Главная / Аналитика / Опыт энергосбережения / Энергосбережение в странах СНГ

Муниципальная энергосервисная компания. Планы г. Киева

Еще по теме: Энергосервис в странах СНГ

Формирование отношений при повышении энергоэффективности в бюджетной сфере весьма проблемная задача. Это и деятельность по привязке специфики финансирования к действующему бюджетному законодательству и поиск путей создания условий для заинтересованности инвесторов в размещении средств в проекты повышения энергоэффективности. Предлагаем Вашему вниманию изложение доклада Печерского Владимира Анатольевича, директора КП « Группа внедрения проекта по энергосбережению в административных и общественных зданиях г.Киева», посвященного проблемам повышения энергоэффективности и внедрения энергосевисных отношений в г. Киеве.

Муниципальная энергосервисная компания. Планы г. Киева

Так получилось, что в г. Киеве начало деятельности по организации энергосбережения в 2009 г. явилось началом деятельности по созданию муниципальной ЭСКО г. Киева. Тогда удалось убедить администрацию г. Киева в том, что энергосбережением заниматься нужно и проект энергосбережения в административных и бюджетных зданиях стал самым большим в бюджетной сфере.

Международный проект "Энергосбережение в административных и общественных зданиях города Киева" был реализован Киевской городской государственной администрацией (КГГА) при технической поддержке Департамента Энергетики США и финансовой поддержке Международного банка реконструкции и развития (МБРР), а также институциональной поддержки шведских специалистов. Проект был разработан с целью поддержки Государственной комплексной программы энергосбережения путем повышения уровня эффективности потребления тепловой энергии в секторе административных и общественных зданий в столице Украины. Общая стоимость проекта составила около 27 млн. долларов США. В Проекте задействованы около 1500 зданий.

В начале проекта были реализованы самые простейшие меры энергосбережения:

  • Учет потребления энергоресурсов. Прежде всего установка приборов коммерческого учета тепловой энергии;
  • Установка индивидуальных модульных тепловых пунктов – МИТП в качестве регуляторов подачи ;
  • Установка радиаторных рефлекторов, забатарейных экранов;
  • Уплотнение окон и дверей;
  • Установка современных тепло-и шумоизоляционных металлопластиковых окон;

Основные мероприятия, предусмотренные в ходе реализации проекта прежде всего в сфере экономии тепловой энергии

Экономия тепловой энергии

Административные и общественные здания Киева, задействованные в Проекте общей площадью более 5 млн. кв. м. (около 94% общего количества муниципальных учреждений г. Киева), ежегодно к внедрению проекта потребляли более 1160000 Гкал. С начала 2006 года средний объем потребления тепловой энергии составляет около 0,87 млн. Гкал., А средняя годовая экономия тепловой энергии учреждениями, задействованными в Проекте у 0,35 млн. Гкал / год, что составляет 29% в соотношении к базовому уровню. Реализация Проекта обеспечила получение бюджетными учреждениями общей экономии тепловой энергии на сумму более 750 млн. грн. (в течение 2006-2011 гг) и полное погашение займа Всемирного банка. Сегодня это очень существенные деньги. В то же время, необходимо отметить, что 10 лет тому назад экономия от проводимых работ была не велика. Период окупаемости инвестиций в то время был около 14 лет. Сегодня инвестиции в 28 миллионов долларов США окупаются в течение 1 отопительного периода.

Основная экономия в сфере теплоснабжения бюджетных зданий была достигнута в 2001-2005 годах. В настоящее время общее теплопотребление зданий бюджетной сферы составляет около 850 тысяч гигакалорий (уровень 2001 г. 1200000 гигакалорий). При этом необходимо отметить, что эти результаты были достигнуты в результате административных мер и существующее положение не отражает реальных возможностей по экономии тепла, которые можно было бы реализовать в результате применения энергосервиса.

Проблемы реализации и сопровождению проекта

  1. К сожалению необходимо отметить самую проблемную точку, которая мешает организации энергосбережения. В сложившейся практике управления действует принцип «Все запрещено, что напрямую не предписано должностными инструкциями». В этой ситуации ни один управленец не возьмет на себя смелость действовать по принципу «Все разрешено, кроме того, что запрещено». Именно поэтому ни один управленец не станет заниматься не профильным для себя делом энергосбережения, поскольку в подавляющем большинстве случаев это не входит в его служебные обязанности.
  2. Отсутствие четкого законодательного регулирования отношений международного сотрудничества в сфере реализации проектов по модернизации и реконструкции объектов жилищно-коммунального и промышленного комплекса. Фактически реализация проекта стала наглядным примером государственно-частного партнерства. Законодательная база, которая бы определяла порядок взаимодействия участников (сторон) проекта в то время (2000-2005гг.) Отсутствовала, что затрудняло прохождение различных этапов проекта.
  3. Низкий уровень квалификации персонала по обслуживанию оборудования установленного в рамках проекта. Реализация проекта предусматривала внедрение современного энергоэффективного оборудования, в частности модульных индивидуальных тепловых пунктов оснащенных системой автоматики (контролером, циркуляционными насосами, регуляторами и датчиками температуры), что требовало надлежащего уровня подготовки обслуживающего персонала. Сегодня уровень развития техники и персонала чрезвычайно близок. Поэтому нельзя доверять сложную и интеллектуально насыщенную технику не подготовленному персоналу. Недостаточный уровень знаний работников технической поддержки работоспособности модульных индивидуальных тепловых пунктов в некоторых случаях приводило к выходу из строя их комплектующих, проведение некачественного ремонта, ненадлежащего настройки автоматики и как следствие - ухудшение показателей экономии на объекте. Если приводить конкретные примеры, то необходимо отметить тот факт, что из 1400 зданий, оборудованных ИТП в 60% техника вышла из строя из-за не квалифицированного обслуживания, остальные дали эффект теплосбережения примерно 50%. То есть, общее снижение 30% было в основном получено за счет зданий, где обслуживающий технику персонал был достаточно подготовлен. Если говорить об общей результативности комплексных мероприятий теплосбережения на объектах, то в отопительный сезон наблюдалось 3-х кратное снижение энергопотребления.
  4. Отсутствие мотивационного фактора у сторон ответственных за дальнейшую эксплуатацию оборудования установленного в рамках проекта. Заинтересованность ответственных лиц (в форме материального стимулирования) в бесперебойной работе оборудования и снижение объемов потребления, возможность использования сэкономленных средств на внутренние нужды учреждений и ответственность за допущение перерасхода являются ключевыми факторами, которые влияют на результат экономии. В тех 60% зданий, где оборудование вышло из строя, оно стоит никому не нужное. Поэтому необходимо отметить тот факт, что отсутствие системы мотивации к энергосбережению является основным препятствием для удачной реализации проектов. Это касается и заказчиков установки оборудования и компаний, которые обслуживают это оборудование. К сожалению проект не предусматривал функцию мотивации из-за наличия жесткой модели бюджетирования без возможности использования средств, полученных от экономии энергоресурсов сверх установленной величины. Для решения этой проблемы необходима система взаимоувязанных договоров для всех исполнителей проектов и работ, а так же реализация пилотных проектов по отработке таких моделей. Естественно, что на пробных проектах будет получаться плохо. Но это обратная связь, без которой выстроить пригодную для тиражирования модель не возможно. Бояться ошибок нельзя. Нужно бояться стоять на месте. Ожидание точно не даст никаких результатов.

Прогноз фактического теплопотребления зданий задействованных в проекте "Энергосбережение в административных и общественных зданиях г. Киева".

С энергопотреблением возможны различные варианты развития. В г. Киеве базовый уровень энергопотребления в бюджетной сфере был. 1,2 миллиона Гкал. в год.

Если постоянно проводить работы по модернизации, то за счет первых результатов можно несколько снизить уровень энергопотребления и на несколько лет застабилизировать ситуацию. При этом возникает иллюзия того, что далее заниматься не нужно и ситуация будет поддерживать себя сама. Иллюзия порождает риск того, что от постоянного сопровождения и деятельности специалистов можно отказаться. Такие ситуации уже были в разных странах. Так наладив однажды систему энергоменеджмента, отказывались от услуг команд, которые эту систему внедряли. Результат в итоге был таков: уровень энергопотребления через несколько лет вернулся на тот же уровень. В Киеве вполне возможен тот же результат. Если бросить все, энергопотребление вернется на тот же уровень, это 200-250 миллионов гривен дополнительных бюджетных расходов.

Другой путь постоянной деятельности по удержанию ситуации в состоянии постоянного давления с целью обеспечения энергоэффективности. Результатом будет дальнейшее снижение энергопотребления еще примерно на 25-30%, или на 60% от базового уровня. Это достаточно дорогой путь и без привлечения инвестиций организовать такую деятельность не возможно.

Прогноз расходов на теплопотребление показывает примерно 900 миллионов гривен на 2012 год ( потребление в 2008 г. – 274 млн. гривен., в 2009 – 384, в 2010 – 651, в 2011 – 700 ). Рост затрат более чем существенный.

Становление системы энергоменеджмента в бюджетной сфере г. Киева.

Считаю, что систему энергоменеджмента создавать крайне необходимо вопреки всем сложившимся славянским привычкам считать, что все может устроиться и разрешиться само собой. В общем необходимо заметить, что схемы энергоменеджмента не импортируются. Общие принципы общеизвестны, но конкретные привязки к сложившейся системе управления энергопотреблением всегда уникальны. Поэтому в Киеве придется сделать нечто свое.

В настоящее время мы находимся на первой стадии создания системы энергоменеджмента в Киеве.

Оперативный мониторинг энергопотребления.
На этом этапе создан программный комплекс на основе веб-интерфейса для сбора данных по энергопотреблению. К системе подключено около 400 общеобразовательных учреждений. За 2012 планируется подключение всех бюджетных учреждений.

Анализ полученных данных
Этот этап нам предстоит. В ходе проведения работ необходимо будет усовершенствовать блок анализа, что позволит автоматически выявлять перерасхода и аварии, обеспечить проведение энергетической сертификации бюджетных учреждений.

Создание мотивационной модели
На этом этапе мы планируем установление обоснованных лимитов для каждого объекта и обеспечение реинвестирования в энергоэффективную модернизацию.

Создание системы

Сама система энергоменеджмента, как говорилось, общеизвестна. В Киеве мы хотели бы дооснастить эту систему механизмом реализации энергосервисных услуг. При этом ЭСКО будет реализовать 3 направления:

  • Анализ того, что будет получено при энергоаудите и энергопаспортизации;
  • Разработка специализированной проектно-сметной документации;
  • Управление проектами. Это направление весьма специфично, поскольку управление муниципальными проектами имеет свои особенности, которые не позволяют сразу включать в работу обычного специалиста по энергоменеджменту. Необходимы дополнительная подготовка и опыт.

Задачи для муниципальной ЭСКО г. Киева

Обеспечение в отдельном бюджете задач, которые требуют привлечения инвестиций. Это естественная потребность, поскольку инвестору должно быть понятно кому он дает средства и как использование этих средств будет контролироваться.

Поэтому общий набор задач для ЭСКО следующий:

  • Создание городской организационно-исполнительной структуры;
  • Мониторинг ситуации и энергопотребления;
  • Энергоаудит и паспортизация объектов;
  • Анализ мероприятий;
  • Разработка ТЭО;
  • Разработка проектно-сметной документации;
  • Управление проектом;
  • Постоянный контроль, осуществление корректирующих действий;
  • Внедрение пилотного проекта.

Проведенные работы при формировании муниципальной ЭСКО

В ходе подготовительных работ по созданию ЭСКО мы провели анализ того, чем мы управляем в бюджетной сфере. В Киеве 1400 бюджетных зданий. Из них около 900 образовательных учреждений, детских садов.

Половина учреждений социальной сферы города Киева строилось по типовым проектам, были сделаны энергетические аудиты наиболее типичных зданий, что позволило установить усредненное удельное потребления тепловой энергии для каждого типа здания. Типологизация упрощает дальнейшую работу в области разработки энергетических планов, сбора исходных данных для дальнейшего выполнения энергетических аудитов всей социальной сферы Киева. Типологизация позволит уменьшить расходы бюджетных средств на разработку проектной документации по внедрению энергосберегающих технологий (сиходя из однотипипности зданий) и сократить время на реализацию энергоэффективных мероприятий.

При этом необходимо отметить, что половина зданий уникальна для Киева, но имеет аналоги в Украине. Поэтому будет необходима привязка проектов к аналогам, имеющимся в стране и соответствующая увязка мероприятий. При этом мы считаем, что намного планирование мероприятий и их результативность отличаться не будут.

Исходя из проведенного анализа, были сделаны энергоаудиты типовых зданий. На основании этих энергоаудитов были сделаны соответствующие заключения, необходимые для планирования мероприятий.

Таким же образом проводится работа по жилым зданиям. Уровень типизации объектов достаточно высок. Получаемые оценки имеют достаточно высокий уровень сходимости.

Энергоаудит и энергетическая паспортизация зданий.

Состояние зданий в Киеве естественно отличается. Но для того, что бы провести энергоаудит для всех зданий, требуются значительные затраты. Кроме того, сразу воспользоваться результатами энергоаудита для термосанации всех зданий практически не возможно. Поэтому в ходе работ по энергетическому планированию в г. Киеве было отобрано 600 зданий, для которых будут планироваться мероприятия по термосанации. Именно для этих зданий будет проведена работа по выдаче простейшего энергосертификата с фиксацией уровней энергопотребления.

Проведение энергоаудита и выдача энергосертификата
• обследование состояния использования энергетических ресурсов в учреждении;
• разработка организационно-технических мероприятий, направленных на снижение энергетических затрат;
• определение потенциала энергосбережения;
• экономическое обоснование организационно-технических мероприятий.

При этом хотелось бы отметить, что энергетический паспорт или сертификат должен иметь форму, понятную для потребителя. В этом плане мы хотели бы воспользоваться немецкой формой энергетического сертификата, в которой в сжатой и доступной форме приведены все необходимые для понимания уровня энергоэффективности здания параметры.

Действущее в настоящее время коммунальное предприятие «Группа внедрения проекта по энергосбережению в административных и общественных зданиях г. Киева» имеет свидетельство на право проведения энергетических обследований и выполняет:

  • Обследование состояния использования энергетических ресурсов на объекте;
  • Тепловизионные обследования ограждающих конструкций и систем энергопотребления;
  • Разработка организационно-технических мероприятий, направленных на снижение энергетических затрат;
  • ряд других работ, связанных с поиском путей снижения потребления энергетических ресурсов.

Специалисты по энергетическому аудиту КП "ГВС" оперируют рядом приборов для определения эффективности использования энергетических ресурсов, оценки параметров микроклимата и настройки систем тепло-, электро-и водоснабжения административных, общественных и жилых зданий.

Планируемые работы по термомодернизации зданий

  • проведение энергоаудитов;
  • утепление наружных стен, крыши;
  • замену старых деревянных окон и входных дверей на новые, энергоэффективные;
  • реконструкцию внутренней системы отопления с внедрением ее автоматической балансировки, а также регулирования температуры по помещениям;
  • восстановление работы системы вентиляции на новом техническом уровне с внедрением энергосберегающих технологий;
  • использование возобновляемых источников энергии.

Работа с бюджетом

Мы рассматриваем работу с бюджетом исходя из принципов расходования заложенных в бюджете средств. Это прежде всего деятельность по защищенным статьям бюджета и средствами образующими дефицит. При планировании мероприятий средств из защищенных статей можно ждать долго. В то же время, включение финансирование в дефицитную часть бюджета весьма проблематично и вряд ли необходимо. Целесообразно финансирование в связи с достигнутой экономией в дефицитной части. Это проблема для нашей структуры и бюджетных отношений и здесь необходимо составлять соглашения таким образом, что бы ЭСКО могла уверенно получать средства в связи с проводимыми работами и в связи со снижением дефицита бюджета за счет энергоэффективности. Надеемся, что деятельность рабочих групп по реализации проектов повышения энергоэффективности поможет найти необходимые решения, которые устраивают финансистов и гарантируют снижение рисков расчетных операций.

Изложение доклада подготовил Коваль С.П. "Портал-Энерго.ru"



 

Обсуждение

 

Написать комментарий

 
SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →