Главная / Аналитика / Опыт энергосбережения / Энергосбережение в странах СНГ

Энергетический перфоманс-контрактинг и развитие ЭСКО в Украине. Июнь 2012.

Еще по теме: Энергосервис в странах СНГ

Рост цен на энергоносители является мощным стимулом для становления энергосервисных услуг в Украине. За последние годы проблемы энергоэффективности обострились и приобрели характер общегосударственных. Потенциал для деятельности по повышению энергоэффективности в городах Украины огромный. Только для Киева объем финансирования необходимых для города проектов около 2 миллиардов евро. Но и рисков много и есть примеры того, что эти риски наступают. Разрешению этих проблем в Украине помогают международные организации. Предлагаем Вашему вниманию изложение доклада Андрея Ивановича Мицкана, зам. Директора проекта USAID «Реформа городского теплообеспечения в Украине», по проблемам становления рынка энергосервисных услуг в Украине.

Энергетический перфоманс-контрактинг и развитие ЭСКО в Украине. Июнь 2012.

Проект Агентства по международному развитию USAID направлен прежде всего на совершенствование систем теплоснабжения городов Украины.

Деятельность Проекта "Реформирование городского теплоснабжения"

Цели проекта:

Помощь правительству у Украины и органам местного самоуправления в создании финансово жизнеспособного сектора теплообеспечения, который предоставляет качественные и доступные услуги теплообеспечения населению, промышленности и бюджетным организациям.

Внедрение проекта:

Рабты проводит компания Интернешнл Рисорсис Груп совместно с украинскими и международными партнерами

Бюджет проекта: $18.5 млн

Временные рамки: март 2009 – март 2013

Сферы применения проекта: национальный уровень и местный уровень

Города-партнеры

В ходе проекта 25 городов Украины получили существенную помощь в организации качественного теплоснабжения. Это города разные - от небольших до крупных мегаполисов: Винница, Вознесенск, Днепропетровск, Джанкой, Долина, Евпатория, Ивано-Франковск, Каменец-Подольский, Ковель, Комсомольск, Коростень, Краматорск, Красноперекопск, Кременчуг, Купянск, Курахово, Киев, Миргород, Могилев-Подольский, Никополь, Новоград-Волынский, Луцк, Львов, Павлоград, Полтава, Ровно, Рубежное, Севастополь, Симферополь, Славутич, Херсон, Хмельницкий, Червоноград, Чернигов, Черновцы,Чугуев.

В ходе проекта в городах было проведено примерно 400 энергоаудитов на типовых зданиях и системах теплоснабжения. В ряде городов были приняты городские энергетические планы. Именно городской энергетический план ставит задачу на организацию энергосбережения в городах Украины. В соответствии с этим планом городские власти должны найти необходимые ресурся для организации энергосбережения.

Типы проектов для финансирования

В ходе работ по энергетическому планированию не только составлялись и анализировались энергетические балансы и перспективы развития городов, но и предлагались инвестиционные программы краткосрочной, среднесрочной, долгосрочной перспективы. Главный упор программ на организацию энергосбережения у потребителя.

Приложения программ:

  • Производство тепла
  • Транспортирование тепла
  • Системы учета и регулирования
  • Тепловые подстанции
  • Распределительные сети

Потребители результатов проекта: жилой фонд, бюджетные организации, промышленность.

Рентабельность программ и их привлекательность естественно разная. В ходе проведенных работ наиболее привлекательными оказались проекты по установке систем учета и регулирования (в т.ч. установка индивидуальных тепловых пунктов). Именно эта сфера оказалась наиболее интересна для применения энергосервисных контрактов.

Проблемы получения финансирования в Украине

К сожалению, в Украине существуют проблемы с организации финансирования разработанных программ.

  • Недостаточное государственное финансирование для улучшения коммунальной инфраструктуры. Как правило, Правительство Украины в начале года заявляет о миллиардных инвестициях в проекты повышения энергоэффективности, в конце года объем бюджетных инвестиций составляет 10-20 миллионов гривен;
  • Коммерческие банки крайне неохотно идут на финансирование проектов, поскольку не понимают риски коммунальных предприятий и не видят способы возврата вложенных средств. Это получается прежде всего из за тарифной политики. Сегодня уровень тарифов не может обеспечить возврат вложенных средств.
  • высокие кредитные ставки
  • Проблемы с гарантиями и возвращением инвестиций
  • Проблемы городских займов для коммунальных проектов
  • Осторожность частных и портфельних инвесторов
  • Последствия финансового кризиса и ограниченность имеющегося иностранного капитала
  • Проблемы гарантий постоянных доходов для обслуживания займов

Схемы финансирования проектов повышения энергоэффективности

Во всем мире существует как правило, 4 подхода к организации финансирования энергоэффективных проектов в городах.

Кредитное финансирование и схемы частичных гарантий.

Внедряется коммерческими банковскими учреждениями, специализированными

агентствами или фондами револьверного финансирования. Это прежде всего относится к международным финансовым организациям. Например Европейский банк реконструкции и развития, Мировой Банк,

Использование энергосервисных компаний.

ЭСКО – это компании, использующие контракты гарантирования результатов

энергосбережений для осуществления инвестиций на объектах коммунальной собственности.

Использование схем Demand-Side-Management.

В программах DSM, компании теплоснабжения берут на себя обязательства и организовывают внедрение энергоэффективных проектов у потребителей, обеспечивая финансирование, технические решения, а также контрактные отношения с потребителями.

Другие виды финансирования

В форме государственно-частного партнерства, грантов либо Альянсов глобального развития (GDA), финансирование в формате Киотского Протокола.

О терминах и определениях

В своей деятельности сотрудники Проекта прежде всего ориентируются на следующие определения

ЭСКО – это специализированные проектные компании, обеспечивающие привлечение финансирования, инжиниринг, управление финансовыми и техническими рисками, связанными с внедрением проектов по энергосбережению; в отдельных моделяхдоговорных отношений предоставляют гарантии окупаемости и определенного уровня энергосбережения.

• Понятие и механизм деятельности и использования ЭСКО и ЭПК на уровне стран Евросоюза определяется Директивой «Об эффективности конечного использования энергии и энергетических услуг ЕС» и другими рамочными документами.

Основная роль ЭСКО заключается в том, чтобы предоставлять потребителям услуги по энергосбережению, в частности:

  • энергетический аудит;
  • организация финансирования;
  • внедрение или надзор за внедрением предлагаемых мероприятий;
  • ввод в эксплуатацию оборудования;
  • обслуживание установленного оборудования;
  • оценка и проверка полученной экономии.

В качестве иллюстрации результативности и привлекательности такого бизнеса можно привести пример развития сектора энергосервисных услуг, который возрос в США примерно в 2 раза даже в условиях мирового финансового кризиса (2004-2008 годы). При этом финансовый кризис не сократил этот сектор, а напротив способствовал развитию ЭСКО. В эти годы ежегодный прирост сектора ЭСКО составил 22% (в предыдущие годы рост составлял 20%). Это прежде всего говорит о заинтересованности потребителей в сокращении затрат. Такая же ситуация наблюдается и в европейских странах.

Энергетический перформанс-контрактинг

ЭПК – это договор (или совокупность договоров), предусматривающий получение доходов как ЭСКО, так и заказчиком в результате снижения расходов заказчика на закупку энергоресурсов вследствие технического переоснащения (модернизации) существующего или установки нового энергосберегающего оборудования. Сумма привлеченных инвестиций возвращается за счет сбережения энергии или энергоресурсов.

Договор энергосервиса позволяет регулировать соотношение аппетитов энергосервисной компании и рисков реализации проекта. Не все компании готовы брать на себя высокие риски комплексно исполнения обязательств от первичного обследования до инжиниринга и получения запланированных финансовых результатов. Если речь идет о мимнимальных рисках, то это обычные инжиниринговые услуги бех привлечения дополнительного капитала. Эта ситуация характерна для Украины.

Характеристики ЭПК:

  • полная самоокупаемость и возместимость инвестиции за счет экономии энергии;
  • высокий уровень разработки проекта и переложение или минимизация заказчиком технических рисков на ЭСКО;
  • достижение эффекта сразу после внедрения;
  • отсутствие необходимости расширения штата заказчика;
  • профессиональное управление проектом.

Возможные модели энергетического перфоманс контракта (ЭПК)

Среди 6-7 обычно используемых моделей, хотелось бы выделить 3 основных, которые наиболее применимы в существующих условиях:

Контракт с распределением дохода (Shared Savings Contract).

Предусматривает распределение доходов от экономии, полученной в результате модернизации, реконструкции или технического переоснащения предприятия, отдельного структурного подразделения или отдельного оборудования заказчика.

Все риски, связанные с недостижением энергоэффективности принимает на себя ЭСКО. Экономия определяется на основе периодических измерений по методологии, определенной в ЭПК.

ЭПК с распределением дохода после оплаты (First Out Contract).

В данной модели 100% доходов, полученных от внедрения проекта, остается у ЭСКО до момента полной окупаемости (включая расчеты по займам/или другим видам финансирования) и получение прогнозированного уровня доходности. Предусматривает распределение дохода между ЭСКО и заказчиком после полной выплаты стоимости проекта заказчиком.

Контракт с гарантированной экономией (Guaranteed Saving). В отличие от первых двух моделей, где допускается закрепление рамочных показателей энергосбережения, в контрактах с гарантированной экономией фиксируется ее конкретный показатель, а также срок окупаемости проекта за счет сбережения и условия расчетов между заказчиком и ЭСКО. Для контрактов с гарантированной экономией характерным является определенное распределение обязанностей и рисков между заказчиком и ЭСКО.

Проекты повышения энергоэффективности. Основные этапы реализации

Схематически их можно представить в виде последовательности действий. Первый шаг – проведение легкого энергоаудита, который позволяет определить предмет соглашения и его основные риски. После этого ЭСКО совместно с потребителем составляют энергосервисный договор, в соответствии с которым ЭСКО включается в финансовые схемы расходов потребителя и начинает свою деятельность по оптимизации своих затрат на реализацию проекта через проведение соответствующих тендеров субподряда. Только после этого возможно проведение соответствующих инжиниринговых работ, передача объектов в эксплуатацию и возврат вложенных средств.

При этом хотелось бы обратить внимание на некоторое отличие финансовой схемы управления средствами при деятельности ЭСКО в Украине. По классической схеме ЭСКО берет заемные средства в банке и по мере реализации проекта возвращает эти средства с процентами по кредиту. В Украине более прижилась схема, когда заемщиком средств у банка является заказчик энергосервиса. ЭСКО в основном сосредоточена на реализации инжиниринговых услуг.


Энергетический перфоманс- контрактинг. Преграды для внедрения в Украине

В Украине действуют несколько энергосервисных компаний. Наибольшие успехи в деятельности у компании УкрЭСКО. Это государственная энергосервисная компания, которая была создана для управления средствами ЕБРР. Кредиты компания получает под госгарантии. Основное приложение деятельности компании – промышленность. Эта компания не идет в коммунальный сектор, поскольку в коммуналке слишком много рисков. Кроме того, мандат ЕБРР прежде всего распространялся на деятельность в промышленности. Сегодня компанией реализовано примерно 25 успешных проектов и компания продолжает работать.

В коммунальном секторе Украины имеются единичные примеры реализации энергетических перфоманс-контрактов. В качестве примера можно привести деятельность компании ЭСКО-Центр, которая реализовала проект в г. Нежине. Назвать успешным проект нельзя. Это хороший опыт, который показывает каким образом нужно анализировать риски реализации проекта и отражать эти риски в договорах. Это необходимое условие для успешного ведения бизнеса. Именно по этим причинам рынок ЭСКО не развивается в коммунальном секторе Украины. Причины и барьеры:

  • Отсутствие четкого определения ЭСКО и ЭПК в законодательстве Украины. В Украине, в отличие от России, нет вообще определений энергетического перфоманс контракта в законодательстве. Эти понятия заменяются определениями сервиса, лизинга, кредитования. В этом отношении Россия гораздо более привлекательна для ЭСКО;
  • Несоответствие законодательства и процедур государственных закупок для внедрения ЭПК. Конкурс с определением наименьшей цены не применим для перфоманс - контрактинга. В этом отношении необходимо предпринимать шаги для определения предварительной квалификации. Иначе отсечь откровенный демпинг и профанацию невозможно. ;
  • Несоответствие бюджетного кодекса для внедрения ЭПК: годовой горизонт бюджетного планирования и невозможность перераспределения бюджетных расходов (энергетические расходы и капитальные инвестиции). В настоящее время идут эксперименты по трехгодичному планированию бюджетных расходов в Украине, но пока результатов в законодательстве нет. ;
  • Слабая защищенность частных инвесторов и обеспечение относительно неплатежей бюджетного сектора.

Реформирование городского теплоснабжения. Помощь с внедрением перфоманс-контрактинга.

Деятельность по проекты со стороны USAID началась около года тому назад. Задача – развитие сектора ЭСКО в коммунальной сфере Украины. За это время сотрудниками проекта были выполнены работы по следующим направлениям:

  • Определение препятствий в законодательстве и изменений к нему
  • Разработка и подготовка типового договора ЭПК для коммунального сектора;
  • Развитие потенциала местных компаний относительно ЭСКО бизнеса. Предварительно отобрано 5 компаний для деятельности в коммунальной сфере. Среди них 3 частных. Для обеспечения деятельности компаний сотрудниками проекта проводятся семинары, на которых проводится обучение персонала подготовке проектов, бизнес-планов, процедур по закупкам, мониторинга и верификации. Особенно важны процедуры мониторинга и верификации, поскольку без их отражения в договоре невозможна успешная реализация проектов;
  • Привлечение финансовых ресурсов и внедрение нескольких ЭПК в коммунальном Секторе. В этом плане проводятся переговоры с немецкими партнерами о привлечении инвестиций для муниципальной ЭСКО в г. Киеве на 5 миллионов евро. Так же идет работа на привлечение грантов из фондов развития стран восточной Европы. В планах Проекта организация 2 перфоманс-контрактов на этой основе и в существующем законодательном поле.

В связи с проводимыми работами по реализации проекта USAID в Украине, представители Проекта готовы предоставлять типовые и рекомендуемые формы документов, в т.ч. контрактов. Но для проекта важна обратная связь и мониторинг результативности предлагаемых решений. В настоящее время такая работа идет в г. Днепропетровск и Киев.

Потенциал для деятельности ЭСКО в Украине огромный. Только для Киева объем финансирования необходимых для города проектов около 2 миллиардов евро. Но и рисков много и есть примеры того, что эти риски наступают. Для снижения уровня рисков нужно совершенствовать законодательство. Для Украины это очень актуально, поскольку города не справляются с ростом цен на энергоресурсы.

Для справки:

Проект USAID «Реформа городского теплообеспечения в Украине» (Проект USAID), который выполняет компания International Resources Group (IRG), был основан в феврале 2009 года Агентством США по международному развитию (USAID) сроком на четыре года.
Проект USAID сотрудничает с Правительством Украины и местными органами власти по внедрению позитивных системных изменений в секторе теплоснабжения на трех соответствующих уровнях: национальном, региональном и потребительском. Это способствует созданию финансово жизнеспособной и стабильной области центрального теплоснабжения, которая обеспечит предоставление качественных услуг населению, государственным учреждениям и местной промышленности.


В частности, в тесном сотрудничестве с правительством Украины и органами местного самоуправления, Проект USAID имеет целью укрепить правовую, регуляторную и институциональную базу, что приведет к улучшению услуг теплообеспечения, регулирования тарифов и обеспечения их соответствия законодательству Европейского Союза в этой сфере.
Для укрепления потенциала органов местного самоуправления по планированию, управлению и финансированию развития систем теплоснабжения Проект USAID выбрал 38 городов для внедрения пилотных проектов. Эти проекты предусматривают анализ состояния систем теплоснабжения в городах, разработку энергетических планов, разработку нормативно-правовой базы и технических спецификаций приборов учета, внедрение энергоэффективных технологий, а также проведение мониторинга результатов этих проектов. Кроме того, Проект USAID «Реформа городского теплообеспечения в Украине» способствует созданию объединений совладельцев многоквартирных домов, ассоциаций совладельцев, а также жилищных кооперативов и оказывает помощь в улучшении управления и повышении финансовой ответственности среди домовладельцев.


В работе с городами-партнерами, Проект USAID «Реформа городского теплообеспечения в Украине» способствует поиску финансирования и привлечению частного сектора для внедрения публично-частного партнерства и внедрению энергоэффективных проектов в коммунальной отрасли.


Вместе, Проект USAID «Реформа городского теплообеспечения в Украине» начал многокомпонентную национальную информационную кампанию, в ходе которой проводится просветительская деятельность среди граждан относительно эффективного энергопотребления. Она разъясняет пути улучшения качества коммунальных услуг, уменьшение затрат на оплату отопления, эффективного потребления тепла в собственном доме, а также и улучшение состояния территорий общего пользования. Особый акцент кампании сделан на просвещение молодежи и реализацию программ по малозатратных методов энергосбережения. Информационные мероприятия Проект USAID имеют целью разъяснить общественности и исполнительным органам местной власти преимущества предлагаемых законодательных изменений, тарифной реформы и меры, принимаемые для обеспечения социальных гарантий.
Города-партнеры Проекта USAID «Реформа городского теплообеспечения в Украине»: Алчевск, Винница, Вознесенск, Джанкой (АРК), Днепропетровск, Долина, Евпатория, Ивано-Франковск, Каменец-Подольский, Киев, Ковель, Комсомольск, Коростень, Краматорск, Красноперекопск, Кременчуг, Купянск, Курахово, Луцк, Львов, Могилев-Подольский, Миргород, Никополь, Новоград-Волынский, Павлоград, Полтава, Ромны, Ровно, Рубежное, Севастополь, Симферополь, Славутич, Херсон, Хмельницкий, Червоноград, Черновцы, Чернигов, Чугуев.


Главным партнером Проекта USAID «Реформа городского теплообеспечения в Украине» является Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Внедрение отдельных компонентов проекта также потребует активного участия Министерства социальной политики, а также Национальной комиссии регулирования электроэнергетики, Государственного агентства по энергоэффективности и энергосбережению Украины и Ассоциации городов Украины.


Международные организации, которые сотрудничают с Проектом USAID: World Bank, International Finance Corporation (IFC), European Bank for Reconstruction and Development (EBRD), Nordic Environment Finance Corporation (NEFCO), GIZ, EU Delegation, EU INOGATE.

SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →