предприятиях;
• повышение эффективности использования всех видов энергоносителей;
• замену традиционных видов топлива альтернативными источниками энергии;
• улучшение качества энергетических услуг;
• привлечение инвестиций в процессы энергоэффективной модернизации ин-
фраструктуры города;
• переход к энергоэффективной эксплуатации сооружений, зданий, жилых домов;
• формирование экономного поведения потребителей энергетических услуг.

При этом основными задачами для ЭМ при реализации инновационных функций будут определены:

• выбор объектов и подготовка проектов модернизации;
• подготовка схем финансирования проектов;
• менеджмент проектов модернизации;
• эксплуатация зданий после термомодернизации, мониторинг эффективностипроектов;
• проведение внутреннего аудита и корректировка энергоплана.
• подготовка предложений по реализации энергетической политики города

Первоочередные сферы применения системы энергоменеджмента

  • Модернизация систем теплоснабжения;
  • Термомодернизация жилых зданий;
  • Термомодернизация зданий бюджетной сферы;
  • Деятельность рабочей группы по энергоменеджменту.

Предлагаемая структура ЭМ должна включать пять уровней управления:

уровень высшего менеджмента города, в том числе Консультационный комитет, главный энергоменеджер города. (Главный энергоменеджер города – это политическая должность, на которого возлагается общая координация и связь с мэром, подготовка и реализация энергетической политики города).

уровень среднего менеджмента города (профильные управления, отвечающие за энергоиспользование в бюджетной сфере и в жилищно-коммунальном хозяйстве), в том числе отдел энергоменеджмента в структуре управления экономического развития.

уровень менеджмента коммунальных предприятий и энергоснабжающихорганизаций, включая муниципальную энергосервисную компанию.

уровень менеджмента бюджетных учреждений (школы, садики, больницы и др.).

уровень ЖЭКов и ОСББ, включая региональный центр поддержки ОСББ.

Основные функции ответственного персонала системы энергоменеджмента г. Херсона.

Функции главного энергоменеджера города Херсона

В функции главного энергоменеджера города Херсона должно входить следующее:

• организация выполнения годового и среднесрочного муниципального энергети-
ческого планов, включая координацию действий управлений и служб, комму-
нальных и энергоснабжающих предприятий, внешних организаций, в том числе
международных, а также партнёров города.
• выполнение представительских функций при проведении встреч, совещаний,
семинаров и конференций по теме муниципального энергосбережения и модер-
низации коммунальных предприятий и зданий жилой и бюджетной сферы.
• ежемесячный анализ и оценка для высшего менеджмента города инвестицион-
ной, организационной, финансовой и энергетической политики в сфере энерго-
сбережения.
• организация подготовки и реализации энергоэффективных инвестиционных про-
ектов модернизации коммунальных предприятий и зданий жилой и бюджетной
сферы.
• подготовка ежегодного отчёта для высшего менеджмента города о результатах
реализации энергетической политики и необходимости её корректировки.

Функции энергоменеджера – аналитика

Энергоменеджер - аналитик должен иметь профильное высшее образование, иметь опыт работы по специальности, уметь выполнять ряд обязанностей, в том числе:

• принимать и проверять отчёты от предприятий и организаций, поддерживать и
развивать муниципальную компьютерную базу данных об энергопотреблении
коммунальных предприятий, учреждений бюджетной сферы, жилых зданий составлять отчёты об эффективности потребления энергии в муниципалитете в целом, по предприятиям, организациям, учреждениям;
• составлять топливно-энергетические и стоимостные балансы предприятий, организаций, учреждений и города в целом;
• проводить анализ потребления энергии с учетом оценки эффективности мероприятий по экономии энергопотребления, готовить отчёты;
• готовить предложения по модернизации и внедрению энергоэффективных проектов и мероприятий;
• определять эффективность эксплуатации зданий потребителями;
• осуществлять контроль за инвестированием в мероприятия по экономии энергии, сравнивая его с другими текущими расходами;
• предоставлять консультационные услуги по вопросам экономии энергии;
• проводить внутренний энергетический аудит;
• знать методики стимулирования и поощрения предприятий и учреждений, экономящих энергию;
• предоставлять консультации по использованию нового оборудования и тарифной политике.

Функции энергоменеджера инспектора

( должен иметь диплом об окончании высшего учебного заведения по специальности,
связанной с энергетикой.)

• проверять и оценивать счета на оплату за потребленную энергию и связанные
с энергопотреблением договора с энергоснабжающими организациями;
• уметь руководить группами и специалистами по рациональному использованию
энергии, а также проектами в области энергосбережения;
• уметь подробно анализировать потоки энергии и финансовых средств;
• определять и постоянно контролировать удельные нормы энергопотребления;
• проводить расчеты ожидаемых и текущих капиталовложений и эксплуатацион-
ных расходов;
• разрабатывать предложения с целью стимулирования персонала коммуналь-
ных предприятий, организаций и учреждений бюджетной сферы в экономии
энергии;
• анализировать возможности субсидий и их практического использования;
• уметь руководить персоналом.
• уметь общаться как с руководителями коммунальных предприятий, энерго-
снабжающих организаций, организаций и учреждений бюджетной сферы, под-
рядных организаций и проектных бюро;
• быть инициативным и проявлять настойчивость при проведении проверок и ин-
спекций;
• иметь базовые знания по энергоменеджменту;
• быть способным проанализировать данные об энергопотреблении;
• уметь провести экономический анализ мер по энергосбережению;
• уметь разрабатывать меры по энергосбережению;
• иметь представление об основных технологиях коммунальных предприятий;
• уметь проводить внутренний энергетический аудит предприятия;
• уметь работать с новыми информационными технологиями;

Рерультататом деятельности групп специалистов должна стать разработка пакета планов и исполнительных документов, в состав которых будут входить :

4.1. Муниципальный энергетический план (МЭП). Среднесрочная стратегия модернизации системы теплоснабжения и зданий Херсона на период до 2015 г.

4.1.1. Концепция МЭП Херсона. Политический документ.

4.1.2. Муниципальный энергетический план. Пояснительная записка.

4.1.3. Реестр инвестиционных проектов модернизации системы теплоснабжения и

зданий Херсона на период до 2015 г.

4.1.4. ТЭО модернизации системы теплоснабжения Херсона

4.1.5. ТЭО термомодернизации 10 пилотных зданий жилого фонда Херсона

4.1.6. ТЭО термомодернизации 5 пилотных зданий бюджетной сферы Херсона.

4.1.7. Финансовый план реализации МЭП

Приложения:

• База энергопотребления за 2007-2009 гг.
• Базовая линия.
• Топливно-энергетические и стоимостные балансы прошлых и будущих перио-
дов до 2015 г.
• Прогноз потребления тепловой энергии и прогноз платежей за энергоресурсы.
• Отчет по энергоаудиту системы теплоснабжения.
• Отчеты по энергоаудиту 15 пилотных жилых и бюджетных зданий.

4.2. Долгосрочная стратегия модернизации системы теплоснабжения и зданий Херсона на период до 2025 г.

4.2.1. Концепция долгосрочной стратегии модернизации системы теплоснабженияи зданий Херсона на период до 2025 г. Политический документ.

4.2.2. Стратегия модернизации системы теплоснабжения и зданий Херсона на период до 2025 г. Пояснительная записка.

4.2.3. Реестр инвестиционных проектов модернизации системы теплоснабжения и зданий Херсона на период до 2025 г.

4.2.4. ТЭО модернизации системы теплоснабжения Херсона

4.2.5. ТЭО термомодернизации зданий жилого фонда Херсона

4.2.6. ТЭО термомодернизации зданий бюджетной сферы Херсона

4.2.7. Финансовый план реализации стратегии модернизации системы теплоснабжения и зданий Херсона на период до 2025 г.

Приложения:

• Топливно-энергетические и стоимостные балансы прошлых и будущих перио-
дов до 2025 г. Прогноз потребления тепловой энергии и прогноз платежей за
энергоресурсы.

Более подробно с документом можно ознакомиться в приложении к данной статье.

Автор: Коваль Сергей Петрович

SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →