Проблемы финансирования программ энергосбережения безусловно есть и кажутся порой не преодолимыми. К сожалению, виной тому весьма вялая работа в приспособлении законодательства к тем вызовам, которые ставит жизнь перед государством в сфере организации энергосбережения. Но было бы не правильно только ждать у моря погоды. Как показывает практика, действовать можно и в рамках действующего законодательства. Представляемая схема опробована в городах Украины, в которых проводила работа по формированию муниципальных энергетических планов. Предлагаемая схема родилась в ходе разработки муниципального энергетического плана Киева.
Системы теплоснабжения. Накануне модернизации
С 2005 года, вслед за ростом цен на природный газ, в Украине растут проблемы в системах теплоснабжения. Эта отрасль не знает модернизации уже более 30 лет. Практически 30 лет в городах не осуществляются капитальные ремонты жилых и общественных зданий. В связи с этим большая часть зданий утратила свои теплозащитные способности. Восстанавливать элементы инфраструктуры и здания необходимо, но на это уже нет необходимых средств. Проблемы эти общеизвестны и корень этих проблем в том, что бюджеты не имеют необходимых доходных источников для того, что бы реализовать свои отложенные обязательства.
С 2008 года министерством ЖКХ Украины, после значительного роста тарифов на газ и тепловую энергию, начата разработка схем теплоснабжения - среднесрочных планов и программ модернизации систем централизованного теплоснабжения. В настоящее время эту работу ведут уже более 200 городов, а схемы теплоснабжения более 60 городов уже утверждены и нуждаются в финансировании. С 2009 года в Украине реализуется трёхлетняя программа технической помощи со стороны США (проект “Реформа муниципального теплообеспечения”), где в 25 городах проводятся энергоаудиты, разработаны муниципальные энергетические планы и инвестиционные проекты модернизации зданий и систем теплоснабжения. Выводы энергоаудитов – для приближения к уровню энергоэффективности ЕС в Украине нужно построить новые системы теплоснабжения и термомодернизировать свыше 300 000 многоэтажных зданий. Основная проблема модернизации - отсутствие финансовых ресурсов внутри государства и высокие риски для внешних инвестиций и займов.
Проблемы традиционных финансовых схем
Проблемы общеизвестны, многие из них сложились исторически и характерны для экономики переходного к рынку периода:
1. Прямое бюджетное финансирование на уровне государства, регионов и муниципалитетов невозможно по причине дефицита денежных средств.
2. Предприятия тепловых сетей не могут быть получателями кредитов – имущество в залоге или долг превышает нормативные значения.
3. Жители многоэтажных зданий не объединены в общества совладельцев этих зданий и юридически не легитимны для использования банковских кредитов для санации зданий.
4. Государство и муниципалитеты не субсидируют проекты модернизации зданий и систем теплоснабжения, снижающие потери тепловой энергии. Практика субсидирования направлена в противоположную сторону – на прямое бюджетное субсидирование компании НАК НЕФТЕГАЗ и на перекрёстное субсидирование населения через тарифы.
5. Договорное и хозяйственное право, тарифная политика и бюджетные отношения в Украине сформированы в период централизованной экономики и не могут быть быстро реформированы для применения классических схем финансирования модернизации коммунальной инфраструктуры, широко практикуемых на Западе.
Прогноз цен на газ
Цена газа в Украине определяет сроки окупаемости проектов, глубину модернизации, её цели.
Цена газа определяет масштаб и охват проектов, величину рисков, финансовые рамки, поскольку в большинстве городов около 90% источников теплоснабжения сориентированы на сжигание газа, а это постоянно действующие риски и неопределенность в связи с колебаниями цен на газ. И действиельно, стоимость газа в Украине с 2004 по 2011 г. выросла в 8 раз. При этом оптимистический прогноз дает рост стоимости еще в 2,5 раза, пессимистический в 3 раза. Это как раз та самая ситуация, когда нужно что то решать.
Цена на газ в проектах модернизации является очень важным аспектом, поскольку именно она определяет сроки окупаемости проектов, цели модернизации, ее глубину, риски, так же масштаб проектов и выбор финансовых схем. .
Основные цели стратегий модернизации городских систем теплоснабжения в странах ЕС
Уже давно модернизация схем теплоснабжения в странах ЕС идет по пути снижения потребления энергоресурсов на объектах, реализации схем замещения традиционно используемых видов топлива на местные виды энергоресурсов. По этому пути начал идти и г. Киев. Поэтому при постановке задачи модернизации системы теплоснабжения города были выделены следующие цели:
Цель №1 – снизить потребность в тепловой энергии, в среднем в 3-5 раз к 2020 – 2025 гг.
Способ достижения цели – глубокая термомодернизация существующих зданий до стандарта ПАССИВХАУС, строительство новых зданий – по стандарту ЗЕРО.
Цель №2 – снизить потребность в ископаемом топливе для систем теплоснабжения на 80-90% к 2020 – 2025 гг.
Способ достижения цели – диверсификация топливно-энергетических балансов с замещением углеводородного топлива местным топливом и энергией, переход на возобновляемые источники.
Основные цели муниципального энергетического плана Киева
При начале работ по разработке энергетического плана г. Киева был подписан договор по вхождению г. Киева в международный проект «Соглашение мэров», суть которого в том, что партнерство городов и населенных пунктов берет на себя обязательства по добровольному сокращению энергопотребления с целью сокращения выбросов парниковых газов на 20% к 2020 году. В рамках этого соглашения его партнеры обмениваются информацией и опытом проведения соответствующих мероприятий.
С подписанием соглашения деятельность Киева в сфере повышения энергоэффективности является частью стратегического плана устойчивого энергетического развития (SEAP) с горизонтом планирования до 2016 года. Именно на эти цели направлен муниципальный энергетический план г. Киева. В соответствии с планом Киев обязан снизить выбросы парниковых газов на 20% до 2020 года за счет уменьшения потребления энергии на 20% и увеличение на 20% доли возобновляемых источников в энергетическом балансе.
.
Этапы реализации и развития МЭП г. Киева
Муниципальный энергетический план г. Киева имеет горизонт планирования 5 лет, т.е. каждые пять лет план должен пересматриваться и уточняться исходя из складывающейся ситуации. На данном этапе муниципальный энергетический план разработан до 2016 г. Особое место в нем занимает программа термомодернизации зданий бюджетной сферы.
В ходе проведенного анализа было обследовано 1030 зданий бюджетной сферы. В ходе этих обследований мы убедились, что около 70% зданий имеют удельное теплопотребление более 150 кВт/час/ кв. метр в год. Это в 2 раза превышает существующие в Украине нормы и еще более нормы ЕС.
Термомодернизация зданий в Киеве. Финансовая схема проекта
Анализ использования тепла в зданиях заставил сориентировать работу по термомодернизации прежде всего на теплосбережение в зданиях. Расчеты показывают, что экономия денежных средств в платежах за тепловую энергию после глубокой термомодернизации зданий за 15-20 лет значительно превышает объем инвестиций, необходимых на реализацию этой термомодернизации. Эти расчеты показывают, что существует финансовая схема, где выплаты по погашению займа на термомодернизацию бюджетных зданий не увеличивает текущих платежей из бюджетов за услуги по теплоснабжению, наоборот - появляется возможность реально уменьшить эти платежи.
В основе финансовой схемы для проектов термомодернизации зданий Киева с использованием принципов перфоманс-контрактинга и организации работ на принципах энергосервиса. Сутью предлагаемой схемы является использование фактической экономии денежных средств, которая получается в будущие периоды после термомодернизации зданий, для привлечения займа на термомодернизацию зданий.
Финансовой базой для проведения работ по термомодернизации являются средства населения, которыми оплачиваются услуги теплоснабжения по утвержденным тарифам. В настоящее время в Украине распространены 2 вида тарифов: одноставочный (плата за фактическое потребление) и двухставочный (плата за потребление и за присоединенную нагрузку).
В связи с появлением сферы финансирования с использованием принципов энергосервиса необходим трехставочный тариф, частью которого должна быть инвестиционная составляющая, связанная с деятельностью энергосервисной компании.
В качестве примера можно привести соотношение платежей при реализации мер по теплосбережению с участием энергосервисной компании. Два одинаковых здания. Одно не утепленное, другое после термомодернизации. В рамках термомодернизации имеется возможность снизить затраты энергии на теплоснабжение на 65%. В первом случае тариф 200 гривен, во втором, с инвестиционной составляющей, 330 гривен. Не смотра на то, что тариф стал выше, общая сумма платежей за теплоснабжение по зданию сокращается на 42,2%.
Беря на себя все риски по проекту, который обеспечивает и модернизацию и реальную экономию, энергосервисная компания находится в постоянном взаимодействии с различными источниками финансирования, каждый из который является выгодополучастелем в деятельности, которую полностью организует и контролирует ЭСКО.
В качестве иллюстрации предварительно приведенной схемы можно предложить таблицу с планируемыми результатами проекта по термомодернизации 200 объектов (вариант 1) и 600 объектов (вариант 2). Речь идет о школах и детских садах.
Принимаемые условия при расчетах:
- Срок возврата кредита – 15 лет;
- Отсрочка выплат по кредиту – 5 лет;
- Процентная ставка – 7%;
- Софинансирование со стороны города – 20%;
- График погашения кредита – равными частями;
- Обеспечение кредита – муниципальные гарантии;
- Инвестиционная составляющая – 70%.
В качестве основного условия для проведения работ должно быть принято сохранение уровней платежей за теплоснабжение на уровне, который бы планировался без термомодернизации (с учетом роста тарифов на тепловую энергию). На иллюстрации представлена общая картина платежей за теплоснабжение. Общая заливка – базовый объем платежей. Красным выделены средства, которые должны быть получены теплоснабжающей компанией за услуги теплоснабжения. Синим цветом – доход энергосервисной компании. Из этого дохода обеспечивается оперативная деятельность и расчеты по кредитам и другим заимствованиям.
Некоторая проблема имеется с процентами по кредитам. Наверное и справедливо и целесообразно эти проценты гасить за счет государственного или муниципального бюджета. Это существенная поддержка проекта со стороны конечного потребителя, который практически в финансировании проекта не участвует и риски не несет. (это светло-зеленый цвет). А Темно-зеленый цвет на диаграмме – это та экономия, которую город ощутит на себе по ходу проекта и после его реализации.
Общие расчеты показывают на доходность проекта после исполнения свех финансовых обязательств, связанных с проектом. Это хорошо видно на приводимых диаграмах.
Как уже говорилось, в результате проекта мы получаем:
- Снижение потребления тепловой энергии на отопление на 65-70%;
- Уменьшение платежей за услуги теплоснабжения на 40%;
- Увеличение срока эксплуатации зданий на 50 лет(дополнительно);
- Повышение теплового комфорта в помещениях;
- Архитектурное обновление зданий;
- Увеличивается рыночная стоимость зданий (для жилых зданий стоимость квартир)
Не маловажен социальный эффект от проводимых мероприятий. До проведения работ в школе было 15 градусов и дети болели. После проведения работ комфорт обеспечен и имеется перспектива снижения стоимости отопления после окончания расчетов по проекту. С политической точки зрения это более значимые результаты, чем просто реновация.
Энергосервис в бюджетной сфере. Выводы и рекомендации
Проведенные на практике работы в украинских городах и результаты энергетического планирования в Киеве позволяют сделать ряд важных выводов:
1. Нужна новая стратегия модернизации городских систем теплоснабжения Украины, основанная на долгосрочном планировании и финансировании проектов;
2. Необходимо принципиальное изменение тарифной политик и по переход на новую тарифную схему для городов, осуществляющих глубокую модернизацию зданий и систем централизованного теплоснабжения.
Перфомас – контракты. Рекомендации
1. Увеличить права городов на заимствования. Отсрочка выплат по кредиту необходима для аккумуляции средств на регулярную оплату основного тела кредита в условиях значительных кассовых разрывов между получением оплаты от потребителей и затрат, связанных с модернизацией. (Необходим приоритет проектов по модернизации и экономии средств по сравнению с другими, часто бюджетопоглощающими, проектами)
2. Государство должно гарантировать выплаты процентов по займу в течение жизни проекта.
3. В структуру тарифов на теплоснабжение предлагается включить инвестиционную составляющую, которая увеличивает эти тарифы на 40-70%. Основой гарантии займа является целевое использование инвестиционной составляющей на погашение всех видов затрат, связанных с термомодернизацией зданий и энергоэффективную эксплуатацию в период жизни проекта. Нецелевое использование инвестиционной составляющей должно преследоваться государством в уголовном порядке В этом плане необходимо упредить возникновение соблазна использовать возникающую экономию и отнять выгоды у участников проекта. Этот бизнес должен быть ответственным и добросовестным для всех участников отношений.
4. Необходимо начать создание управляющих компаний (ЭСКО), которые:
- Берут кредиты и осуществляют выплаты по займу;
- Осуществляют проекты термомодернизации зданий и обеспечивают их эксплуатацию в течение жизни проекта;
- Принимают платежи за услуги по теплоснабжению бюджетных зданий от бюджета, а также оплачивают услуги энергоснабжающих организаций.
Автор:
Юлия Гридасова ,
2009 - 2010 год - энергоменеджер энергосервисной компании «Экологические Системы».
С 2010 г. - начальник бюро инвестиционного анализа и планирования энергосервисной компании «Экологические Системы».
- разработка инвестиционных проектов модернизации по различным направлениям
- экономическое обоснование проектов модернизации в сфере ЖКХ
- оценка возможности финансирования проектов за счет «зеленых инвестиций»