Реклама

наклейка на авто

Главная / Аналитика / Анализ, мнения, обзоры / Общесистемные вопросы

Повышение энергоэффективности в России. Проблемы нормативного регулирования.

Центр энергоэффективности – старейшая организация в России, которая уже более двадцати лет занимается анализом проблем организации энергосбережения и повышеня энергоэффективности. Многие выводы, рекомендации и оценки ЦЭНЭФ ложатся в основу разрабатываемых нормативно-правовых актов. Посольство Великобритани выделило грант на проведение оценки состояния энергоэффективности в России. На средства гранта ЦЭНЭФ был подготовлен аналитический отчет «Сравнение мер Российской политики повышения энергоэффективности с мерами, принятыми в развитых странах». Представляем Вашему вниманию этот отчет.

Повышение энергоэффективности в России. Проблемы нормативного регулирования.

Введение

Россия поставила перед собой очень амбициозную задачу по снижению энергоемкости ВВП на 40% в 2007-2020 гг. Международное энергетическое агентство считает, что эту задачу можно решить только к 2028 г. Очевидно, что такая амбициозная цель не может быть достигнута автоматически за счет простого сочетания благоприятных факторов. Согласно оценкам ЦЭНЭФ, приведенным в Государственной программе Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», за счет мер Программы должно быть обеспечено снижение энергоемкости ВВП на 13,5% до 2020 г. Решение этой задачи невозможно без разработки и реализации качественной и всесторонней политики повышения энергоэффективности.

Началом активизации деятельности федерального правительства РФ в сфере повышения Энергоэффективности можно считать 1997 г. Однако после кризиса 1998 г. системе управления повышением энергоэффективности стало уделяться все меньше внимания, и постепенно политика повышения энергоэффективности в России на федеральном уровне стала носить фрагментарный характер. Более того, по многим направлениям наметилось движение вспять. В качестве положительных примеров деятельности федерального правительства в эти годы можно привести деятельность Госстроя по принятию изменений в СНиП «Строительная теплотехника» и принятию в 2003 г. новых СНиП «Тепловая защита зданий», а также деятельность по реализации программы «Энергосбережение Минобразования России» в 1999-2005 гг.

Следствием административной реформы 2004 г. стало почти полное выпадение деятельности по повышению энергоэффективности из сферы ответственности и из поля зрения федерального правительства. Еще в 2008 г. из всех действующих федеральных органов власти только в Положении о Министерстве экономического развития РФ осталось упоминание о работе по повышению энергоэффективности. Практически единственным рычагом управления процессом повышения энергоэффективности в распоряжении федерального правительства стали цены на энергоносители. В 2000-2011 гг. скорректированные на инфляцию цены выросли в промышленности в 1,3 раза, а для населения – в 3 раза.

Ситуация изменилась в конце 2009 г. после принятия Федерального Закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 ноября 2009 г. Начиная с этого момента нормотворчество на федеральном уровне в сфере повышения энергоэффективности развивалось по схеме «большого взрыва».

С 2009 г. на федеральном уровне было принято несколько десятков нормативных актов, которые регулируют отношения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Кроме того, был изменён и дополнен ряд уже существовавших нормативных актов. На сегодняшний день можно насчитать свыше 70 нормативно-правовых актов, которые регулируют отношения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и оформляют механизмы реализации требований Федерального Закона № 261 и Государственной программы Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года».

Развитые страны потратили на формирование нормативной базы в сфере повышения энергоэффективности два-три десятилетия. Россия попробовала «сжать время» и проделать ту же работу за 2 года. На таком пути неизбежны издержки как в отношении полноты нормативной базы, так и ее качества. Частично они обусловлены недостаточной квалификацией разработчиков нормативных актов (за два года трудно вырастить кадры), частично – спешкой при их принятии и отсутствием обсуждения в профессиональной среде.

Принятие нормативной базы и создание соответствующих институтов может столкнуться со следующими возможными реакциями: усвоение (после периода адаптации), отторжение или извращение . Неполная и некачественная нормативная база может порождать и уже начала порождать два последних типа реакций. Итогом станет недостаточная эффективность нормативных механизмов и задержки на пути к достижению снижения энергоемкости ВВП на 40%.

Именно выявлению пробелов и проблем с качеством российской нормативной базы по энергоэффективности посвящена данная работа. Эта задача решается не только за счет анализа самих нормативных документов, но и за счет анализа первой практики их применения, позволяющей определить наличие реакций отторжения или извращения.

Вторая важнейшая задача работы – наметить пути совершенствования российской нормативной базы по повышению энергоэффективности.

Работа состоит из 7 разделов:

В первом разделе сформулированы основные выводы работы.

Во втором на основе сравнения с зарубежным опытом проведен анализ полноты российской политики по повышению энергоэффективности.

В третьем рассмотрены административные меры политики.

В четвертом – инструменты ценообразования.

В пятом анализируются механизмы бюджетной поддержки.

В шестом разделе – описаны меры экономического стимулирования, а в седьмом – информационные инструменты.

Полностью с аналитическим отчетом Вы можете ознакомиться в приложении к данной статье.

SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →