Главная / Аналитика / Организация энергосбережения / Тарифы и тарифная политика

Рост тарифов на услуги ЖКХ. Вопросы, мнения, ответы

Платежи за услуги в жилищного и коммунального хозяйства становятся все более ощутимы и для населения и для предпринимателей. Многолетнее топтание на месте в сфере ЖКХ не смогло решить ни экономические ни социальные проблемы, связанные с ЖКХ. В ходе "реформирования ЖКХ" органы местного "самоуправления" с упоением констатировали факт деградации коммунальной инфраструктуры и отсутствия необходимых средств на ее восстановление. Пружина сжимается, ситуация неизбежно требует денег и действий. Предлагаем Вашему вниманию некоторые разъяснения, связанные с ростом тарифов на услуги ЖКХ, которые были опубликованы на сайте Энерговопрос.Ru. Ответы на вопросы предоставлены специалистами ФСТ и региональных органов по регулированию тарифов.

Рост тарифов на услуги ЖКХ. Вопросы, мнения, ответы

Летний рост тарифов на коммунальные услуги - борьба с инфляцией?

«Рост тарифов у нас всегда с 1 января, это порождает инфляционные ожидания и разгоняет нам инфляцию с самого начала года», — заявил Владимир Путин на заседании правительственной комиссии по бюджету прошлой осенью. Тогда же было принято решение тарифы повысить. На газ — на 15%. На электроэнергию, воду, тепло и другие коммунальные услуги — примерно на 6%. Но всеобщее повышение тарифов было решено отложить на середину году – до июля 2012 года.

Если резюмировать аргументы правительства, то перенос повышения тарифов на лето прежде всего должен помочь борьбе с инфляцией. Рост тарифов, как известно, ее подстегивают. Еще одна декларируемая причина – забота о потребителях. Перенос расплаты на 1 июля будет означать для них, по мнению властей, более мягкий переход на повышенный тариф. К тому же в наших климатических условиях потребление тепла и электроэнергии летом снижается.

Перенос повышения тарифов на лето должен так же стать своеобразным бюджетным стимулом для развития производства. Многие экономисты отмечают, что именно неконтролируемый рост тарифов, политика монополий в этом вопросе стали одной из главных проблем при открытии бизнеса или расширении производственных мощностей.

Ну а так рост тарифов в этом и ближайших годах выглядит, если вас интересуют цифры:

Тарифы в ЖКХ 2012

Источник: Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов, Минэкономразвития

Таким образом, в 2012 году согласно прогнозу тарифы будут изменяться следующим образом (см. в таблице графу «прогноз»):

  • Электроэнергия: рост 6% с 1 июля 2012 г.,
  • Теплоэнергия: рост 6% с 1 июля 2012 г. и с 1 сентября 2012 г.
  • Газ природный: рост 15% с 1 июля 2012 г.

В итоге в среднегодовом исчислении прирост тарифов для населения в 2012 году должен составить не более 4,9%.

Летний рост тарифов на коммунальные услуги – предвыборная игра?

Официальная версия о сдерживании инфляции вызывает сомнения. Если замерять инфляцию по итогам года, то вклад в ее рост вздутых тарифов на коммунальные услуги в любом случае никуда не денется. И какая разница, повышены тарифы в январе, или в июле? Поэтому сразу же после того, решение перенести рост тарифов на лето, стало широк известно, появилась и вторая версия этого решения властей – политическая.

Сразу после того, как перенос на лето повышения тарифов на коммунальные услуги был официально утвержден, вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что эти решения «не имеют никакого отношения к электоральному циклу». «Просто совпадает в этом году, конечно, было бы лучше, если бы мы это сделали в прошлом году, но не хочется, честно говоря, затягивать до 2013-го», – пояснил он. «Мы уже давно ставили вопрос о том, чтобы перейти с 1 июля к принятию этих решений. Это действительно серьезно с точки зрения политики по сдерживанию инфляции, и такое решение уже давно обсуждается», – поддержала тогда вице-премьера теперь уже бывшая глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина. Главный же аргумент властей в том, что перенос повышения тарифов на лето касается не только 2012 выборного года, отныне их всегда будут индексировать с 1 июля.

Что, впрочем, мало кого обмануло. «Чтобы народ не будоражить, они перенесли это на лето, когда президентские выборы уже пройдут, – заявила тогда член комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям Галина Хованская. – Хотя, думаю, объявленное увеличение цен на газ на 15% уже взволнует население. Как только газ дорожает, запускается вся цепочка повышения тарифов».

Каковы причины роста размера платы граждан за коммунальные услуги? Каким образом законодательно сдерживается рост?

К сожалению, ежегодный рост тарифов явление неизбежное (из-за инфляции, роста цен на основное сырье – электроэнергию, газ). Цель регулирующих органов – сделать этот рост менее болезненным для потребителей. Поэтому основной задачей при регулировании тарифов на 2011 год явилось исполнение поручения Президента РФ — повышение тарифов на услуги ЖКХ не должно превысить 15%. Сдержать рост тарифов удалось обеспечить в связи с изменениями в законодательных актах, предусматривающих передачу полномочий органов местного самоуправления по регулированию тарифов на региональный уровень.

Так, теперь регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса осуществляет Региональная служба по тарифам области (РСТ), а на муниципальном уровне — устанавливаются надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры и организаций коммунального комплекса на подключение. Кроме того, изменения затронули вопросы, связанные с установлением предельных индексов изменения размера платы граждан. Так, на 2011 год установлены только предельные индексы, ограничивающие рост платы за коммунальные услуги по муниципальным образованиям, а рост размера платы за жилое помещение предельными индексами не ограничивается. Изменения также затронули вопросы по созданию государственной информационной системы — об устанавливаемых тарифах и надбавках организаций коммунального комплекса и нормативах потребления коммунальных услуг.

Для обеспечения работы информационной системы за ФСТ России и органами регулирования субъектов РФ (РСТ) закреплено право запрашивать и получать информацию о тарифах и надбавках, плате граждан за коммунальные услуги и за жилое помещение в определяемом ими формате. Указанному праву корреспондирует обязанность органов местного самоуправления, регулируемых организаций представлять необходимую информацию в органы регулирования. При этом ужесточены штрафные санкции за непредставление сведений или представление заведомо недостоверных сведений, а также предусмотрена дисквалификация должностных лиц, что предусмотрено Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Однако тариф – не единственная составляющая платы граждан за коммунальные услуги, т.к. изменение платы за каждую коммунальную услугу зависит от множества других факторов – способа определения объема предоставленной услуги (нормативы, показания приборов учета), уровня оплаты услуги, сложившихся договорных отношений и др. Например, при расчете платы за отопление, кроме тарифа на тепловую энергию, учитываются:

  • нормативы потребления тепловой энергии при отсутствии приборов учета или фактические объемы потребления тепловой энергии при наличии приборов учета;
  • уровень оплаты населением экономического обоснованного тарифа на тепловую энергию;
  • организованная на территории муниципального образования схема теплоснабжения;
  • порядок оплаты услуг теплоснабжения, определенный договором с исполнителем коммунальных услуг (Управляющей компанией, ТСЖ, ЖСК и пр.)

Какие органы осуществляют полномочия по государственному регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса?

На федеральном уровне определяется основа (основные макроэкономические параметры социально-экономического развития РФ – Минэкономразвития России) и методология процесса формирования цен и тарифов в коммунальной сфере, а также исполняется ряд контрольных функций и рассматриваются разногласия, возникающие между участниками процесса регулирования. Кроме того, на федеральном уровне (ФСТ России) осуществляется мониторинг информации об изменении размеров платежей граждан за коммунальные услуги на основе анализа поступившей от регионов информации о принятых решениях об установлении тарифов, и в случае возникновения необходимости вырабатываются предложения о применении (введении) мер управляющего воздействия.

ФСТ России наделена правом ограничения роста тарифов соответствующими предельными уровнями в среднем по субъектам РФ в части тепловой энергии, поставляемой организациям потребителям, и тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению. Кроме того, ФСТ России осуществляет полномочия по установлению предельных индексов максимального изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в среднем по субъектам Российской Федерации в случае принятия Правительством РФ соответствующего решения.

На региональном уровне и уровне органов местного самоуправления помимо уже существующих полномочий по регулированию тарифов на электрическую, тепловую энергию и газ, в середине 2010 года в целях достижения единообразия в подходах к регулированию организаций коммунального комплекса на региональном уровне, а также повышения качества тарифного регулирования и обеспечения сбалансированных тарифных решений, полномочия по утверждению тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения и водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, а также полномочия по установлению нормативов потребления коммунальных услуг были переданы на уровень органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. (Федеральный закон от 27.07.2010 № 237-ФЗ).

В настоящее время государственное регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в Российской Федерации осуществляется на трех уровнях. При этом полномочия по непосредственному установлению тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и контролю за их применением сконцентрированы на уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, расположенных на территории муниципального образования. На муниципальном уровне также сохранены полномочия по утверждению инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры и установлению надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.

Вместе с тем, к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации относится установление предельных индексов роста тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, установление тарифов на тепловую энергию, установление конечных тарифов на электроэнергию по категориям потребителей, в том числе для населения, установление розничных цен на газ для населения, установление розничных цен на сжиженный газ, контроль в области регулирования тарифов, установление нормативов потребления коммунальных услуг, установление предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям. К полномочиям органов местного самоуправления относится :

  • установление надбавок к тарифам и услугам организаций коммунального комплекса;
  • установление тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры;
  • утверждение инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.

Возможно ли тарифы на коммунальные услуги для предприятий поднять в несколько раз, а для населения на несколько лет заморозить?

Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к ним могут дифференцироваться с учетом различий в стоимости производства и реализации товаров и услуг для различных категорий потребителей. При этом в случае установления для отдельных категорий потребителей тарифов и надбавок, не покрывающих расходов на производство и реализацию товаров и услуг, возмещение части недополученных доходов путем установления для других категорий потребителей тарифов и надбавок в повышенном размере не допускается.

Аналогичным образом, в силу п. 59 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109, дифференциация регулируемых тарифов (цен) по группам (категориям) потребителей электрической энергии (мощности) должна отражать различия в стоимости производства, передачи и сбыта электрической энергии (мощности) для групп потребителей.

Тарифы на тепловую энергию (мощность), в том числе, могут быть дифференцированы по термодинамическим параметрам пара (температуре, давлению), а также по иным параметрам. Необходимость ежегодного пересмотра тарифов на коммунальные услуги в сторону увеличения обусловлена ростом цен на энергоносители, увеличением ставок оплаты труда для работников соответствующих отраслей ЖКХ, ростом цен на горюче-смазочные материалы, строительные материалы, услуги сторонних организаций по обслуживанию оборудования и другими объективными причинами.

Нормами действующего законодательства определено, что при государственном регулировании тарифов должен соблюдаться принцип обеспечения экономической обоснованности затрат, понесенных организацией при осуществлении регулируемого вида деятельности.

Почему у теплоснабжающих организаций нашего города разные тарифы на тепловую энергию?

Согласно положениям Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей реализацию тепловой энергии (мощности), соответствии с принципами обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности) и доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей. Расходы, связанные с производством и реализацией тепловой энергии, включаемые в необходимую валовую выручку теплоснабжающей организации, обусловлены объемом реализации тепловой энергии, наличием собственных источников добычи воды или использованием покупной воды, уровнем энергоемкости установленного оборудования, степенью изношенности сетей и оборудования, что влияет на размер затрат, необходимых для поддержания систем теплоснабжения в рабочем состоянии, а также особенностями технологического процесса производства и транспортировки тепловой энергии каждой теплоснабжающей организации.

Кроме того, наиболее важным фактором, оказывающим влияние на величину тарифов энергоснабжающих организаций, является уровень цен на топливо. При этом, если тарифы на природный газ и его транспортировку подлежат государственному регулированию, то в отношении других видов топлива, таких как мазут и каменный уголь, действующим законодательством государственное регулирование цен не предусмотрено.

Подлежащую обязательному раскрытию в средствах массовой информации и в сети «Интернет» информацию об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, позволяющих проанализировать структуру затрат каждой теплоснабжающей организации, а также дать оценку эффективности работы организаций в сравнении в другими организациями (аналогичными по составу эксплуатируемых объектов коммунальной инфраструктуры и техническим параметрам используемого оборудования), потребители могут получить в порядке, предусмотренном Стандартами раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии, утвержденными Правительством Российской Федерации от 30.12.2009 № 1140

Каковы причины установления различных по величине тарифов в городах и населенных пунктах Ростовской области?

Величина экономически обоснованных тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения по городам и населенным пунктам области зависит от условий хозяйствования данных организаций. Прежде всего, это технологические факторы – производство воды (подъем, очистка и транспортировка) силами и средствами предприятия или работа предприятия на покупной воде, технологией очистки воды; степенью полезной загрузки оборудования; рельефом местности (высота подъема воды); протяженностью водоводов и обслуживаемых сетей; степенью износа основных фондов; количеством потребителей, приходящихся на 1 км сетей и т.п.

Помимо вышеперечисленного, на величину тарифов организаций коммунального комплекса влияет объем оказываемых услуг потребителям. Как известно, тариф – это отношение необходимой валовой выручки предприятия (т.е. объема финансовых, средств, необходимых организации для осуществления деятельности в сфере водоснабжения, водоотведения) к плановому объему реализации услуг (т.е. к объему поданной воды потребителю или объему отведенных сточных вод от потребителей). Чем больше объем реализации услуг, тем меньше размер тарифа за счет распределения расходов между большим количеством потребителей.

Кроме того, величина тарифа на услуги водоснабжения, водоотведения является следствием ряда ценовых факторов, независящих от региона: увеличение цен и тарифов, которые устанавливаются на федеральном уровне, стоимость электроэнергии на федеральном оптовом рынке. Помимо этого, при формировании тарифа на услуги водоснабжения, водоотведения учитываются цены (тарифы), которые не подлежат ценовому регулированию – материалы на производственные и хозяйственные нужды, горюче-смазочные материалы, услуги сторонних организаций и т.п. Без учета данных факторов организации коммунального комплекса, т.е. ресурсоснабжающие организации, получат незапланированные убытки, что недопустимо, так как подобный подход может привести неэффективному функционированию таких предприятий.

В связи с вышеперечисленными факторами тарифы на услуги водоснабжения на 2012 год в отдельных городах и районах Ростовской области установлены для организаций коммунального комплекса в размере от 11,18 руб./м³ до 93,21 руб./м³ (учтено освобождение от уплаты НДС), на услуги водоотведения – от 10,56 руб./м³ до 92,05 руб./м³ (освобождение от уплаты НДС).

Сколько платит население за электроэнергию в разных регионах?

Как известно, с 1 июля 2012 года тарифы на электроэнергию для населения в России выросли примерно на 6%. Таковы, по крайней мере, официальные данные. Однако где-то рост был больше, где-то меньше. Где больше, а где меньше? Мы решили это выяснить. Наконец, интересно, а сколько жители российских городов реально платят за свет? Насколько велика разница в этих платежах? Проанализировав тарифы в крупнейших российских регионах, мы получили ответы на эти вопросы.

Наше исследование охватывает все российские города-миллионники, а так же Московскую и Ленинградскую область. В ходе исследования мы использовали официальные данные о тарифах для населения, опубликованных региональными органами власти.

Тарифы на электроэнергию для населения в России, как известно, подразделяются на несколько видов. Есть тарифы одноставочные – т.е. когда потребитель платит за электроэнергию по одному фиксированному тариф. Есть тарифы, которые зависят от времени суток. Т.е. потребитель платит в за электроэнергию по разной ставке в зависимости о того, день или ночь. Плата за электроэнергию так же зависит о того, оборудована квартира электрической или газовой плитой. Тариф на электроэнергию зависит так же от того, где проживает потребитель – в городе или сельской местности.

Мы в своем исследовании использовали средний одноставочный тариф в данном регионе, который получали как среднее между одноставочным тарифом для квартир, оснащенных электроплитами и одноставочным тарифом для квартир, оснащенных газовыми плитами. Использовались тарифы для населения, проживающего в городских населенных пунктах.

Тарифы на электроэнергию для населения


тариф 1, руб/кВт.ч

тариф 2, руб/кВт.ч

средний тариф, руб/кВт.ч

Москва

4,02

2,81

3,42

Московская область

3,58

2,51

3,05

Ростов-на-Дону

3,23

2,26

2,75

С.-Петербург

2,97

2,08

2,53

Ленинградская область

2,74

1,92

2,33

Самара

2,69

1,88

2,28

Волгоград

2,68

1,88

2,28

Омск

2,65

1,86

2,26

Пермь

2,64

1,85

2,25

Казань

2,57

1,8

2,19

Екатеринбург

2,57

1,8

2,19

Нижний Новгород

2,43

1,7

2,07

Новосибирск*

1,86

1,86

1,86

Челябинск

2,09

1,46

1,78

Уфа

2,02

1,41

1,72

Красноярск*

1,6

1,12

1,36

Тариф 1 — тарифы на электроэнергию для домов с газовыми плитами, действующие с 1 июля 2012 года,

Тариф 2 — тарифы на электроэнергию для домов с электрическими плитами. действующие с 1 июля 2012 года

* — тарифы на электроэнергию, потребленную в пределах социальной нормы

Рост тарифов на электроэнергию для населения


Рост тарифа на электроэнергию с 1 июля 2012 года, в %

Ленинградская область

6,15

Пермь

6,15

Омск

6,12

С.-Петербург

6,09

Екатеринбург

6,07

Москва

6,06

Волгоград

6,05

Челябинск

6,00

Московская область

5,91

Уфа

5,86

Казань

5,81

Новосибирск

5,68

Нижний Новгород

5,63

Самара

5,54

Красноярск

5,43

Ростов-на-Дону

4,97

SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →