Главная / Аналитика / Встречи, конференции, выставки / Федеральные мероприятия

Работа над энергоэффективностью. Оценка Минэнерго

В Москве 3-4 декабря проходил Международный Форум «Современный мегаполис. Ресурсосбережение. Энергоэффективность». Одним из первых на пленарном заседании был доклад ИО директора Департамента энергоэффективности, модернизации и развития ТЭК Минэнерго Кулапина Алексея Ивановича. В его обращении к собравшимся, запись которого мы представляем, была дана краткая оценка состояния работы по исполнению законодательства в сфере повышения энергоэффективности.

Работа над энергоэффективностью. Оценка Минэнерго

По вопросам достаточности энергообеспечения России говорится не мало. С одной стороны Россия одна из богатейших стран мира по запасам углеводородного сырья. С другой стороны постоянно говорится, что экономика страны должна быть энергоэффективной. В 2008 г. в стране был взят курс на энергоэффективность. Это происходило на фоне разговоров о том, что необходимо удвоить ВВП. Анализ исполнимости этой задачи показывал, что возможностей ТЭК страны просто не хватит для реализации этой задачи. Именно поэтому был взят курс на энергоэффективность. Но эта задача и прежде была постоянной и не относилась к проводимой компании по росту объемов экономики. Для российской экономики, которая в разы менее энергоэффективна, выбора нет, у нас просто нет другого пути, как снижение энергозатрат. Именно поэтому энергоэффективность вошла в число 5 приоритетов экономического развития, сформулированных Президентом России.

Совсем недавно, Председатель Правительства России, еще раз подчеркнул важность исполнения этой задачи. На сегодняшний день можно утверждать, что нормативно-правовая база в сфере повышения энергоэффективности уже сформирована. Распоряжением Правительства 1794 определены направления совершенствования этой нормативной базы.

Основным инструментом реализации Закона «Об энергосбережении ..» является госпрограмма энеросбережения на период до 2020 года. Основным исполнителем Госпрограммы является Минэнерго, а соисполнителями Минэкономразвития, Минпромторг, Минрегион, Минобрнауки и Минфин. Основными задачами программы является снижение энергоемкости ВВП на 13,5% за счет мероприятий программы. Сопутствующие процессы позволят повысить энергоемкость ВВП к 2020 г. на 40%.

В Госпрограмме определен набор инструментов, которые позволяют реализовать намеченные мероприятия. К числу этих инструментов можно отнести софинансирование лучших региональных программ повышения энергоэффективности. В 2011 г. объем федерального софинансирования составлял 5,2 миллиарда рублей, в 2012 г. такое софинансирование составит 5,7 миллиарда рублей. Каждый год критерии и правила отбора программ для софинансирования совершенствуются и ужесточаются. Поэтому нет такого положения, что финансовые средства размазываются по всем субъекта. Так в 2011 г. субсидии были предоставлены 53 субъектам из 83, в 2012 только 36. Для софинансирования выбираются только лучшие регионы, которые подготовили необходимые институциональные условия для реализации программ энергосбережения и имеют региональные законы энергосбережения. В регионах должно развиваться частно-государственное партнерство в сфере организации энергосбережения. На сегодняшний день планируется работа в 2013 году, условия отбора регионов для софинансирования становятся все жестче.

К сожалению, в рамках Госпрограммы есть еще механизмы, которые не полностью работоспособны. В частности такой механизм, как предоставление госгарантий на реализацию проектов повышения энергоэффективности. Этот механизм предназначен для стимулирования привлечения частных инвестиций. Для того, что бы реализовать в полном объеме исполнение задачи сокращения энергоемкости ВВП на 40% к 2020 году, необходимо более 9 триллионов рублей. При этом обеспеченность госпрограммы со стороны госбюджета составляет не более 60% от общего объема необходимого финансирования. Остальные деньги должны быть частными. Потенциал для этого, безусловно, есть. Сама сфера энергосбережения достаточно инвестиционно привлекательна. Но механизм предоставления госгарантий сегодня практически не работает и именно это есть предмет для совершенствования и доработки.

Кроме того, необходимо совершенствование нормативно-правовой базы в сфере энергетических обследований. Есть определенный Законом «Об энергосбережении …» круг потребителей, для которых проведение энергетических обследований обязательно. На сегодняшний день мы вынуждены констатировать, что эта благая мера не дает видимого результата. В ряде случаев мы видим низкое качество представляемых для регистрации энергетических паспортов. Даже те паспорта, что представляются на регистрацию в Минэнерго, не соответствуют предъявляемым требованиям. На сегодняшний день из 30 тысяч энергопаспортов, представленных в Минэнерго, зарегистрировано около 2 тысяч. Большая часть энергопаспортов возвращается на доработку. При всем при этом Министерство анализирует соответствие паспортов по признакам формального соответствия и элементарной арифметики и математики. Такие паспорта не могут быть основой для принятия правильных решений при построении программ энергосбережения.

С нашей точки зрения, необходимо совершенствовать механизмы энергоаудита, контроля за деятельностью энергоаудиторов, ужесточать квалификационные требования к энергоаудиторам. Сегодняшние требования по прохождению 40 - часовых курсов подготовки для того, что бы стать энергоаудитором, явно не достаточны и это самым существенным образом сказывается на качестве энергоаудита. Создание государственного реестра энергоаудиторов, с исключением из реестра не добросоветсных энергоаудиторов, формирование стандартов и правил деятельности энергоаудиторов и введение института энергетических деклараций для объектов, имеющих не значительное энергопотребление – это те направления, которые необходимо задействовать в ближайшее время.

В настоящее время количество объектов, которые подпадают под требования обязательности проведения энергетических обследований, порядка 680 тысяч. Из них большая часть – объекты бюджетной сферы с низким уровнем энергопотребления. Зачастую стоимость энергоаудита превышает годовую стоимость энергоресурсов, которые этот объект потребляет. В этой ситуации проводить энергоаудит экономически не целесообразно. Разумнее заполнять энергетическую декларацию силами сотрудников этого объекта. Соответствующий законопроект уже подготовлен, согласован с министерствами и ведомствами и представлен для рассмотрения в Госдуму. Надеемся, что до конца этого года он пройдет первое чтение.

Одна из основных задач Госпрограммы энергосбережение – обеспечение привлечения внебюджетных средств в программы повышения энергоэффективности. Энергоаудит является первым шагом, для того, что бы начать процесс привлечения внебюджетных средств в эту сферу. Получив объективный энергопаспорт энергосервисная компания, банк смогут судить о том, насколько выполнимы предлагаемые для финансирования мероприятия и насколько они окупаемы. К сожалению, пока этого не получилось и необходимо совершенствовать механизмы проведения энергетических обследований. Кроме того, Распоряжением Правительства 1794 предусмотрено разработка достаточно большого количества нормативно-правовых актов в сфере энергосервиса, предоставления госгарантий, (этот механизм должен стать действительно работоспособным).

От сайта « Портал-Энерго.ru».

Уважаемые посетители сайта!

Предлагаем Вашему вниманию 2 опроса по проблематике организации энергосбережения, которые помогут, количественно оценить Ваше мнение относительно действующего законодательства и получить предложения по внесению соответствующих изменений и дополнений. Опросы размещены на главной странице сайта «Портал-Энерго.ru» (в центре).

Первый опрос http://portal-energo.ru/surveys/details/id/18 посвящен оценке законодательства.

Второй опрос http://portal-energo.ru/surveys/details/id/19 посвящен оценке использования инструментария реализации законодательства

Данные опросов будут использованы при анализе действующего законодательства в сфере организации энергосбережения и повышения энергоэффективности и при выработке соответствующих решений. В настоящее время готовится ряд мероприятий в Государственной Думе, на которых будут рассматриваться проблемы реализации законодательства. Идея проведения опросов в том, что бы дать количественное отражение существующим эмоциональным оценкам. Кроме того, через опрос Вы можете предложить свои оценки, которые не были предусмотрены опросным листом. Данные опроса будут представлены Председателю Комитета Госдумы по энергетике Грачеву И.Д., депутатам Госдумы, экспертам, участвующим в анализе и разработке предложений по внесению изменений в действующее законодательство.

SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →