Энергосервис в Украине. Проблемы становления
В 1995 г. создается Государственный комитет Украины по энергосбережению, принимается Закон Украины «Об энергосбережении» и ряд первых нормативных актов по экономии энергии. К сожалению, именно в это время, с первых своих шагов, государственная политика Украины в сфере энергоэффективности реализуется с сильным фискальным и административным уклоном, без создания рыночных стимуляторов, без реформы договорного и хозяйственного права. Очень много говорилось в тот период об установке счетчиков. Но на сегодня, через 15 лет разговоров, например, в Киеве только 20% зданий оборудовано необходимым количеством счетчиков по теплу.
Привычки брать деньги из бюджета и прямо управлять каждым предприятием в стране были наследованы из недалекого прошлого, это сильно помешало старту энергосбережения на Украине. Возможно, это объясняется образованием первых руководителей украинского энергосбережения – они просто не умели управлять иначе. В основном реализация программ энергосбережения начального периода энергосбережения Украины до сегодняшних дней основывается на использовании бюджетных средств государства и муниципалитетов, на использовании оборотных средств предприятий. Эта схема финансирования выносила на поверхность быстроокупаемые малозатратные проекты. Благодаря этому за первые 5-8 лет потенциал быстроокупаемых мероприятий по энергосбережения был практически полностью реализован и в бюджетной сфере наступила стагнация.
В 2002 г. руководителем Госкомитета по энергосбережению Украины в Днепродзержинске было проведено совещание по организации энергосбережения в бюджетной сфере. В этом городе были проведены мероприятия в ряде бюджетных учреждений по установке приборов учета, тепловых пунктов, замене окон. Была получена фактическая экономия энергозатрат и снижение платежей за энергоресурсы. Но когда руководство города попыталось воспользоваться фактически полученной экономией оказалось, что ее нет, поскольку финансирование энергозатрат из бюджета на последующие периоды было уменьшено на величину достигнутой экономии. Организации, финансируемые из бюджета, накапливать экономию не имеют права. Выплаты из фактически полученной экономии считаются нецелевым использованием бюджетных средств и уголовно наказуемы. Хуже того, база финансирования организаций на следующие периоды была урезана исходя из достигнутых показателей.
Поэтому попытки внедрять проекты энергосбережения со сроками окупаемости более года в бюджетной сфере Украины постепенно прекратились и началась стагнация деятельности по энергосбережению. Практически подходы руководства пока не изменились. Так или иначе, государственные структуры и сегодня безразличны к частным ЭСКО и традиционно не поддерживают развитие частного бизнеса энергоэффективности в стране, пытаясь создать свои альтернативные инфраструктуры. Бизнес и власть в сфере энергоэффективности идут своими путями, практически не пересекаясь.
Первый раз слово ЭСКО прозвучало на Украине в Киеве в 1996 г., на лекциях Ширли Хенсен для украинских специалистов и руководителей по программе USAID. Эта программа была предназначена для передачи опыта энергосбережения в США для Украины и стала одной из самых удачных, ее эхо звучит и сегодня. Два года изучения американского опыта организации энергосбережения позволили нам совершенно по-новому взглянуть на управление этими процессами с позиции рыночной экономики. В это же время, благодаря программам технической помощи Украине со стороны ЕС, создаются множество центров энергетической эффективности при учебных заведениях.
Уже в 1997 г. на Украине было создано более 10 ЭСКО – программа USAID и харизма Ширли Хенсен послужили катализатором для рождения рынка энергосервиса на Украине. Это были небольшие региональные компании из энтузиастов нового вида бизнеса – сбережения энергии. Эти компании создаются на базе маленьких инженерных фирм. Отсутствие оборотных капиталов, устойчивого спроса на услуги по энергоэффективности и доверия со стороны потенциальных клиентов не создают даже среднего бизнеса – все эти компании с годовым оборотом не более 200 тыс. долл. США. Их основным рынком стала украинская промышленность, которая нуждалась в профессиональных консультантах по снижению энергетических затрат в переходной период.
Без проблем дело не обходится. Созданная в 1998 г. в Запорожье компания провела энергоаудит, установила приборы учета на промышленном предприятии за свой счет и предложила пакет энергосберегающих мероприятий. Условия соглашения предусматривали трехгодичное погашение затрат компании из получаемой экономии по схеме типичного перфоманс-контракта. Директор предприятия через год приказал прекратить делиться получаемой экономией. Доказать свою правоту не удалось.
Тем не менее в Украине в докризисный период начался бурный рост промышленности и строительства. Рост доходной базы муниципалитетов привел к тому, что ЭСКО в тот период росли как грибы. Общемировой финансовый кризис 2008-2010 гг. обрушил растущий рынок энергосервиса. В этот период были свернуты практически все крупные и средние проекты, деньги инвесторов ушли из страны, остановилось строительство тысяч зданий, были заморожены или ликвидированы тысячи проектов энергоэффективности. Как следствие, оказались банкротами множество компаний подобных ЭСКО, сделавших свой бизнес на проектах энергоэффективности.
По разным оценкам в 2010 году количество ЭСКО, которые устояли после кризиса на рынке, не превышало 20. В этот период произошла любопытная трансформация рынка ЭСКО – центр внимания переместился из промышленного сектора в сектор муниципальной энергетики и сектор общественных зданий. Благодаря девятикратному росту стоимости природного газа и тарифов на тепловую энергию за 7 лет спрос на услуги ЭСКО в этих секторах не только не уменьшился в период кризиса, но существенно вырос и продолжает расти. Особенно это заметно после 2010 года. Проекты, которые ранее казались убыточными и смешными, сегодня рассматриваются в Украине очень серьезно, например, проекты глубокой модернизации систем централизованного теплоснабжения. Те принципы, которые закладывались в эти системы в 60-е годы, сегодня практически неприемлемы. На этом фоне деятельность ЭСКО в Украине становится весьма привлекательной и создается огромный рынок.
Появилось очень серьезное направление – термомодернизация зданий, прежде всего бюджетных. В отличие от жилого сектора в бюджетной сфере государство не сдерживало рост тарифов и проекты сокращения теплопотребления бюджетных зданий в 4-6 раз стали реальны и экономически эффективны.
Сегодня мы находимся на стадии начала замещения углеводородного топлива местным топливом и энергией. Именно поэтому в последние 2-3 года в Украине бурными темпами растет солнечная и ветровая энергетика. В Украине уже реализованы проекты по установке энергетических мощностей солнечных станций общей мощностью 280 МВт. В планах установка в ближайшие 3 года ветровых станций общей мощностью 2000 МВт. В основе роста интереса инвесторов к этим проектам было принятие «зеленого» тарифа.
В настоящее время готовится создание крупной корпоративной энергосервисной компании в металлургической и горнорудной промышленности. Поставленная перед этой ЭСКО задача состоит в том, что бы она взяла на себя энергосервисные услуги в этом секторе экономике. Еще несколько финансово-промышленных групп в Украине пошли по этому же пути.
В бюджетной сфере особенно интересны планы создания крупной муниципальной ЭСКО г. Киева. Компания возьмет на себя энергоснабжение бюджетных потребителей и модернизацию бюджетных зданий на основе повышения энергоэффективности. Заявлен 20-ти летний срок деятельности компании для реализации поставленных задач.
Энергосервис в Украине. Прогнозы и планы на завтра
Рынок энергосервиса в 2011 г. в Украине пошел в рост, растет число новых компаний, которые выбрали для себя бизнес энергоэффективности. Началось оживление в промышленном секторе. Благодаря появлению «зеленого тарифа» на электроэнергию бурно растет рынок возобновляемой энергетики, рынок биотоплива, переработки отходов.
Самые большие ожидания сегодня связаны с рынком термомодернизации жилых и общественных зданий. В Украине не прошло незамеченным появление в Европе Директивы EPBD, в парламенте находится новый Закон Украины «Об энергетической эффективности зданий». Сильным катализатором перемен в муниципальной энергетике городов Украины должен стать новый проект USAID «Реформа муниципального теплоснабжения», который начинает эпоху муниципального энергетического планирования. В ходе этого проекта по одинаковым методикам 5 разными компаниями проведены энергоаудиты зданий и систем теплоснабжения 25 городов. В настоящее время мы имеем объективную картину состояния систем теплоснабжения и энергоэффективности зданий. Именно на основании этих данных проводится работа по муниципальному энергетическому планированию. Во главу угла ставится термомодернизация зданий. По нашему убеждению схемы теплоснабжения городов на базе газовых районных котельных должны уйти в прошлое. Вслед за снижением потребности в тепле необходимо диверсифицировать топливно-энергетические балансы с использованием местных видов топлива и энергии.
По сути, этот проект создает основу для новых, ранее не существовавших рынков ЭСКО в секторах теплоснабжения, водоснабжения, секторах жилых и общественных зданий для сотен городов Украины. Понятно, что в результате термомодернизации зданий спрос на тепло будет падать и реформы в теплоснабжении должны создать новые условия в которых деятельность тепловых компаний будет экономически выгодной.
Также развитию рынков ЭСКО в Украине должно способствовать появление международного стандарта энергоменеджмента – ISO 50001. Этот стандарт для десятков тысяч украинских предприятий и для сотен городов за 5-6 лет значительно изменит качество систем управления и именно ЭСКО станут двигателем этих перемен. В настоящее время менеджмент в энергоиспользовании часто является заложником ожесточённой политической конъюнктуры. Наша цель в том, что бы ослабить этот фактор за счет принятия общепризнанных и перспективных стратегий и стандартов. Именно этот подход позволит обеспечить преемственность энергетической политики в городах и сохранить команды профессионалов при смене политических элит. Такая постановка задачи устраивает многие города Украины. В ряде городов уже создаются отделы энергетического менеджмента и принимаются муниципальные энергетические планы. В адрес консалтинговых компаний поступают заявки по созданию систем энергоменеджмента в городах. Уверен, что именно ISO 50001 должен стать надежным инструментом энергосервисных компаний при реализации перфоманс-контрактов.
Растущая цена углеводородного топлива толкает вверх рынок ЭСКО в Украине. Неизбежным следствием роста цен на газ является глубокая модернизация зданий и систем теплоснабжения – эти рынки сегодня оцениваются в 100-150 млрд долл. США минимально. Это очень инерционный рынок и перемены быстро не произойдут. В складывающейся рыночной ситуации мы ставим перед собой две основные цели:
- Снизить потребность в тепле в 3-4 раза;
- Заместить природный газ на 90% от существующего объема потребления.
Впервые разработан Муниципальный энергетический план Киева, это позволяет утверждать достижение указанных выше целей реально технически и выгодно экономически. В настоящее время остается решить вопрос финансирования реализации этих проектов. В настоящее время возможности бюджетов городов Украины находятся на уровне 10% от необходимого объема финансирования и основной расчёт должен быть на внешние заимствования и инвестиции. Именно исходя из этого становится потребным новая модель энергоаудита, инвестиционного аудита. Работа с заемными средствами диктует новые правила, на которые нужно ориентироваться. Это подразумевает проведение достаточно сложных энергоаудитов, где нужно экономически и технически обосновать и гарантировать получение запланированных результатов.
Монотопливные газовые системы централизованного теплоснабжения городов Украины неизбежно уйдут в прошлое и нужно будет построить десятки тысяч новых экологически чистых котельных, теплонасосных станций и маленьких ТЭЦ. Сейчас это уже становится очевидным. В значительной степени эта модернизация коснется и промышленности Украины – этот рынок модернизации измеряется более чем 200 млрд долл.
Сегодня еще трудно представить будущее энергетики Украины – это тоже емкий рынок для ЭСКО. И новым вектором для нашей страны становится не наращивание производства новых гигаватт энергетических мощностей, а снижение потребности общества в росте потребления энергетических ресурсов, особенно невозобновляемых ресурсов.
Новым для ЭСКО рынком в Украине является информационный бизнес. Цена энергоресурсов подчиняется новому «закону Мура» – удваивается каждые 4 года. Наступают нестабильные десятилетия и цена актуальной информации будет расти еще быстрее цен на исчезающее углеводородное топливо. Мы живем в эпоху угасания запасов ископаемых видов топлив, становления энергетики возобновляемых ресурсов, развитие бизнеса ЭСКО еще долго будет продолжаться.
Энергосервис в Европе. Поводы для сравнения.
Директивой 2006/32/EC (Директива по энергосервису) Европейского Парламента начата реализация долгосрочной стратегии развития новой индустрии - энергетического сервиса. Есть прекрасная фраза «Для того, что бы знать куда идти, нужно точно знать где мы находимся». Запад на начальном этапе организации энергосбережения пытался строить работу точно так же как и мы сегодня: используя государственные средства для реализации соответствующих программ. Но там очень быстро убедились, что результативность такого подхода очень низка. Там очень быстро пришли к выводу, что в энергосбережении нужно создать бизнес, способный к саморазвитию. Этот бизнес был назван энергетическим сервисом. Первая волна энергосервиса в США в период энергетического кризиса 1973-78 гг. выросла очень быстро, но и быстро схлынула.
В течение 5-7 лет большинство мелких компаний типа ЭСКО, которые делали ставку на энергосервис, стали банкротами. Эти компании выявили потери энергии и выполнили малозатратные проекты по повышению энергоэффективности, но стабильного спроса на энергосервис не существовало и они обанкротились. Успешными стали компании ЭСКО второй волны, учредителями которых стали банки, энергетические и промышленные компании, крупный бизнес, немалую роль сыграла поддержка государства, осознавшего необходимость поддержки новой отрасли энергоэффективности.
Но негативный опыт наших американских коллег очень ценен для нас, поскольку дает возможность не наступать дважды на одни и те же грабли. Этот опыт нужно постоянно помнить и изучать. Сам бизнес ЭСКО по своей природе довольно рискованный. По опыту деятельности компаний можно заключить, что в итоге хозяйственной деятельности на рынке энергосервиса остаются примерно 10-20% компаний.
Страны Запада, под влиянием постоянного роста цен на углеводороды, создали новую индустрию снижения энергопотребления. Эта индустрия уже имеет свою науку, свою имеет свою нормативно-законодательную базу. В настоящее время заканчивается процесс стандартизации в сфере повышения и определения энергоэффективности, завершается процесс перехода на муниципальное энергетическое планирование. Это все то, что в странах СНГ пока еще по сути не приступали. Эффективное использование энергии является одним из важнейших элементов конкурентной борьбы на мировых рынках, в геополитическом состязании стран. Страны СНГ пока в этом соревновании сильно отстают.
Сегодня в странах Европы в качестве самой актуальной проблемы определена энергоэффективность зданий. Принятая Европарламентом Директива Евросоюза EPBD создает гигантский рынок повышения энергоэффективности зданий - примерно 2 триллиона Евро на последующие 10 лет. Заявленная в ЕС цель – снизить энергопотребление зданий в 4-5 раз прежде всего путем их термомодернизации. Конечной точкой объявлены стандарт энергопассивного дома для старых зданий и стандарт дома с нулевым потреблением энергии для всех зданий, строящихся с 2020 года. Это уровни энергопотребления 15-30 кВт/час/кВ. м. кв/год. В качестве примера можно привести деятельность энергосервисной компании из Венгрии, которая провела термомодернизацию 1900 многоэтажных зданий. Общая стоимость работ составила 5 миллиардов Евро.
Финансовые структуры внимательно изучают вновь возникающий рынок кредитных ресурсов. С точки зрения ЕБРР для кредитования наиболее перспективны следующие направления:
- Бюджетная сфера: школы, больницы, административные здания, офисные помещения и т.д.;
- Жилищный сектор: многоквартирные дома, нуждающиеся в модернизации и новых системах отопления ;
- Частный сектор: главным образом промышленные предприятия
Бюджетная сфера – одна из наиболее капиталоемких для проведения мероприятий повышения энергоэффективности. По оценкам европейских специалистов, реализация заявленной стратегии 20-20-20 потребует финансирования около 600 миллиардов Евро до 2020 года. Термомодернизация жилых зданий потребует порядка 1,7 триллиона Евро. Эти деньги не просто оценочные, средства заложены в бюджеты развития стран ЕС.
Деньги огромные и рынок перспективный, требующий гарантий и индивидуального подхода. По мнению ЕБРР это может быть обеспечено развитием энергосервиса и использования следующих типов финансовых инструментов:
- Заключение перфоманс-контрактов
- Фиксированная плата на основе прогнозной экономии энергии
- Финансирование с привлечением третьих сторон
- Целевой фонд ЭСКО
- Аутсорсинг
- Лизинг
Сегодня энергосервисные компании создают не только банки. Крупные производители энергоэффективного оборудования создали свои компании для расширения сбыта продукции. Деятельность этих компаний весьма успешна. Серьезный интерес к созданию ЭСКО проявляют энергетические и энергосбытовые компании. Эти компании в основном работают на основе добровольной модернизации с населением, бюджетной сферой, промышленностью. Практически наблюдается структурирование создания ЭСКО на ключевых направлениях модернизации городов и стран мира.