Главная / Аналитика / Анализ, мнения, обзоры / Мнения экспертов

О международном взаимодействии в энергетике. Интервью с руководителями экспертной секции «Международная интеграция и саморегулирование».

Еще по теме: Энергосбережение в «дальнем» зарубежье

Международная интеграция становится все более актуальной в связи со становлением рыночных отношений в России и вступлением страны в ВТО. При Председателе Комитета Госдумы по энергетике создана экспертная секция «Международная интеграция и саморегулирование». С вопросами о планах и специфике работы сообщества экспертов сайт «Портал-Энерго.ru» обратился к руководителям экспертной секции Новикову Игорю Константиновичу, Особоуполномоченному Германо-Российского Экономического Альянса и Ану Леонтию Самсоновичу, заведующему кафедрой саморегулирования в отраслях экономики Института экономики и антикризисного управления по России.

О международном взаимодействии в энергетике. Интервью с руководителями экспертной секции «Международная интеграция и саморегулирование».

Уважаемый Игорь Константинович! Уважаемый Леонтий Самсонович! Поздравляю Вас с избранием руководителями секции «Международная интеграция в энергетике», которая будет взаимодействовать с Председателем Комитета по энергетике Госдумы Грачевым И.Д. Какие задачи Вы ставите перед формируемым под Вашим началом экспертным сообществом?

В рамках деятельности секции рабочей группы предлагается отработка вопросов международной интеграции и вопросы саморегулирования, которые становятся актуальными в связи вступлением России в ВТО и образовании ЕврАзЭС. Выработка однотипных механизмов регулирования экономики, основанных на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, является приоритетным направлением деятельности не только государственных органов, но и профессиональных сообществ.

От эффективности работы экспертов в значительной степени будет зависеть выработка приоритетных направлений интеграционной деятельности по различным направлениям сотрудничества и, в том числе в тех областях энергетики, в которых российский бизнес перешел на саморегулирование.

Одной из форм работы экспертного сообщества будет формирование рабочих комиссий и групп, в том числе по взаимодействию с бизнес - сообществом, что даст необходимую обратную связь при работе с законопроектами.

В Вашем представлении в качестве руководителя секции указана должность Особоуполномоченного Правления Германо-Российского Экономического Альянса по России. Очевидно, что жизнь Вам принесла немало других заслуженных званий и должностей. Почему в данном случае Вы выбрали эту должность и какова сфера деятельности представляемого Вами Альянса?

«Германо-Российский Экономический Альянс...е.V.» (ГРЭА) является зарегистрированным Союзом по германскому праву и объединяет на добровольной основе российские и германские фирмы, предприятия, региональные организации и физические лица, работающие в сфере двустороннего экономического сотрудничества на основе общности интересов, был основан 20 января 2003 г. на собрании немецких и российских учредителей и зарегистрирован 25 февраля 2003 г в Административном суде Берлин-Шарлоттенбург.

Основные сферы деятельности «ГРЭА» - высокие технологии и инновации, в первую очередь авиация и энергетика, региональное сотрудничество и среднее предпринимательство.
Работой «ГРЭА» руководит Правление и Управляющий. «ГРЭА» имеет также Консультационный Совет и своего Особоуполномоченного в России.

«ГРЭА» имеет Соглашения о сотрудничестве с Международным Конгрессом промышленников и предпринимателей-МКПП и Российским союзом промышленников и предпринимателей (работодателей) – РСПП и др. российскими организациями.

«ГРЭА» регулярно проводит в Германии и в России публичные мероприятия в интересах своих членов и партнеров, сопровождает крупные международные проекты с участием России и Германии,
работает в интересах своих членов и партнеров и открыт для сотрудничества в целях углубления российско-германского экономического партнерства.

Полагаю, что возможности «ГРЭА» помогут наладить плодотворные связи с нашими зарубежными коллегами в интересах представляемого мною экспертного сообщества.

Какой смысл Вы вкладываете в словосочетание «Международная интеграция» при определении направления деятельности возглавляемой Вами секции и какие проекты по организации этой интеграции Вы видите в качестве первоочередных?

Вопросы международной интеграции и вопросы саморегулирования в электроэнергетике являются предметом внимания на всех уровнях власти и не только в нашей стране. На Петербургском экономическом форуме вопросам интеграционной политики и смены парадигмы был посвящен круглый стол, на котором выступил министр энергетики РФ господин Новак. Он отметил тот факт, что некогда единая энергетическая система могла бы снова интегрироваться и для этого есть все технические возможности, но теперь есть вопросы нормативного регулирования и в частности в области тарифообразования. Вопросы, требующие решения, как на уровне межправительственных соглашений, так и на уровне согласования профессиональных сообществ и, в том числе саморегулируемых организаций, от согласованной политики с которыми будет зависеть реальные шаги в направлении интеграции.

Насколько слаженно будет работать секция экспертов, будет зависеть выработка приоритетных направлений интеграционной деятельности по различным направлениям сотрудничества и, в том числе в тех областях энергетики, в которых российский бизнес перешел на саморегулирование.

К первоочередным шагам работы секции мы относим подготовку предложений по взаимодействию с комиссиями ЕврАзЭС в части гармонизации законодательства в области электроэнергетики со странами, входящими в ЕврАзЭС и таможенный союз, а также реализацию проекта по организации в России международной площадки высокой степени значимости в сфере энергетики – Всемирного Энергетического Конгресса, который должен стать постоянно действующей платформой для международного диалога руководителей органов государственной власти и бизнеса различных стран.

В последнее время, в связи с рядом организационных неудач в реформировании некоторых отраслей экономики, действия Правительства и законодателей подвергаются резкой критике. Страна пытается перенять западный опыт рыночных отношений, по ходу дела внося свою специфику. Наши зарубежные коллеги уже не первое десятилетие оказывают поддержку нашим реформам, финансируя системообразующие проекты. В чем Вы видите «смысл для них» в том, что бы тратить деньги своего налогоплательщика на разрешение наших проблем?

Зарубежные коллеги никогда не тратят деньги просто так. Главная задача многих зарубежных стран сохранить Россию в качестве основного поставщика дешевых энергоресурсов. Задача нашей страны – быть великой энергетической державой не только и не столько как продавец нефти и газа, а страной, обладающей огромным потенциалом развития и модернизации всех сфер энергетики и высококвалифицированными кадрами. И если в самолетостроительной отрасли при отсутствии необходимого производства самолетов мы можем их закупать за границей, то в энергетике закупить десятки тысяч километров электросетей и сотни генерирующих установок, располагающихся на всей территории России, купить невозможно. Поэтому России очень важно развивать сотрудничество с различными странами по привлечению новейших технологий, созданию совместных производств, международной кооперации и др.

В своем первом обращении к экспертам Вы особое внимание уделили развитию института саморегулирования в нашей стране. Деятельность саморегулируемых профессиональных сообществ имеет давнюю историю в России, в том числе в до революционный период. В чем Вы видите смысл форсированного становления института саморегулирования в России и каковы перспективы применения ускоренного внедрения саморегулирования в энергетике?

Вы очень правильно саморегулирование отнесли к институтам. Часто можно слышать от чиновников высокого уровня и экспертов в этой области, что это инструмент, это метод и прочие научные слова, которые выхолащивают суть происходящих реформ. Учитывая, что у нас в экспертном совете находятся ведущие специалисты в этой области, хотелось бы в работе опереться на их мнение.

Действительно институт саморегулирования имеет давнюю историю, но сегодня это ничего не значит - традиции утеряны, мы живем в другом веке и тысячелетии, поэтому будем говорить современными категориями. Создание института саморегулируемых организаций является революционным шагом для нашей экономики, которую нельзя назвать динамично развивающейся.

Государственное планирование, централизованное снабжение, централизованное распределение - все ушло в историю, осталась самая малость - государственный способ регулирования под названием лицензирование. Практически любая деятельность лицензировалась государством, что имело свои последствия. Количество лицензий, выданных бизнесу, не соответствует масштабам бизнеса. Поэтому передача ряда функций по регулированию собственной деятельности профессиональным и бизнес сообществам - вот в чем суть образования саморегулируемых организаций.

Нам более близка строительная отрасль и необходимо отметить, что в отличие от многих саморегулируемых организаций (СРО), которые созданы только с коммерческой целью в энергетическом строительстве и проектирование, наши СРО допусками на рынок услуг не торгуют, что связано с глубочайшими традициями российской энергетической школы и огромной ответственностью руководителей СРО перед такой важнейшей системообразующей отраслью. Интеграционная деятельность на постсоветском пространстве является нашим приоритетом по многим параметрам и это необходимо учитывать в работе.

Свободное перемещение рабочей силы, товаров и услуг предполагает, что мы должны создать одинаковые и понимаемые условия для бизнеса, хотя бы на пространстве ЕврАзЭС и СНГ, иначе другие страны представят свои услуги, и мы будем вытеснены с рынков этих стран. Это геополитическая стратегия даже не требует обоснований. Конечно наша задача на уровне организованных профессиональных сообществ, какими являются СРО, организовать нормальное конструктивное сотрудничество.

Характерная особенность деятельности наших европейских коллег в том, что многие свои проблемы они разрешают не через принятие законодательных актов, а через принятие стандартов, которые в большинстве случаев носят рекомендательный характер. Но тем не менее исполняются. У нас Закон «О техническом регулировании» определил стандарты в качестве документов добровольного исполнения и нагрузил потребителя обязанностью самому разбираться в хитросплетенях формулировок. Как в наших условиях совместить европейскую «рыночную вольницу» и выгоды от конкуренции с обязательностью исполнения требований стандартов в интересах потребителя?

Говоря о законе «О техническом регулировании» необходимо уточнить, что действие его не распространяется на объекты энергетики и соответствующие решения приняты руководством страны. Относительно такой сферы деятельности как капитальное строительство, благодаря активной позиции национального объединения строителей и поддержке Минрегиона выстроена система обеспечения разработки и актуализации стандартов строительства.

Сам закон «О техническом регулировании» построен на совершенно других принципах, чем те которые были заложены в СНИПы времен СССР. В условиях плановой экономики вся деятельность была регламентирована, как в части технологии выполнения работ, материально - технического обеспечения, размещение заказов на заводах и прочая громоздкая система работала вопреки всему. Теперь, исходя из логики рынка нет необходимости регламентировать деятельность бизнеса и профессионалов - образовался институт саморегулируемых организаций, стандарты стали носить рекомендательный характер и определяют только параметры будущей продукции, а технология изготовления, методы расчетов - все относится к компетенции производителя услуг. И вы правильно ставите вопрос, как разобраться в этой системе, если до сих пор споры идут между специалистами в этой области. Ясно одно, что создание и актуализация национальных стандартов, разработка стандартов СРО, все эти задачи звенья одной цепи, которыми определяется ее прочность. Необходимо констатировать, что в рамках электроэнергетики эти вопросы решаются очень медленно и не результативно, в связи отсутствием координирующих органов и должного финансирования данных работ. И мы будем ставить эти вопросы перед законодателями, потому что технические регламенты, которые принимаются в виде законодательных актов, должны быть подтверждены доказательной базой, которой являются национальные стандарты и стандарты СРО.

Каким образом Вы планируете повысить эффективность диалога с нашими зарубежными партнерами в интересах совершенствования законодательства в сфере энергетики?

Для повышения эффективности диалога с зарубежными партнерами мы предполагаем установить постоянные межгосударственные связи с парламентариями разных стран, работающих в области энергетики, проводить совместные мероприятия (слушания, конференции, круглые столы и т.д.), а также сформировать международную группу экспертов по вопросам энергетики и технического регулирования.

Каким образом эксперты возглавляемой Вами секции будут взаимодействовать с коллегами из других экспертных сообществ при деятельности по совершенствованию законодательства?

Взаимодействие различных экспертных сообществ является основой разработки актуальных предложений по изменению законодательства. Проведение совместных мероприятий станет основой нашего сотрудничества. Мы соберем предложения от экспертов, обсудим их на секции и утвердим в качестве мероприятий на этот год. Такое взаимодействие уже осуществляется по факту, его нужно привести в более системный характер, вовлечь в это дело всех сторонников и продвигаться реально в направлении интеграции бизнес сообществ.

Большое Вам спасибо Вам, уважаемые коллеги, за то, что Вы уделили время для подробных ответов на поставленные вопросы.

Вопросы и запись интервью - руководитель сайта «Портал-Энерго.ru» Коваль Сергей Петрович

SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →