Энергетические обследования в республике имеют ряд особенностей:
1. Энергетическое обследование предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории Республики Беларусь, проводится в целях оценки эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и обеспечения их экономии.
2. Энергетическое обследование потребителей топливно-энергетических ресурсов в Республике Беларусь является обязательным, независимо от формы собственности юридического лица
3. Проведение обязательных энергетических обследований организаций Республики Беларусь определено Законом Республики Беларусь от 15.07.1998 № 190-3 «Об энергосбережении»:
«обязательному энергетическому обследованию подлежат предприятия, учреждения, организации, если годовое потребление ими топливно-энергетических ресурсов составляет более 1,5 тыс. т у.т.» Периодичность обследований – один раз в 5 лет.
4. Научно-методическое обеспечение проведения энергетического обследования организаций осуществляет Государственный комитет по стандартизации совместно с Национальной академией наук Беларуси
Основные нормативно-правовые документы регулирующие энергетическое обследование организаций в республике
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 №964 «Об энергетическом обследовании организаций»
СТБ 1776-2007 Энергетическое обследование потребителей топливно-энергетических ресурсов
СТБ 1691-2006 Энергетическое обследование потребителей топливно-энергетических ресурсов. Требования к организациям.
ТКП 5.1.13-2006 Национальная система подтверждения соответствия. Порядок сертификации экспертов-энергоаудиторов
Отраслевые методики по порядку проведения энергетических обследований отдельных орагнизаций
В каждой отрасли имеются методики о порядке проведения энергетических обследований. Основными отраслями для проведения энергетических обследований считаются:
- Энергетическая;
- Нефтехимическая;
- Деревообрабытывающая;
- Министерства промышленности.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ЭНЕРГОАУДИТА
- определение реального потенциала энергосбережения и оценка эффективности использования обследуемой организацией топливно-энергетических ресурсов на основе анализа материальных и энергетических потоков
- определение возможных путей экономии энергоресурсов
- разработка мероприятий по энергосбережению на пятилетие с технико-экономическим обоснованием их эффективности, указанием сроков окупаемости, планируемых источников и объемов финансирования, сроков выполнения этих мероприятий
- выработка предложений по переходу на прогрессивные нормы расхода топливно-энергетических ресурсов
При схожести задач энергоаудита, отличительная особенность энергоаудита в Беларуси следующие:
При представлении программы энергосбережения на пятилетие в обязанности энергоаудитора входит указать источники и объемы финансирования. При этом экономический эффект в Беларуси считается не в деньгах, а св реальн сэкономленном топливе. Инвестиционные энеергоаудиты в республике не проводятся, поскольку к заключению энергоаудитора прикладывается ТЭО со сроками окупаемости и это считается достаточным.
Принципиально важным является то, что энергоаудитор обязан дать предложения по прогрессивным нормам расхода ТЭР, а так же по переходу на новые источники энергии с перспективой на ближайшие пять лет.
Начало энергоаудита.
Энергоаудит организаций проводится согласно графикам, утвержденным соответствующими республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, облисполкомами, Минским горисполкомом и согласованным с Департаментом по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации, не реже одного раза в 5 лет. Ежегодно около 200 организаций проходят обязательный энергоаудит. Список организаций, в которых запланирован энергоаудит размещается на сайте Департамента по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь.
По предложению республиканского органа государственного управления, иной государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь, облисполкома, Минского горисполкома или Департамента по энергоэффективности один раз в 3 года может проводиться энергетическое обследование организаций с годовым потреблением топливно-энергетических ресорсов от 15 тыс. т у.т. и более по отдельным направлениям потребления энергоресурсов (экспресс-энергоаудит)
Энергоаудит. Право на оказание услуг
Энергоаудит проводится организацией, сертифицированной в установленном Национальной системой подтверждения соответствия Республики Беларусь порядке . Проводить энергоаудит могут организации из любой страны. Всего в Беларуси порядка 30 сертифицированных энергоаудиторских организаций. Исходя из объемов и требований к энергоаудиторам, энергоаудиторских компаний в Белоруссии не достаточно, поэтому постоянно действует приглашение компаний на рынок из вне.
Организация, претендующая на проведение энергоаудита, должна иметь в своем штате не менее 3 экспертов-энергоаудиторов, имеющих сертификаты компетентности, выданные в порядке, установленном Национальной системой подтверждения соответствия Республики Беларусь . Действие сертификатов ограничено привязкой к отраслям и к объему потребления ТЭР.
Стоимость и сроки проведения энергоаудита определяются исходя из трудоемкости проведения работ, устанавливаемой Государственным комитетом по стандартизации совместно с Национальной академией наук Беларуси. Практически ценник достаточно жестко определен и поэтому цен «с потолка» практически нет.
Финансирование работ по энергоаудиту осуществляется за счет средств обследуемых организаций, а также иных источников, предусмотренных законодательством
Взаимоотношения между организацией, проводящей энергоаудит, и организацией, в которой он проводится, регулируются договором, заключенным в установленном порядке
Организация-энергоаудитор должна иметь:
- юридический статус, подтверждаемый наличием соответствующих документов (учредительных документов, свидетельства о государственной регистрации и т. п.);
- квалифицированный персонал, имеющий необходимое образование, подготовку, технические знания и опыт для выполнения работ по энергоаудиту, включая штат экспертов-аудиторов;
- соответствующую материально-техническую базу (оборудование, техническую оснастку, средства измерений и испытательное оборудование, вычислительную и множительную технику и т. д.), обеспечивающую проведение энергоаудита;
- документированные процедуры, обеспечивающие функционирование организации-энергоаудитора.
Все требования достаточно подробно изложены в республиканских стандартах и на них следует ориентироваться при сертификации.
Каждый энергоаудитор обязан раз в полгода проходить повышение квалификации для подтверждения сертификата. Таким требованиям готовы отвечать далеко не все компании. Из России в Болоруссии работает только одна компания из Башкирии.
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭНЕРГОАУДИТА
Мероприятия по энергосбережению, разработанные в результате проведения энергетического обследования и планируемые к реализации в организациях согласовываются этими организациями соответственно с управлениями по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов и Департаментом по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации, а также включаются в установленном порядке в отраслевые, региональные и республиканскую программы энергосбережения.
Фактически достигнутая экономия от реализации указанных мероприятий учитывается при разработке годовых норм расхода топливно-энергетических ресурсов организацией, в которой проводилось энергетическое обследование.
Основные направления по энергосбережению рекомендуемые по результатам энергоаудитов в Беларуси
- Внедрение новых энергоэффективных технологических процессов производства продукции во всех отраслях экономики
- Внедрение когенерационных установок для совместной выработки тепловой и электрической энергии
- Преобразование котельных в мини-ТЭЦ, в т.ч. на МВТ
- Утилизация тепловых вторичных энергоресурсов
- Повышение эффективности работы тепловых сетей, оптимизация схем теплоснабжения. Передача тепловых нагрузок от ведомственных котельных на ТЭЦ, децентрализация теплоснабжения с ликвидацией длинных теплотрасс
- Внедрение регулируемых электроприводов на механизмах, работающих с переменной нагрузкой
- Внедрение энергосберегающих осветительных приборов, систем автоматического регулирования освещения
- Автоматизация технологических процессов и внедрение автоматизированных систем управления потребления ТЭР
Особенности:
В Белоруссии сложилась практика, когда результаты энергоаудита согласовываются не с предприятием, а с Департаментом по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации. Сам же Департамент ориентируется на заявленные государством приоритеты, не исключая местных особенностей. При этом Департамент постоянно проводит мониторинг эффективности проводимых мероприятий. Система Госстатистики позволяет это делать, поскольку статотчетность достаточно подробно учитывает расход энергоресурсов в привязке к объектам энергопотребления.
Для стимулирования развития малой энергетики мини-станциям облегчена процедура подачи выработанной энергии в централизованные сети. Так же разрешены прямые поставки энергии между потребителями с небольшими платежами порядка 0,4 гривны за 1 квт-час. Такого рода прямые продажи ограничиваются пределами одной области.
Энергия от установок когенерации покупается государством с коэффициентом 1,5-3 в течение 5 лет.
Работа миникотельных с запиткой от газа ограничена отопительным сезоном. В летнее время подогрев воды должен обеспечиваться местными видами топлива.
Строительство котельных запрещено в зоне деятельности систем централизованного теплоснабжения. Если в зоне деятельности ТЭЦ имеется такая котельная, то ее эксплуатация или запрещена, или котельная передается на баланс ТЭЦ. Благодаря такой схеме реально снижается удельный расход топлива в системе теплоснабжения.
Практически на всех предприятиях установлены автоматизированные системы управления потреблением ТЭР. Благодаря этому отслеживается почасовое потребление ТЭР.
Контроль за результатами энергоаудита
Включает:
- Контроль за соблюдением сроков выполнения работ по проведению энергоаудитов организаций осуществляется – соответствующими республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, облисполкомами, Минским горисполкомом
- Контроль за реализацией мероприятий, предложенных по результатам энергоаудита организации осуществляется – соответствующими республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, облисполкомами, Минским горисполкомом и Департаментом по энергоэффективности
Если предприятие не имеет программы энергосбережения, то нормы расхода ТЭР предприятию не утверждаются, что грозит остановкой производства.
Оценка результативности мероприятий по энергосбережению
Оценивается с учетом заключений энергоаудиторов. В целом, поставлена задача снизить энергопотребление в промышленности к 2015 году на 15-20%, что соответствует примерно 3% снижению потребелния в год. Необходимо отметить, что снижение энергопотребления с каждым годом дается все труднее. Практически все меры, которые лежали на поверхности» уже реализованы и приходится забираться в технологии.
В сфере ЖКХ с 2012 г. в республике запрещен выпуск оборудования с энергопотреблением свыше 160 кг ут / Гкал. Этот показатель практически уже достигнут и планирование ведется уже на более экономичное потребление.
В целом, для экономики затратность мероприятий по повышению энергоэффективности растет, а сроки окупаемости увеличиваются. В настоящее время средняя окупаемость мероприятий примерно 5,3 года, что свидетельствует о необходимости ориентирования энергосбережения в сферу совершенствования технологий, что для Белоруссии достаточно проблемно. Поэтому для взаимодействия приглашаются российские, украинские и другигие зарубежные компании, которые имеют соответствующие технические решения.
Презентация к докладу с иллюстрациями в приложении к данной статье