Главная / Аналитика / Саморегулирование в обеспечении энергосбережения / Энергоаудит

Саморегулирование. Энергоуадит в сравнении с общим аудитом.

Еще по теме: Финансовый аудит

В этой статье мы продолжим проводить сравнение саморегулирования в области энергоаудита с другими схожими сферами. Ранее мы проводили параллели в вопросах стоимости вступления и участия в СРО с проектными организациями и рассматривали процесс регистрации СРО в строительстве. На этот раз сравним саморегулирование в энергоаудите с реакцией рынка обычного аудита на нововведения законодательства.

Саморегулирование. Энергоуадит в сравнении с общим аудитом.

В этой статье мы продолжим проводить сравнение саморегулирования в области энергоаудита с другими схожими сферами. Ранее мы проводили параллели в вопросах стоимости вступления и участия в СРО с проектными организациями и рассматривали процесс регистрации СРО в строительстве. На этот раз сравним саморегулирование в энергоаудите с реакцией рынка обычного аудита на нововведения законодательства.

Закон "Об аудиторских организациях" в новой редакции был принят 30 декабря 2008 г. и встутил в силу с 1 января 2009г. В соответствии с этим законом с 1 января 2010 г. действие лицензий на аудиторскую деятельность отменяется, обязательным для аудиторов становится участие в СРО и наличие допуска СРО к аудиторской деятельности. Характерная особенность: о намерении ввести саморегулирование в аудит Минфин заявил за 4 года до принятия закона.

Для энергоаудита все обстояло несколько иначе. Принятие нормы о введении саморегулирование в энергоаудите и об обязательном участии энергоаудиторов в СРО было для большинства энергоаудиторов полной неожиданностью. Ситуация осложнилась тем, что принятый 23 ноября 2009 года Закон РФ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности" ввел требование об обязательном участии энергоаудиторов в СРО с 1 января 2010 г.

Аудит и энергоаудит. Тенденции, схожесть и различия.

Аудиторских организаций в России около 6000, энергоаудиторских 232. Членами СРО в аудите должны быть аудиторские компании и работающие в этих компаниях аудиторы, для энергоаудита такое требование не применяется. Для аудита установлены более жесткие требования к опыту работы аудиторов и количеству членов СРО.

Законодательством не установлены специальные требования к компенсационным фондам и страхованию гражданской (профессиональной) ответственности аудиторов и энергоаудиторов. Эти вопросы должны самостоятельно решать СРО исходя из требований Закона РФ "О саморегулируемых организациях".

Для СРО аудиторов регистрирующий орган определен. Это Минфин. Для энергоаудиторов пока решение о регистраторе не принято.

В связи с введением нового законодательства и среди аудиторов и среди энергоаудиторов начались процессы консолидации и адаптации к новому законодательству.
Среди 6000 аудиторских организаций компаний с выручкой более 10 миллионов рублей не более 300. Остальные компании осуществляют помимо аудиторской деятельности дополнительные услуги и выживают как могут. То есть проблема малого бизнеса налицо. Судя по сообщениям прессы общественные объединения, которые выступили с инициативой создания аудиторских организаций в ходе реорганизации в саморегулируемые организации ввели весьма жесткие требования к аудиторам и обрели практически неограниченные полномочия по корпоративному "урегулированию" отношений внутри СРО. В этом отношении демократический процесс принятия решений и допуска на рынок находится в полном ведении крупных компаний, учредивших СРО.

В связи с неопределенностью будущего цены на аудит в 2009 г. резко упали. Некоторые компании снизили стоимость своих услуг в разы. Рентабельность услуг упала, прошла волна сокращения персонала. Конечно, это связано и с кризисными явлениями в экономике тоже. Тем не менее, аудиторы жалуются на демпинг со стороны своих коллег и расширение практики поверхностных проверок и "торговли печатями".

По мнению самих аудиторов должно пройти не менее двух-трех лет, пока рынок аудита приспособится к саморегулированию.

Официальные рекомендации

Для того, что бы как то способствовать этому процессу Минфин недавно выпустил "Рекомендации по организации саморегулируемыми организациями аудиторов прохождения аудиторами обучения по программам повышения квалификации". В этих рекомендациях достаточно подробно расписан порядок прохождения профессиональной переподготовки аудиторов, обязанности СРО при проведении переподготовки, некоторые меры социальной защиты аудиторов в связи с обеспечением требований к их квалификации.

В среде энергоаудиторов идут похожие процессы и достточно жаркие дебаты. Куратор энергоаудита — Минэнерго. Во что выльется консолидация энергоаудиторов, какие СРО будут диктовать условия на рынке, какие будут обеспечивать допуски — покажет время. И, может быть, стоимость вступления в СРО, которая может стать барьером для малых энергоаудиторских компаний.

Автор: Коваль Сергей Петрович

 

Обсуждение

 

Написать комментарий

 
SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →