Реклама

Http://fxpfg.ru множество развлечений предложено в стенах виртуального.

Главная / Аналитика / Опыт энергосбережения / Энергосбережение в «дальнем» зарубежье

Соглашение мэров европейских городов по повышению энергоэффективности

Энегосбережением в Европе занимаются давно и весьма успешно. Причин тому немало. Поначалу это были резко подскочившие цены на энергоносители и привычка к комфорту. Постепенно, со временем, приходило осознание того, что ограничение потребления никоим образом не сказывается на комфортности проживания и на конкурентоспособности экономики. Одна из форм работы по повышению энергоэффективности – консолидация деятельности муниципалитетов по сокращению выбросов СО2 и повышению энергоэффективности. В Европе эта деятельность проводится в форме добровольного соглашения мэров по содействию деятельности Европарламента по реализации взятых обязательств в сфере экологической безопасности. Данной статьей мы начинаем цикл публикаций по деятельности Соглашения Мэров.

Соглашение мэров европейских городов по повышению энергоэффективности

Энегосбережением в Европе занимаются давно и весьма успешно. Причин тому немало. Поначалу это были резко подскочившие цены на энергоносители и привычка к комфорту. Постепенно, со временем, приходило осознание того, что ограничение потребления никоим образом не сказывается на комфортности проживания и на конкурентоспособности экономики. Скорее наоборот. Энергосбережение продукт интеллектуальный и заставляет думать не только о снижении потребления, но и повышении эффективности в целом. То есть, работа над повышением энергоэффективности стала мощнейшим катализатором технического прогресса буквально во всех отраслях экономики. А это привело к повышению конкурентоспособности экономик в целом и продукции в частности.

Последний скачок цен на энергоносители так же привел к поиску новых путей снижения энергопотребления и к переходу на более эффективные и экологически безопасные источники энергии. На новом этапе Европарламент оказывает всемерную поддержку деятельности по организации энергосбережения, используя любые рычаги и внешнеэкономические условия. Одно из направлений деятельности - сокращение выбросов парниковых газов, которые в большинстве случаев являются следствием использования нефти и газа для получения энергии.

В соответствии с Киотским соглашением государства взяли на себя обязательства по сокращению выбросов парниковых газов, добровольно согласившись на квоты выбросов. Но эту деятельность необходимо совершенно предметно проводить на местах. Поэтому, для создания материальной заинтересованности, выбросы стали не только учитывать, но и облагать пошлиной, введя платежи за выброс СО2. Просто поставить счетчик или организовать учет, как показывает практика, не достаточно. Необходимо управлять накапливаемыми в результате сборов средствами и использовать эти средства для последующей деятельности по повышению энергоэффективности.

Одна из форм такой работы – консолидация деятельности муниципалитетов по сокращению выбросов СО2 и повышению энергоэффективности. В Европе эта деятельность проводится в форме добровольного соглашения мэров по содействию деятельности Европарламента по реализации взятых обязательств в сфере экологической безопасности. Первый шаг был сделан в 2008 г. подписанием Соглашения мэрами 350 европейских городов. В настоящее время к соглашению присоединились 4070 городов, и не только в Европе. Среди подписантов 26 городов из Украины, 10 из Молдовы, 2 из Киргизии, по 1 из Армении, Белоруссии, Грузии. В руководстве этих городов поняли выгоды, которые сулит подключение к коллективной деятельности по повышению энергоэффективности. Подключившись к соглашению город не теряет ничего, но обретает более качественно и эффективно работающий управленческий аппарат и , как следствие, возможности дополнительного внебюджетного финансирования нужд города.Подход и метод, воплощенные в Соглашении, нашли отклик за пределами ЕС, и к Соглашению стали присоединяться новые подписанты в лице муниципалитетов таких дальних стран, как Аргентина или Новая Зеландия.

Местные власти всех уровней — от деревушек до столичных городов и мегаполисов — могут присоединяться к Соглашению мэров на правах подписантов.

Крупным и мелким городам и прочим городским территориям отводится ведущая роль в процессе смягчения последствий изменения климата, поскольку именно они потребляют три четверти энергоресурсов, производимых в Европейском союзе. Сегодня более 70 % объема выбросов CO2 по всему миру приходится на города. К тому же местные власти имеют все возможности для изменения поведения граждан на вверенных им территориях и всестороннего решения вопросов, связанных с изменением климата и потреблением энергии, в частности, путем гармонизации общественных и частных интересов и включения задач в сфере устойчивой энергетики в широкий контекст местного развития.

Присоединение к Соглашению мэров дает местным властям возможность формировать устойчивую среду обитания, в экологическом, социальном и экономическом аспектах, на благо местных жителей, закреплять успех мероприятий по сокращению объема выбросов CO2, проводимых на своей территории, а также пользоваться преимуществами европейской поддержки, признания и передовых методов.

Что такое - Соглашение Мэров?
Соглашение Мэров - инициатива Европейской Комиссии, которая имеет целью объединить европейские местные органы власти (муниципалитеты) в добровольном образования для совместной борьбы с глобальным потеплением. Подписанты Соглашения Мэров принимают на себя добровольные обязательства, опередить общеевропейские требования ЕС по сокращению выбросов CO2 минимум на 20%, путем введения в себя энергосберегающих мероприятий и распространение использования возобновляемых источников энергии.

Стороны соглашения, подписавших документ, стремятся сократить собственные выбросы CO2 более чем на 20% к 2020 через проведение энергосберегающих мероприятий и внедрение возобновляемых источников энергии. Чтобы достичь этой цели, местные органы власти обязуются:
• Провести инвентаризацию базового уровня выбросов CO2 на своей территории;
• Подготовить и представить План устойчивого энергетического развития (Sustainable Energy Action Plan - SEAP, далее - План действий), одобрен местным советом, в течение года со дня присоединения к Соглашению Мэров, в котором должны быть описаны последовательные и реальные шаги, которые они планируют осуществлять для достижения цели Соглашения;
• Готовить через каждые 2 года, после утверждения Плана Действий, отчет о текущем состоянии его реализации и достигнутых промежуточных результатах;
• Продвигать идеи устойчивого энергетического развития среди местной общины путем проведения Местных Дней Энергии в городах;
• Распространять идеи Соглашения Мэров, в частности, поощряя другие местные органы власти до его подписания, и принимая участие во всех мероприятиях под эгидой Соглашения Мэров (итоговая годовая церемония Соглашения Мэров и различные тематические семинары).

Подписанты, соглашаются с тем, что могут быть исключены из перечня участников Соглашения в случае невыполнения требований своевременного предоставления вышеуказанных документов (План Действий и текущие отчеты).

Какую поддержку получают подписанты Соглашения?

Европейская Комиссия институционально присоединилась Соглашения Мэров и обеспечивает подписантам (местным органам власти) полной необходимую поддержку и общественную видимость.
Прежде всего, Европейская Комиссия учредила и финансирует Офис Соглашения Мэров (далее - ОУМ), который оказывает помощь подписантам по любым вопросам через Helpdesk и поддержку в продвижении их локальных инициатив. ОУМ также координирует сотрудничество с третьими сторонами, ведет работу с поддерживающими структурами. (Подробнее о ОУМ см. Далее).
Объединенный Исследовательский Центр Европейской Комиссии работает в тесном сотрудничестве с ОУМ, чтобы обеспечить ясные технические директивы и шаблоны для того, чтобы помочь в обеспечении подписантов необходимыми материалами во написания Планов Действий, с целью качественного контроля их выполнения в дальнейшем.
Наконец, Европейская Комиссия присоединилась к мобилизации финансов, чтобы помочь подписантам Соглашения привлечь средства и ресурсы для реализации их планов действий.

Европейская Комиссия в настоящее время ведет переговоры с большим числом доноров финансовых ресурсов. Финансовое обеспечение Планов Действий устанавливается городами исходя из собственных ресурсов.
Европейская Комиссия также предусмотрела средства в размере 15 миллионов евро, которые будут направлены городам подписантам Соглашения через Европейский Инвестиционный Банк в качестве технической помощи. Эти средства выделит программа Intelligent Energy Europe (IEE) для разработки проектов муниципальных инвестиций в мероприятия предусмотрены Планом действий города, и которые отвечают общеевропейским энергетическим директивам.

ПРОЦЕДУРА ПРИСОЕДИНЕНИЯ

Соглашение Мэров открыто для всех местных органов власти, которые являются демократически избранными представителями местных общин, независимо от размера последних и характера местной политики в области энергоэффективности.
Поскольку инициатива предполагает разработку и внедрение всестороннего плана устойчивого энергетического развития (SEAP), орган, который подписал соглашение от имени местной общины, должен иметь исключительную компетенцию в вопросах, которые являются ключевыми для реализации Плана действий (транспорт, здания, использования земель и т.д.) на своей территории.
Если заинтересованный муниципалитет чувствует недостаточность компетентности или разного рода ресурсов, чтобы качественно подготовить план действий, ему обеспечена поддержка соответствующих структур, в частности, поддерживающие структуры Соглашения Мэров и или местных и региональных энергетических агентств.

Об энергетических Агентствах

Достижение требований и задач Соглашения Мэров требует не только политических обязательств, но и технической составляющей. Местные и региональные энергетические агентства кое-где в десятилетиями работают в данной сфере в пределах отдельных регионов ЕС, и поэтому их знания и экспертная помощь могут стать чрезвычайно полезными для подписчиков Соглашения. С другой стороны, Соглашение Мэров - хорошая возможность для самих энергетических агентств, в первую очередь, в вопросах привлечения общественного интереса к их деятельности.

Местные и региональные энергетические Агентства определяются как структуры, которые должны сыграть двойную роль, согласно их миссии в Соглашении Мэров:

  • во-первых, как сопровождающие структуры Соглашения городов-подписантов в районах своего расположения;
  • во-вторых, как поставщики технической информации для подписчиков, особенно тех, которые испытывают недостаток финансовых и / или людских ресурсов для реализации требований Соглашения.

Энергетические агентства вправе оформлять свои взаимоотношения с государственными органами власти на определенных территориях в вопросах исключительного права оказывать поддержку муниципалитетам данного региона в реализации Соглашения Мэров.

На местных / региональных уровнях, Энергетические Агентства должны постоянно вести диалог с органами власти в пределах их территорий, с целью продвижения Соглашения среди муниципалитетов еще не подписали его, и постоянно оказывать помощь подписантам в подготовке и разработке их Базового уровня выбросов и Плана действий.
На общеевропейском уровне, связь муниципалитетов подписантов с энергетическими Агентствами координируется Офисом Соглашения Мэров. ОУМ обеспечивать постоянную поддержку Энергетического Агентства поддерживающие Соглашение, продвигая их успешные инициативные и лучшие практики через различные семинары, выставки лучших практик и т.д..

О поддерживающих структурах.

Поддерживающие структуры определяются как учреждения, которые имеют возможность обеспечить стратегическое руководство, техническую и / или финансовую поддержку муниципалитетам, которые хотят подписать Соглашение или уже ее подписали, но имеют недостаточно ресурсов, чтобы самим отвечать требованиям Соглашения, прежде всего в вопросе разработки и внедрение собственного Плана действий.
Европейская Комиссия выделяет 2 вида поддерживающих структур в Соглашении Мэров:

  • государственные администрации (на уровне национальных и региональных общественных образований, провинции, агломерации, города-сателлиты, и т.д.)
  • различного рода ассоциации и объединения местных и региональных органов власти.

Поддерживающие структуры обязаны иметь постоянную тесную коммуникацию с Европейской Комиссией, с целью гарантировать наилучшие возможности для реализации Соглашения. Они определяются Европейской Комиссией как ключевые союзники в вопросах донесения Соглашения к новым потенциальным подписантов и его постоянного расширения.
Типовые задачи, которые возложены на Поддерживающие структуры:


Для первой категории (государственные общественные администрации):
- Популяризировать вступление в Соглашение Мэров среди муниципалитетов в своем регионе, а также обеспечивать поддержку и координацию тем муниципалитетам, которые уже выразили желание к вступлению;
- Обеспечивая техническую и стратегическую помощь муниципалитетам, которые выразили готовность присоединиться к Соглашению, но испытывая недостаток необходимых ресурсов, чтобы качественно подготовить собственный план действий;
- Обеспечивать посильную финансовую поддержку своим муниципалитетам при написании Планов Действий;
- Поддерживать выполнение Планов Действий и организацию местных Дней Энергии в своих муниципалитетах;
- Регулярно информировать Европейскую Комиссию о достигнутых результатах и ​​собственный вклад в стратегическое продвижение Соглашения Мэров.

Для второй категории (ассоциации и объединения местных и региональных органов власти):
- Популяризировать вступление в Соглашение Мэров среди своих членов;
- Поддерживать постоянную связь между членами Соглашения, чем облегчать процесс обмена опытом;
- Продвигать Соглашение Мэров на различных мероприятиях;
- Обеспечивать максимальное участие в Соглашении своих членов;
- Регулярно информировать Европейскую Комиссию о достигнутых результатах и ​​собственный вклад в стратегическое продвижение Соглашения Мэров.

Любая общественная (государственная) администрация или объединение (ассоциация) местных или региональных органов власти, которая заинтересована в присоединении к Соглашению, может в любое время обращаться в Офис Соглашения Мэров.

Местные власти, заинтересованные в подписании Соглашения Мэров, должны прежде всего представить данную инициативу и обсудить ее в местном выборном органе (городской совет). Местный совет принимает решения в котором декларирует заинтересованность присоединиться к соглашению и предоставляет уполномоченному представителю (городской голова) право поставить подпись под Соглашением от имени общины. Как только решение о вступлении в Соглашения формально утверждено, муниципалитет электронным письмом информирует об этом Европейскую Комиссию. К письму прилагается специальная заявочная форма (adhesion form) с подписью уполномоченного лица (мэра) и скреплена печатью. Письмо отправляется на адрес Офиса Соглашения Мэров через специальный почтовый ящик на сайте Соглашения Мэров. После получения заявки в ОУМ и его рассмотрения, муниципалитет включается в список подписантов Соглашения.

Местные органы власти могут подписать Соглашение Мэров в любое время, нет никакого крайнего срока! Торжественная Церемония Соглашения Мэров проходит ежегодно в срок, с участием представителей муниципалитетов, которые формально присоединились к соглашению в течение данного года и желают поставить личную подпись под ее текстом.


ОФИС СОГЛАШЕНИЯ МЭРОВ (ОСМ) - Covenant of Mayors Office

Европейская Комиссия учредила и осуществляет финансирование Офиса Соглашения Мэров (ОСМ), для того, чтобы оказывать поддержку всем местным органам власти, вовлеченным в Соглашение Мэров. ОСМ управляется консорциумом европейских структур, представляющих местные и региональные органы власти, под руководством Energie-Citеs, куда входят: CEMR, CLIMATE ALLIANCE, EUROCITIES, Fedarene и Pracsis.

ОСМ ежедневно оказывает информационно-пропагандистскую, техническую и административную поддержку подписантам Соглашения и заинтересованным лицам. И хотя его главный секретариат находится в Брюсселе (Бельгия), в 2011 году, для содействия местным властям из Восточных стран-партнеров в рамках Политики соседства ЕС, были открыты два новых отделения: во Львове (Украина) и в Тбилиси (Грузия). Управление секретариатом в Брюсселе и отделениями во Львове и Тбилиси осуществляется консорциумом сетей местных и региональных властей та также национальных органов. Офис Соглашения мэров в Брюсселе отвечает за общую координацию инициативы.


ОСМ действует как первичная инстанция для всех местных органов власти привлеченных к Соглашению Мэров. Его основные функции:
• помощь всем местным органам власти, заинтересованным в присоединении к Соглашению;
• помощь в коммуникациях между подписантами Соглашения на горизонтальном и вертикальном уровнях;
• поддержка в осуществлении различного рода коммуникаций и реализации рекламных мероприятий;
• координация связей с третьими сторонами, поддерживающими Соглашение (Поддерживающие структуры, местные и региональные энергетические агентства).
Объединенный Исследовательский Центр предоставляет более специфическую поддержку участникам Соглашения, связанную с оценкой базового уровня выбросов CO2, разработкой планов действий и оценке их реализации.


ОЦЕНКА БАЗОВОГО УРОВНЯ ВЫБРОСОВ


Базовый Уровень Выбросов определяет объем CO2 образующийся в результате энергопотребление на территории города-подписанта Соглашения Мэров. Он позволяет идентифицировать главные источники выбросов CO2 и разместить по приоритетам мероприятия по их снижению. Оценка базового уровня выбросов на момент присоединения города к Соглашению позволит в дальнейшем отслеживать прогресс в направлении реализации ее главной цели.

Рекомендуемым базовым годом оценки уровня выбросов 1990. Если муниципалитет не имеет данных, чтобы вычислить уровень выбросов по состоянию на данный рекомендован год, он может самостоятельно выбрать другой год после 1990 для оценки.

Базовый Уровень Выбросов должен быть основан на окончательных данных по потреблению энергии в пределах границ населенного пункта. В оценку выбросов включаются все сферы в которых происходит генерирование СО2 вследствие энергопотребления (отопление бюджетных и жилых зданий, транспорт, теплосети и т.д.). Выбросы генерируемых каждой сферой энергопотребления должны иметь четкую привязку именно к конкретному муниципалитету, то есть находиться в его пределах и находиться под управлением органа власти, подписал Соглашение.
Местное производство электроэнергии или промышленность могут включаться в оценку уровня выбросов, если в Плане действий будут предусмотрены меры, связанные с уменьшением выбросов именно в этих сферах (например развитие ветроэнергетики).

Обязательства Соглашения Мэров к полной географической области муниципалитета, в рамках его определенных границ. Базовый уровень выбросов должен включать все сферы в которых происходит генерирование СО2 вследствие энергопотребления, для которых Планом Действий будут предусмотрены меры по его снижению (например здания и сооружения, перевозки, промышленность и т.д.).


Все подписанты Соглашения могут выбирать свои собственные инструменты для вычисления. Однако, необходимо убедиться, что выбранный инструмент отвечает по спецификациям едином шаблоне Плана действий.


Для подписчиков Соглашения Мэров, рекомендованными к использованию являются нормы выбросов СО2 в соответствии с Директивой ЕС IPCC 2006.
Подписанты Соглашения могут также руководствоваться собственными нормами, основанных на детальных свойствах топлив, используемых на их территории.

Эмиссии CO2 от сжигания биогенного углерода (например биотоплива в автомобилях, биомассы или отходов), согласно международным стандартам, приравниваются к нулю. В случае использования топлива содержащих компоненты биологического и традиционного ископаемого углерода, выбросы считаются только в расчете на долю ископаемого углерода в общей массе топлива. Биологически полученный углерод в данном случае также не учитывается как таковой образует выбросы.
Однако, для того, чтобы биомасса или биотопливо, которое используется на территории муниципалитета считалось таким что не генерирует выбросов, их происхождение и технологии производства должны соответствовать действующим международным стандартам и требованиям.

Если муниципалитет имеет на своей территории местные электрогенерирующие мощности (<20MW), они могут быть включены в Базового Уровня выбросов, на основе оценки выбросов от использования в целях электрогенерации определенного вида топлива (если таковое имеется).

Вычисляя выбросы от сферы теплообеспечения, местный орган власти должен принять в расчет все теплогенергуючи мощности располагающиеся в пределах границ муниципалитета. Расчет выбросов осуществляется на основе данных о количестве сожженных всех видов топлива для нужд теплообеспечения.
Кроме того, если муниципалитет - сетевой импортер тепловой энергии. В этом случае производимые выбросы возникшие вследствие этого также должны быть учтены.


ПЛАН ДЕЙСТВИЙ - Sustainable Energy Action Plan ( SEAP )

План действий - ключевой документ, который определяет, каким образом город-подписант Договора собирается продвигаться к достижению цели снижения выбросов СО2 до 2020. Он охватывает конкретный перечень действий и мероприятий, которые разбиты на четкие интервалы времени с закрепленной ответственностью.
Подробные инструкции для помощи подписантам в написании планов действий в настоящее время разрабатываются Европейской Комиссией и будут доступны для загрузки на сайте Соглашения Мэров ориентировочно в сентябре 2009 г.

Подписанты Соглашения могут сами выбирать в каком формате строить свой план действий. Но все подписанты должны обеспечить заполнение форм некоторой основной информации в англоязычном шаблоне который должен быть предоставлен в Офис Соглашения Мэров.
План действий должен включать ключевые сегменты в которых должны проводиться мероприятия, для уменьшения в них выбросов СО2, временные рамки каждого мероприятия в форме хронологической таблицы, а также необходимый для этого персонал и финансирование.

Обязательства Соглашения Мэров к выполнению мероприятий местными органами власти (подписантами) на местном уровне в пределах их компетенции. Необходимо предусмотреть выполнение мероприятий в следующих (всех или некоторых по возможности) сферах:
• Потребление услуг;
• Планирование и регулирование;
• Мотивационные и образцовые модели;
• Производство и поставки.

Поскольку обязательства Соглашения Мэров относятся ко всей географической области подписанта (город, район, регион), План действий должен включать меры как в сфере общественной так и частной собственности. Основными секторами, которые должны быть включены в План действий являются:
• здания (в том числе новостройки и санация старых зданий);
• муниципальная инфраструктура (городское теплообеспечения и уличное освещение)
• городской транспорт;
• промышленность и предпринимательство.
Тем не менее, подписанты имеют свободу в выборе собственных ключевых секторов Плана действий. Так как Соглашения Мэров предполагается, что подписанты обязуются управлять сферой энергопотребления в долгосрочной перспективе, к Плану действий могут быть включены частности пункты связаны с планированием земельных ресурсов, работой с обществом и ключевыми потребителями энергии, и тому подобное.

В течение одного года после подписания Соглашения Мэров, подписанты обязаны представить свой план действий. Контрольная дата - та, которой датируется решение местного совета о присоединении к Соглашению.

Подписанты Соглашения Мэров могут разрабатывать их план действий на национальном языке. Для упрощения процесса разработки Плана действий, Офисом проета предлагается шаблон для его составления.


ОТЧЕТ О РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ

По прохождению двух лет после представления подписантом Плана действий, ему необходимо будет предоставить информацию о состоянии его выполнения. Эта информация поможет сопоставить запланированные мероприятия и промежуточные цели с реально достигнутыми показателями. Процедуру отчетности призван упростить специальный шаблон отчета, который будет похожим на уже знакомого подписантам Шаблон Плана действий. Отчет покажет, с одной стороны, реальное состояние выполнения всех запланированных за отчетный период мероприятий, а с другой - их эффективность в уменьшении выбросов СО2.

МЕСТНЫЕ ДНИ ЭНЕРГИИ

Соглашением Мэров рекомендовано регулярное проведение Дней Энергии.
День Энергии - местное событие, которое имеет целью поднять общественное осознание проблем эффективности потребления энергии, использование возобновляемых источников энергии и связей между энергопотреблением и изменением климата. Обычно организуются в определенный определенное время, или любой произвольный на выбор местного органа власти. Набор мероприятий может быть произвольным, но как правило включает тематические семинары, обзорные экскурсии, выставки и т.д..

Поскольку цель - 20% снижение выбросов CO2 касается всей географической территории муниципалитета, в том числе и частного жилья, предпринимательства и транспорта - чрезвычайно важно привлекать общественность к совместным усилиям в реализации Плана действий города.

Каждый подписант Соглашения должен осознать максимальное привлечение общественности к этим процессам возможно только путем коммуникации между властью и людьми, а также постоянным напоминанием важности роли именно общины в этом процессе.

Подписанты Соглашения обеспечиваются полной поддержкой от Европейской Комиссии , которая имеет ряд хороших примеров в сфере организации местных Дней Энергии.


В данной публикации использованы материалы украинской Ассоциации энергоэффективных городов.

Автор: Коваль Сергей Петрович

 

Обсуждение

 

Написать комментарий

 
SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →