Главная / Аналитика / Анализ, мнения, обзоры / Общесистемные вопросы

Комитет Госдумы по энергетике. Интервью с Грачевым И.Д.

О проблемах теплоэнергетики, нефтегазовой отрасли, жилищного и коммунального хозяйства в интервью с доктором экономических наук, председателем Комитета Госдумы по энергетике, Грачевым Иваном Дмитриевичем

Комитет Госдумы по энергетике.  Интервью  с Грачевым  И.Д.

Россия страна преимущественно северная. Большая доля потребления энергоресурсов приходится на тепло. В то же время в стране не ощущается деятельность органа, ответственного за организацию теплоснабжения. То же относится к проблематике энергоэффективности в сфере теплоснабжения. Кто куратор теплоснабжения в стране?

Нерациональное использование топливно-энергетических ресурсов в стране срочно требует поиска новых решений. Надежное энергообеспечение потребителей сегодня невозможно гарантировать без внедрения когенеративных технологий. А у нас пока что существенная часть газа и прочих энергетических ресурсов уходит в пар - в буквальном, а не в переносном, к сожалению, смысле. И без совершенствования непосредственно структуры управления, мы тут ничего не добьемся. В частности, бесспорно не сумеем придти к той энергоэффективности, вокруг которой сегодня разыгрывается множество различных шоу и конкурсов и проводится конференций, а по факту продолжается топтание на месте.

Между тем, давно наступило время модернизации устаревшего оборудования котельных, создания когенеративных комплексов. Но все это решается лишь в рамках единого концептуального подхода, и в условиях четкой подчиненности.

Без сомнения, сегодня теплоэнергетика предоставлена самой себе и не укладывается никоим образом в общую энергетическую стратегию. Соответственно, в управленческом смысле нынешняя ситуация абсолютно нелепая и неправильная. И пришла пора принимать решение о том, что стратегические вопросы развития теплоэнергетики должны решаться в том же самом министерстве, где решаются проблемы развития электроэнергетики, то есть в Минэнерго.

Для восстановления коммунальной инфраструктуры и приведения многоквартирных жилых домов в состояние, соответствующее установленным требованиям, требуются огромные деньги. Откуда их взять? Не ляжет ли эта потребность непосильной обузой на жителей?

С 1 января 2013 года плата за ЖКХ вновь, скорее всего, вырастет. Жильцам придется платить и за капремонт – от 6 до 10 рублей с квадратного метра.

Это еще один вид поборов, из тех, что не добавят власти популярности и авторитета. Такие решения корнями растут из воззрений бывшего министра финансов Кудрина, взятых им из либеральных источников. Однако прежде чем заставить людей платить за разрушенную инфраструктуру и капремонт, следовало бы посчитать, сколько в действительности потребуется средств.

На регенерацию коммунальных сетей и капремонт сегодня нужно не менее 30 триллионов рублей. С учетом амортизации, нарастающей по 2 триллиона в год, получается, что властям придется заставить граждан удвоить свои платежи. Пенсионерам не будет хватать на хлеб и молоко. Если же затем, как планируется, будет проведен и закон о банкротстве физических лиц – резко ускорится сокращение населения. Притом, что даже выселения людей из квартир в итоге все равно не решают проблем капремонта и инфраструктуры.

Между тем, денег, которые идут в стабилизационные фонды вполне достаточно, чтобы эти проблемы решить.

Большая часть тепла сегодня получается от сжигания газа. Это удобно и пока приемлемо по цене, хотя цены на тепло и платежеспособность потребителей уже на пределе. В то же время, газ является источником пополнения бюджета. Каково Ваше отношение к планам повышения налоговой нагрузки на добычу газа?

Действительно, появилась информация, что в правительство внесен новый вариант формулы налога на добычу газа. В нем предусмотрены различные ставки налогов для разных видов сырья. Размер налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), как считают в Минэнерго, «должен зависеть от конечной цены реализации сырья и затрат на производство».

Ранее правительством планировалось повышении НДПИ, которое могло бы привести к изъятию до 80 процентов сверхдоходов "Газпрома". Теперь, с учетом возражений оппонентов, по отдельным позициям пошли на уступки. Однако общая тенденция значительного повышения налоговой нагрузки, начиная с 2012 года, налицо.

В ноябре прошлого года в Налоговый кодекс РФ были внесены изменения, предусматривающие поэтапное повышение ставки на природный газ практически в 2,5 раза. Затем, весной 2012 года правительство вновь одобрило предложения Минфина о дополнительном увеличении налогового бремени - и на сей раз почти вдвое. Наконец согласились все же на более мягкое повышение. Однако в целом подобная тенденция неверна в корне, нельзя совершать такие скачки.

В России сейчас создается Единая система газоснабжения. Побывав недавно в Якутии, вновь убедился, что для освоения очередных месторождений потребуются громадные денежные затраты. Все создается там на голом месте, тяжело доставлять технику, продовольствие, все прочие ресурсы.

Увеличивая налоги, мы уменьшаем инвестиционные программы газовых компаний, а это, в конечном счете, может угрожать увеличением тарифов. Комитет Госдумы по энергетике считает абсолютно нецелесообразным повышение налогов на добычу газа.

Но нефтегазовые компании весьма прибыльны. Компания Роснефтегаз недавно заявила о получении дополнительной прибыли в сумме 50 миллиардов рублей. Компания государственная. Каким образом государство участвует в использовании дополнительной прибыли?

Пока нет четкой ясности, на что правительство собирается тратить 50 миллиардов «Роснефтегаза». В бюджете 2012 года дополнительные доходы в части ТЭК распределяются сомнительным образом. Не расписано по объектам или хотя бы направлениям, каким образом будут использоваться дивиденды «Роснефтегаза», которые должны поступить в бюджет по схеме, предложенной правительством.

Между тем, предполагалось, что средства эти будут вложены в энергетические объекты Дальнего Востока и Сибири, и на сей счет звучали даже прямые распоряжения. Судя, однако, по материалам некоторых СМИ, чьи публикации довольно часто не оказываются случайными, на этот счет имеются сомнения, потратятся ли деньги конкретно на финансирование энергетических программ Дальнего Востока. Между тем именно в этом регионе сегодня объективно все сложилось для экономического рывка: есть потенциальный спрос на ресурсы и возможность их же задействовать – в особенности на нефтехимию и газохимию.

Все упирается исключительно в действия власти, в то, чтобы обеспечить бюджетную наполненность этих регионов, и как следствие в короткие сроки поднять энергетическую оснащенность.

- Дивиденды государственной компании должны, по крайней мере, быть потрачены на государственные нужды. Хватит нам мудреных финансовых схем, вся страна смотрит сегодня телевизор и видит, чем все это кончается. Мы желаем ясности и четкости. Позиция Комитета Госдумы по энергетике в этом вопросе однозначная - конкретно хотим знать, куда и по каким объектам ТЭКа будут распределяться и расписываться эти деньги - 50 миллиардов рублей, не чужих для российских граждан…

Часто высказываются опасения в том, что усиление доли государства в нефтегазовом секторе приведет к снижению эффективности производства в этом важнейшем для страны сегменте экономики. Развернулась полемика в связи с продажей крупного пакета акций ТНК ВР Роснефти. Каким образом Вы прокомментируете такого рода опасения?

Бывший вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин выступил с очередным предостережением, касающимся увеличения масштаба влияния в экономике государства. Кудрин предсказал возвращение "влиятельного нефтегазового лобби"; как «неправильную» охарактеризовал сделку «Роснефти» и «ТНК-ВР». И назвал наконец-то российское образование «важнейшей ценностью». Хотя в бюджете при нем, как министре финансов, доля того же образования, как и здравоохранения, неуклонно понижалась.

Кудрин утверждает, будто «стране не приносит счастья» увеличение резервов у государственных компаний. Однако мы знаем, что реально в мире примерно 80 процентов нефти добывается компаниями, контролируемыми государством. Взять хоть норвежскую «Статойл» - никому она ни в чем не уступает, в том числе и в части технологий и освоения месторождений – северных, тяжелых, близких по условиям к нам. Сегодня потребуются огромные ресурсы на освоение дальневосточного шельфа и северных территорий. Кто, кроме обеспеченных государством компаний сможет в России это сделать, понять очень трудно. Поэтому на мой взгляд, сделка «Роснефти» и «ТНК-ВР», которую бывший министр финансов назвал «неправильной» - абсолютно нормальная, ничего в ней нет, несоответствующего мировым тенденциям. И никаких доказательств, что частные компании эффективнее, чем 80 процентов контролируемых в мире государством, Кудрин не найдет.

В части того, что госкомпании начнут влиять на политику – это точно очень интересный вопрос. Пока что предложений нефтяных или газовых компаний уменьшить себе налоги в ущерб малому бизнесу, добиваясь преференций за счет других, не поступало. Кудрин же, стоявший во главе либерального финансового крыла во всей власти, преспокойно увеличивал налоги малым предпринимателям, в том числе социальный налог. С точки зрения развития частной собственности и частного бизнеса, его собственная политика была в целом для страны намного хуже.

В целом считаю, что сделка «Роснефти» и «ТНК-ВР», которую Кудрин называет «неправильной» - соответствует мировым тенденциям

Недавно Вы приняли участие в заседании Американо-Российского Делового Совета. Американцы весьма прагматичны. Как они относятся к идеям либерализации в нефтегазовом секторе экономики и к повышению присутствия государства в этой сфере экономики России?

Хотелось бы отметить, что американский бизнес в отношении к России не связан энергетическими догмами. Прошедшее заседание Ежегодного Американо-Российского Делового Совета (АРДС -2012) еще раз показало разницу между деловым и чиновным подходом к России. Традиционная встреча, в ходе которой прозвучали доклады и обсуждения по самым насущным темам экономики и американо-российских отношений, на сей раз проходила в Атланте. А участвовали в ней представители тех 230 компаний, на чью долю приходятся почти 80% инвестиций США в Россию. Самый острый интерес бизнесменов, вызывает, естественно, топливно-энергетический сектор, так как большая часть их средств вложена именно в него.

«Изменилось ли отношение Правительства РФ к иностранным инвестициям в эту стратегическую область? На каких условиях будет приветствоваться участие иностранных инвесторов в проектах по разработке и добыче природных ископаемых?» - главные из прозвучавших на деловом совете вопросов, волнующих партнеров России.

Позиция бизнеса в США прагматична и далека от утопий. По просьбе участников встречи я выступал по проблематике освоения Севера и доступа туда иностранных компаний. Всем ясно: потребности в энергии и цены на углеводороды в среднем будут только расти – никаких понижательных тенденций здесь не предвидится. Деловым сообществом это воспринимается как факт, в чем на форуме АРДС я снова убедился, прослушав внимательно все выступления. И характерно, что их прогнозы диаметрально отличаются от прогнозов чиновников - того же, допустим, Евросоюза.

Сегодня, чтобы привлечь новые инвестиции в Россию нужно разъяснять то, что на самом деле бизнес волнует. К примеру, особый интерес вызывает оценка роли государства в энергетической отрасли. И тут следует особо подчеркнуть: мы были поняты, когда представили свои аргументы. При существующих рисках, учитывая усложняющиеся с каждым годом условия добычи нефти и газа, государству уходить из энергетической отрасли в России нецелесообразно - это породит новые проблемы для тех же инвесторов. Отрадно, что крупный и средний бизнес США не подвержен избыточному либерализму, что вселяет большие надежды.

В конце октября Вы посетили с рабочим визитом Республику Саха Якутия. Каково Ваше впечатление от этой поездки?

31 октября с.г. в г. Мирный состоялось выездное расширенное заседание Комитета Государственной Думы по энергетике на тему: "Законодательное обеспечение Восточной газовой программы".

Считаю, что России в своей энергетической стратегии необходимо больше уделять внимание Востоку, с учетом огромного потенциала потребления энергоносителей Индией и Китаем. Опираясь на тот факт, что значительная часть запасов Сибири и Дальнего Востока не освоены, на ближайшую перспективу восточное направление будет занимать до 2/3 в энергетической стратегии России.

В какой мере эта новая восточная энергетическая стратегия коснется наших граждан и российского законодательства – это и есть предмет выездного заседания Комитета Государственной Думы по энергетике. Комитет намерен внимательно изучить предложения Правительства Российской Федерации, ведущих компаний ТЭКа России по освоению региона Дальнего Востока, Якутии и Иркутской области для того, чтобы выработать правильную позицию, совместив стратегическое экспортное направление при освоении ресурсов региона с обеспечением не менее важных нужд наших граждан в газификации, создании рабочих мест.

Комитет Государственной Думы по энергетике выработает позицию, как совместить стратегическое экспортное направление при освоении ресурсов Сибири и Дальнего Востока с обеспечением не менее важных нужд жителей региона.

Претензий к действующему законодательству в сфере организации энергосбережения более, чем достаточно. Каковы планы внесения изменений в закон «Об энергосбережении …»?

В Комитете уже около 200 страниц поправок, присланных регионами и профессиональным сообществом к Федеральному закону № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Это говорит о том, что необходимо начинать комплексную работу над законопроектом, к которой Комитет готов.

Автор: Коваль Сергей Петрович

SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →