Формирование условий для предоставления энергосервисных услуг, меры по снижению уровней рисков при исполнении перфоманс контрактов – все это вызывает существенные затруднения при заключении и реализации энергосервисных контрактов. Проблемы квалификации исполнителей энергосервисных услуг и спесобности заказчиков исполнять свои обязательства по контрактам – безусловно есть. Особенно в бюджетной сфере. Тем не менее, идея оплаты работ по ее результатам – безусловно привлекательна. В условиях рыночной конкуренции компании готовы идти на усложнение отношений с заказчиками и дополнительные риски в сфере гарантированного подтверждения эффекта от проведения мероприятий по энергосбережению. Но управление рисками в этой ситуации становится необходимым условием успешности договоров. Понимая эту ситуацию, органы власти предпринимают необходимые меры для создания необходимых условий для бизнеса и для того, что бы стороны договоров понимали друг друга и работали в едином поле понятий и правил игры.
В штате Техас в 1998 г. было подготовлено руководство по заключению и реализации перфоманс-контрактов в бюджетной сфере. В настоящее время около 80% энергосервисных услуг в США предоставляются именно в бюджетной сфере. Денег в бюджете всегда не хватает, поэтому любая возможность привлечения внебюджетных денег в эту сферу приветствуется и поощряется. Именно поэтому в Техасе решили по возможности избавить от неожиданностей деятельность по энергосбережению в бюджетных и зависимых от бюджета организациях. Бизнес и деньги привлекает стабильность и предсказуемость. В Техасе решили, что для этого необходимо прописать детально условия реализации перфоманс-контрактов для различных бюджетных организаций. В частности – для школ, высших учебных заведений, муниципальных и окружных организаций.
Рекомендации отнесены к общим условиям составления энергосервисного контракта, особенностям работы с бюджетом, выбору энергосервисной компании, формированию технических требований, отчетности по результатам проводимых мероприятий, измерениям и верификации результатов работ. В руководстве даны примеры и анализ удач и неудач при реализации проектов
Рекомендации составлены на основе опыта реализации энергосервисных контрактов, поэтому в они отталкиваются от практики и действующего законодательства. Анализ ситуаций и применимости нормативно-правовых актов проводился сразу пятью подкомиссиями авторитетных органов власти штата Техас:
- Координирующего Управления Высшего образования штата Техас;
- Общей Комиссии Сервиса;
- Государственного Офиса Сбережения энергии;
- Совета Координации Энергии Штата Техас.
Деятельность подкомиссий относилась к:
- определению квалификаций участников договоров;
- организации финансирования и заключения соглашений;
- формированию отчетов по результатам работ;
- измерению и верификации результатов;
- соответствию действующему законодательству.
Столь подробный анализ возникающих ситуаций и возможностей безусловно отражает заинтересованность власти в применении принципов перфоманс-контрактинга к рационализации энергопользования в бюджетной сфере.
Полностью ознакомиться с рекомендациями можно в приложении к настоящей заметке.