Главная / Аналитика / Анализ, мнения, обзоры / Мнения экспертов

Рынок энергоэффективности. Зарубежный опыт и российские перспективы

Еще по теме: Организация финансирования проектов повышения энергоэффективности

Энергосбережение - продукт интеллектуальный. Без выпуска продукции получаются реальные деньги из получаемой экономии. Во многих странах мира это прекрасно поняли и всячески стимулируют формирование рыночных отношений в сфере повышения энергоэффективности. Об инструментах для создания рынка энергоэффективности за рубежом и российских возможностях в статье А. В. Туликова, руководителя Департамента развития законодательства в сфере энергетики и инноватики ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России, О. В. Туликовой, начальника отдела информационно-аналитического и методического обеспечения ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России

Рынок энергоэффективности. Зарубежный опыт и российские перспективы

Одними административными методами невозможно построить энергоэффективную и экоориентированную экономику. Российское энергетическое агентство для рыночной стимуляции необходимых преобразований предлагает использовать все лучшее, что есть в европейской системе «белых» и «зеленых» сертификатов.

Энергоэффективность и рынок. Опыт Европы и возможности его применения в России

Рациональное и экологически ответственное использование энергетических ресурсов является одним из главных приоритетов энергетической политики большинства государств мира, прежде всего государств-членов ЕС.

В отличие от России, в европейских государствах вопросы охраны окружающей среды являются неотъемлемой составляющей энергетической политики, что так или иначе отражается на применяемых в таких государствах мерах государственного регулирования. Кроме требований к энергетическим и экологическим характеристикам зданий, строений, сооружений, бытовых энергопотребляющих устройств и инженерного оборудования, в настоящее время также получают развитие требования, предъявляемые непосредственно к участникам рынка и потребителям энергетических ресурсов по повышению их энергетической и экологической эффективности.

В Европейском сообществе реализация таких требований все чаще связана с использованием различных рыночных механизмов. Среди них можно назвать следующие:

* торговля выбросами (European Emissions Trading Scheme), направленная на стимулирование сокращения выбросов СО2;
* система «зеленых» сертификатов (Тradable Green Certificate), направленная на стимулирование генерирующих электрическую энергию компаний к использованию возобновляемых источников энергии;
* система «белых» сертификатов (Тradable Certificates for Energy Savings), которая объединяет в себе стремление к сокращению потребления энергетических ресурсов и выбросов парниковых газов.

Как работает сертификат?

Законодатель устанавливает обязанность и (или) определяет механизм предоставления тех или иных преференций для отдельных видов компаний, как правило, занятых в сфере производства, передачи и потребления энергетических ресурсов. Подтвердить исполнение данного обязательства и (или) воспользоваться предложенными преференциями можно, предоставив необходимое количество сертификатов. Получить их можно, либо модернизировав свое производство, в том числе оборудование, здания, строения, сооружения и иные объекты, либо купив на рынке.

Например, один «зеленый» сертификат, как правило, выдают за выработку 1 МВт•ч электроэнергии, произведенной с использованием возобновляемых источников энергии. Выдачу, учет и регистрацию сертификатов осуществляет специальный орган или организация, обычно государственная.

В настоящее время Российское энергетическое агентство (ФГБУ «РЭА» Минэнерго России) в рамках оперативного управления государственной программой «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2010 года № 2446-р (далее — государственная программа), разрабатывает механизмы стимулирования энергосбережения, повышения энергетической и экологической эффективности с учетом практики реализации аналогичных механизмов в европейских государствах.

Предлагаемый Российским энергетическим агентством комплекс мер государственного регулирования основан на сочетании механизмов «белых» и «зеленых» сертификатов, он позволяет объединить лучшие стороны обеих систем и применять их в едином правовом поле.

Система сертификации в данном случае является связующим элементом рассматриваемого комплекса мер, которые заключаются в возложении на отдельные группы лиц обязанностей по осуществлению действий по повышению энергетической и экологической эффективности. При этом данная система не заменяет, а дополняет положения существующей энергетической политики.

Какие проблемы решит выпуск сертификатов?

Система сертификации в области повышения энергетической и экологической эффективности позволяет решить комплекс взаимосвязанных задач:

* снижение потребления энергетических ресурсов и снижение энергоемкости валового внутреннего продукта РФ, сокращение вредных выбросов;
* развитие генерации на основе использования возобновляемых источников энергии для повышения энергетической безопасности и обеспечения экологической эффективности;
* стимулирование развития рынка энергосервисных услуг и инвестиционной деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
* создание механизма объективного подтверждения эффекта от реализации мероприятий по энергосбережению и достижения целевых показателей в области повышения энергетической эффективности.

В России в настоящий момент существуют все необходимые предпосылки и государственные институты для создания и поддержания функционирования данного механизма на практике. Схема, по которой могло бы осуществляться взаимодействие, представлена на рис. 1.

Туликов рис 1

Рисунок 1 Возможная схема функционирования механизма получения сертификатов в РФ

Как будет работать схема?

В рассматриваемой схеме лицами, на которых целесообразно возложить обязанности по осуществлению действий, направленных на повышение энергетической и экологической эффективности, являются отдельные виды организаций, осуществляющих производство, передачу, поставку энергетических ресурсов (далее — обязанные лица). К таким организациям, в частности, можно отнести гарантирующих поставщиков электрической энергии, энергосбытовые компании, территориальные сетевые компании и теплоснабжающие организации.

Также к обязанным лицам могут быть отнесены субъекты, в отношении которых устанавливается требование по увеличению доли используемых ими энергетических ресурсов, которые произведены с использованием возобновляемых источников энергии. С учетом зарубежной практики к числу таких обязанных лиц можно отнести организации с участием государства или муниципального образования, органы государственной власти и местного самоуправления.

Участниками системы в перспективе могут стать производители товаров, заинтересованные в размещении на упаковке производимого ими товара информации о том, что при его производстве использовалась «зеленая» энергия. В данном случае для размещения такой информации необходимо будет получить подтверждение в виде соответствующих сертификатов.

Как получить сертификаты и отчитаться за них?

По окончании отчетного периода обязанные лица должны предоставлять администратору системы сертификаты, подтверждающие выполнение предъявляемых к ним требований. Получить сертификаты можно различными способами, в том числе на основании:

* заключения договора (контракта) с энергосервисной компанией, которой реализуются энергосберегающие мероприятия на объектах потребителей энергетических ресурсов;
* реализации мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности собственными силами;
* реализации проектов в области развития использования ВИЭ;
* покупки сертификатов на рынке.

Предполагается, что при выдаче сертификатов будет учитываться сопоставимый эффект от тех или иных действий по повышению энергетической и экологической эффективности и будут обеспечиваться возможности подтверждения выполнения установленных требований независимо от оснований получения сертификатов.

Отдельно стоит отметить, что выступить получателями таких сертификатов и участвовать в их обращении на рынке могут любые лица (инвесторы), в том числе энергосервисные компании, организации с участием государства или муниципального образования, регулируемые организации, инвестирующие в проекты в области энергосбережения, повышения энергетической эффективности и развития использования ВИЭ.

Более того, за держателями сертификатов предлагается сохранить право использовать сертификаты в качестве залогового обеспечения при необходимости получения кредитных (заемных) средств на реализацию проектов.

Кто формирует спрос на сертификаты?

Таким образом, в целях создания экономически эффективной системы сертификации предполагается использование рыночных механизмов. Лица, в отношении которых установлена обязанность сокращать потребление энергетических ресурсов, и лица, в отношении которых установлена обязанность по увеличению доли используемых ими энергетических ресурсов, которые произведены с использованием возобновляемых источников энергии, формируют спрос. Спрос также формируют производители, желающие разместить на упаковке производимого ими товара информацию об использовании ими при его производстве «зеленой» энергии.

Энергосервисные компании и частные инвесторы, финансирующие проекты в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, развития использования возобновляемых источников энергии, формируют на рынке предложение. Таким образом, неизбежно должен возникнуть рынок сертификатов, представляющий собой совокупность участников гражданского оборота и формирующийся в результате взаимодействия участников системы сертификации.

Сертификаты и государственные органы

Отдельно стоит отметить, что публичным образованиям в лице государственных органов и органов местного самоуправления также предлагается предоставить право получения сертификатов при реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, а также развитию возобновляемых источников энергии за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. При этом для таких участников системы сертификации вместо торговли сертификатами планируется предусмотреть отдельный механизм их реализации — учет объема полученных сертификатов при предоставлении субсидий и иных форм софинансирования из федерального бюджета.

Функции по нормативно-правовому регулированию и контролю за соблюдением установленных требований в данной схеме предлагается возложить на Минэнерго России.

В соответствии со схемой для осуществления операций по выдаче, учету и регистрации сертификатов, мониторингу и верификации достигнутой обязанными лицами экономии энергетических ресурсов данный уполномоченный орган привлекает в качестве администратора системы сертификации ФГБУ «РЭА» Минэнерго России.

Будучи центром компетенций в области энерго-сбережения и повышения энергетической эффективности в России, обладая разветвленной сетью филиалов (72 шт. в 85% субъектов РФ), ФГБУ «РЭА» Минэнерго России способно также осуществлять методическое и методологическое сопровождение, проводить мониторинг достижения значений целевых показателей и осуществлять общее экспертное сопровождение процесса сертификации.

ГИС в области энергоэффективности

Основным инструментом информационно-аналитического обеспечения администратора системы сертификации в России должна стать государственная информационная система (ГИС) в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, сопровождение эксплуатации которой возложено на ФГБУ «РЭА» Минэнерго России.

На основе данной системы уже сейчас можно осуществлять обработку, систематизацию и анализ данных об энергоемкости РФ и ее отраслей, об объемах энергопотребления и о потенциале его снижения, о наиболее эффективных проектах в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и их характеристиках. Эта информация не только позволяет проводить объективную балансировку целевых показателей, установленных для различных категорий организаций, а также измерение и верификацию достигнутой экономии энергетических ресурсов, но и содержит практические рекомендации по внедрению объектов и технологий высокой энергетической эффективности.

Предполагается, что информационная поддержка системы сертификации может быть расширена после ввода в эксплуатацию государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса, которая создается в соответствии с федеральным законом от 3 декабря 2011 года № 382-ФЗ. Данная государственная информационная система будет способствовать дальнейшему развитию системы сертификации на основе объективных данных о состоянии и прогнозе развития ТЭК в России и за рубежом.

Конвертируемость сертификатов

Кроме того, в условиях последовательной интеграции России в мировую экономику и образования единого экономического пространства, действие системы сертификации представляется возможным распространить на территорию Таможенного союза, включающего в себя также Республику Беларусь и Республику Казахстан.

Топливно-энергетический комплекс России и государств — членов Таможенного союза представляет собой единую энергетическую систему, в отношении которой в настоящее время формируются общие технические требования. Таким образом, при взаимодействии в едином экономическом и правовом пространстве, расширение области применения требований системы сертификации на территорию Таможенного союза будет способствовать усилению экономической интеграции данных государств. В этом случае оптимальная схема взаимодействия может выглядеть следующим образом (рис. 2).

Туликов рис 2

Рисунок 2 Схема взаимодействия субъектов при распространении системы сертификации на территорию Таможенного союза

Взаимодействие между участниками системы сертификации внутри каждого государства осуществляется в соответствии с вышеописанными процессами, но с учетом положений национального законодательства государств — членов Таможенного союза. При этом предполагается, что на международном рынке государств — членов Таможенного союза будут созданы условия для осуществления торговли любыми сертификатами, отвечающими установленным требованиям.

При интеграции соответствующих систем сертификации в пределах всего Таможенного союза полномочия по выработке основных положений данной системы предлагается возложить на наднациональный орган (Комиссия Таможенного союза), который будет являться единым центром компетенций. К таким полномочиям наднационального органа следует отнести выработку стандартов выдачи, учета и регистрации сертификатов, разработку единой их формы. Кроме того, алгоритм запуска системы сертификации также включает определение единых правил торговли сертификатами, определение санкций за невыполнение обязательств, организацию погашения (выкупа) сертификатов.

Таким образом, при внесении соответствующих изменений в законодательство и наднациональное правовое регулирование система сертификации может быть успешно внедрена в энергетическую политику как России, так и всего Таможенного союза в целом, что, несомненно, станет мощным толчком для развития энергосбережения и повышения как энергетической, так и экологической эффективности экономики РФ и государств — членов Таможенного союза.

Статья опубликована в журнале «Энергосбережение» №4 2012 г.

SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →