Правовые основы регулирования деятельности в отрасли
Прежде всего, необходимо дать перечень основных нормативно-правовых актов, на которые Сбербанк ориентируется в деятельности по финансированию в сфере модернизации ЖКХ.
Нормативные правовые акты, регулирующие деятельность:
- ФЗ № 35 от 26.03.2003 г. «Об электроэнергетике».
- ФЗ № 190 от 27.07.2010 г. «О теплоснабжении».
- ФЗ № 261 от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
- ФЗ № 115 от 21.07.2005 г. «О концессионных соглашениях».
- ФЗ № 131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
- Распоряжение Правительства РФ № 2446-р от 27.12.2010 г. «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года».
- Указ Президента РФ № 600 от 07.05.2012 г. «О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно – коммунальных услуг».
Внутренние нормативные документы ОАО «Сбербанк России» по кредитованию:
- «Регламент предоставления кредитов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям Сбербанком России и его филиалами» № 285-5-р.
Коммунальное хозяйство. Краткие сведения о потребности в инвестициях
По данным Минрегионразвития, потребность в финансировании объектов электро-теплоснабжения более 2 триллионов рублей. Расчет и оценка производились по состоянию на 1 января 2011 г. Данные сведены в таблицу:
НАИМЕНОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ОБЪЕКТОВ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
|
Средний
износ основных фондов жилищно-коммунального хозяйства (%)
|
Потребность в финансовых средствах на восстановление основных фондов
до нормативных значений
(млрд. рублей)
|
Котельные
|
53,2
|
381,9
|
Центральные тепловые пункты
|
50,9
|
139,6
|
Трансформаторные подстанции
|
54,8
|
294,5
|
Тепловые сети
|
59,0
|
497,8
|
Электрические сети
|
51,8
|
724,6
|
Итого по Российской Федерации:
|
53,94
|
2 038,4
|
Финансирование инвестиционных программ государственными и частными энергокомпаниями в 2011 году
Финансирование инвестиционных программ государственными и частными энергокомпаниями в 2011 году составило 896 млрд. рублей, или 87 % от плана финансирования инвестиционных программ на 2011 год
Финансирование инвестиционных программ частными ОГК/ТГК в части объектов модернизации в 2011 году составило 123,1 млрд рублей, или 69 % от плана финансирования на 2011 год.
По состоянию на конец февраля 2012 года за просрочку начала исполнения обязательств компаниями выплачено штрафов на сумму 2 921 млн рублей.
Основные факторы, влияющие на развитие рынка тепло – электроэнергии
Основные цифры (по данным Минэнерго):
- Темп прироста средней розничной цены на электроэнергию по Российской Федерации: 11,2%
- Рост цен на топливо:
- Уголь, с учетом транспортных расходов: до 30%
- Газ: 15%
3. Задолженность по оплате электрической энергии на розничном рынке на начало 2012:
80,4 млрд. руб.
4. Задолженность по оплате тепловой энергии: 97,2 млрд. руб.
Основные параметры типовых инвестиционных решений при реализации проектов по модернизации объектов тепло – энергоснабжения
Сбербанк видит для себя следующую основу для формирования инвестиционных программ по модернизации объектов тепло-электроснабжения на территории России:
Единое правовое пространство :
- принятие типовых нормативных правовых актов;
- установление единых «правил игры» во всех субъектах РФ (муниципальных образованиях);
- принятие инвестиционных программ развития отрасли тепло-энергоснабжения ;
- утверждение схем теплоснабжения и энергоснабжения муниципальных образований.
Управление имущественным комплексом:
- долгосрочная аренда;
- концессия;
- хозяйственное ведение.
Тарифное регулирование
- установление долгосрочных тарифов с индексацией на инфляцию;
- возможность установления двухставочных тарифов на тепловую энергию.
Механизмы финансирования инвестиционных проектов :
- кредитование инвестора – инициатора реализации проекта либо Субъект Федерации, либо муниципальное образование;
- проектное финансирование;
- вхождение в капитал тепло – энергоснабжающих организаций финансовых институтов (создание совместных компаний);
- выпуск ценных бумаг (инфраструктурных облигаций) для привлечения средств в инвестиции.
Основные условия кредитования компаний для реализации инвестиционных проектов по модернизации объектов тепло – энергоснабжения
- экономическая эффективность проекта;
- окупаемость проекта;
- техническая состоятельность проекта;
- наличие законодательной и нормативно – правовой базы, обеспечивающий возможность реализации проекта;
- с даты государственной регистрации должно пройти не менее 1 года, за исключением случаев изменения наименования предприятия либо реорганизации;
- отсутствие просроченной кредиторской задолженности перед банком;
- наличие обеспечения кредита / гарантий;
- наличие механизмов по управлению рисками;
- соотношение собственных и заемных средств как правило 30% на 70%;
- обеспечение условий возврата кредита;
- процентные ставки, сроки кредитования, льготные периоды индивидуальны для различных заемщиков в зависимости от предоставляемого обеспечения по кредиту, источников возврата кредита, суммы и срока кредитования, рисков невозврата кредита, финансового состояния и кредитной истории заемщика.
Обзор инвестиционных проектов (программ) модернизации объектов тепло – энергоснабжения
В качестве примера можно привести ряд проработанных для заключения программ, финансируемых Сбербанком России:
№
|
Название проекта
|
Общая стоимость проекта
(млн. руб.)
|
Сумма привлеченных средств (млн. руб.)
|
Примечание
|
1.
|
Реконструкция систем теплоснабжения
г. Тихвина (Ленинградская область)
|
580,0
114,0 – 1 этап
|
58,0
|
В рамках инвестиционной программы
|
2.
|
Реконструкция существующих тепловых сетей и прокладка новых трубопроводов теплоснабжения г. Калуга
|
436,01
|
305,0
|
Срок – 7 лет
Дата выдачи 02.04.2010
|
3.
|
Проектирование и строительство газовой котельной г. Горно – Алтайск
|
258,52
|
162,26
|
Срок – 5 лет
Дата выдачи – 2009 г.
|
4.
|
Перевооружение центральной котельной г. Петушки, поставка блочно – модульной котельной в г. Костерево
(Владимирская область)
|
58,0
|
45,0
|
|
5.
|
Модернизация объектов теплоэнергетики Свердловской области на 2011 – 2025 г. г.
|
3 449,0
|
1 680,0
|
|
6.
|
Обеспечение бесперебойного обслуживания систем тепло и водоснабжения(Республика Саха (Якутия))
|
332,97
|
297,97
|
|
Направления деятельности Дирекции Департамента Сбербанка по управлению проектами в сфере ЖКХ
- консолидация и реализации компетенций в сфере ЖКХ по реализации проектов (отбор проектов, «упаковка» проектов, структурирование проектов и т. д.);
- методологическая поддержка проектов в сфере ЖКХ в Сбербанке в связи с особенностями проектов (тарифное регулирование, инвестиционные конкурсы на право концессии (аренды) имущества, длительная окупаемость проектов и т.д.);
- разработка тиражируемых моделей финансирования реконструкции и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры;
- инициация создания новых банковских продуктов в сфере ЖКХ;
- мониторинг (сбор информации о кредитовании проектов, сбор статистической информации и информации по государственным программам) в сфере ЖКХ;
- осуществление взаимодействия с организациями в сфере ЖКХ: управляющими компаниями, саморегулируемыми организациями, заинтересованными технологическими партнерами потенциальными инвесторами и другими участниками рынка;
- разработка предложений и внесение инициатив в действующие законодательные (нормативные) акты через рабочие группы Минрегиона, Минэнерго, РЭА, комиссии и т.д.
При этом Дирекция придерживается следующего порядка при рассмотрении инвестиционных проектов и заявок на кредитную поддержку:
1. Подготовительный этап
№
|
Мероприятия
|
Исполнитель
|
Примечание
|
1.1
|
Разработка инвестиционной программы, инвестиционного проекта (ТЭО, ПИР и др.)
|
инвестор
|
|
1.2
|
Направление Декларации о намерении и инвестиционной программы инвестиционного проекта в уполномоченный орган власти (муниципалитет)
|
инвестор
|
|
1.3
|
Принятие решения об утверждении целевой инвестиционной программы, инвестиционного проекта
|
уполномоченный
орган власти
|
муниципалитет
|
1.4
|
Установление инвестиционной составляющей в тарифе
|
уполномоченный
орган власти
|
муниципальный совет, законодательный орган
|
1.5
|
Согласование инвестиционной составляющей в тарифе в соответствующих органах
|
уполномоченные
органы власти (РЭК), ФСТ РФ
|
|
1.6
|
Заключение инвестиционного соглашения (договора)
|
уполномоченный
орган власти, инвестор
|
|
1.7
|
Предоставление государственной (муниципальной гарантии) в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ
|
уполномоченный
орган власти
|
|
1.8
|
Проведение предварительных переговоров между представителями органа власти, инвестора и Сбербанка по вопросу привлечения кредитных ресурсов для реализации инвестиционного проекта
|
орган власти, инвестор, Дирекция ЖКХ и ТБ (ОСБ)
Сбербанка
|
|
1.9
|
Направление Декларации о намерении реализации инвестиционного проекта и заявки для предоставления кредита в Сбербанк
|
инвестор
|
|
2. Этапы реализации инвестиционного проекта
№
|
Мероприятия
|
Исполнитель
|
Примечание
|
|
2.1
|
Подготовка плана – графика реализации инвестиционного проекта
|
инвестор
|
|
|
2.2
|
Предоставление всех необходимых документов для рассмотрения кредитной заявки в Сбербанк
|
инвестор
|
|
|
2.3
|
Рассмотрение инвестиционного проекта, определение заемщика, определение возможности и условий финансирования
|
ТБ (ОСБ) Сбербанка
|
Дирекция ЖКХ ЦА
|
|
2.4
|
Выдача заключения по инвестиционному проекту
|
ТБ (ОСБ) Сбербанка
|
Дирекция ЖКХ
ЦА Сбербанка
|
|
2.5
|
Структурирование сделки:
- Содействие заемщику в оценке экономической эффективности проекта (расчет NPV, IRR по модели, помощь в оформлении бизнес-плана (на договорной основе),снятие наиболее простых вопросов;
- Содействие в выборе консультантов по проектам;
- Консультации по поводу возможных способов обеспечения;
- Консультации по возможному участию в сделке аффилированных лиц, партнеров потенциального заемщика;
|
ТБ (ОСБ) Сбербанка
|
Дирекция ЖКХ
ЦА Сбербанка
|
|
|
2.6
|
- Участие в переговорах с возможными гарантами,поручителями и т.д.;
- Представительские функции;
- Анализ возможностей финансирования (самостоятельно или с привлечением партнеров –российских или иностранных банков)
|
ТБ (ОСБ),
Дирекция ЖКХ
ЦА Сбербанка
|
Например, участие в переговорах с Администрациями субъектов РФ по включению расходов потенциального заемщика по проекту в тарифы на коммунальные услуги
|
|
2.7
|
Рассмотрение кредитной заявки инвестора (заемщика), заключение управлений безопасности, правового, управления рисков, кредитного и принятие решения о выдаче кредита Кредитным комитетом.
|
ТБ (ОСБ) Сбербанка
|
В случае положительного решения по п. 2.4
|
|
2.8
|
Заключение кредитного договора между Сбербанком и инвестором – заемщиком
|
ТБ (ОСБ) Сбербанка
|
В случае положительного решения Кредитного комитета
|
|
2.9
|
Открытие кредитной линии заемщику
|
ТБ (ОСБ) Сбербанка
|
|
|
2.10
|
Реализация инвестиционного проекта
|
Инвестор
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|