Позиция профессионального сообщества участников энергосервисного рынка
по поводу некоторых положений Правил содержания общего имущества
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года (№491), в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05. 2011 №354 содержат пункты 38 (1) – 38(5), в которых зафиксированы положения, касающиеся условий заключения энергосервисного договора, направленного на сбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных ресурсов при использовании общего имущества. В том числе, в пункте 38(4) оговорено условие, в соответствии с которым: «оплата цены энергосервисного договора на общедомовые нужды осуществляется отдельно от оплаты за коммунальные услуги и платы за содержание и ремонт жилого помещения».
Если следовать логике этого документа, то жильцы многоквартирного дома должны вносить некую дополнительную плату за энергосервис. Но это неверно по самой сути правильно понимаемого энергетического сервиса, призванного, как и сказано в данном Постановлении Правительства, способствовать сбережению энергоресурсов, то есть рациональному уменьшению их потребления, и, соответственно, снижению оплаты за потреблённые ресурсы.
За энергосервис не надо платить. Принцип энергосервисной услуги основан на том, что ЭСКО, используя собственные ресурсы и профессиональную компетенцию, находит возможности для снижения затрат на энергопотребление, а затем реализует их на практике. А потребители, в данном случае жильцы многоквартирного дома, уменьшают свои издержки по оплате за потребление на величину сбережённой энергии.
Оплата энергосервисного договора, прописанная в платёжном документе жильцов отдельной строкой, – медвежья услуга развитию такого важного направления ресурсосбережения. Как раз правильнее было бы включать в «платёжку» не величину оплаты за энергосервис, а величину доплаты жителю в размере причитающейся ему доли экономии от совокупного размера уменьшения платежей за энергопотребление.
Этой реально добытой экономией потребитель и делится с ЭСКО, которая, конечно же, должна возместить свои затраты на энергосберегающие мероприятия, позволившие сократить (рационализировать) потребление ресурсов. Затраты в этой схеме несет энергосервисная компания, которая инвестирует средства в проведение такого рода работ. Деньги заказчика (потребителя) не привлекаются. Важной отличительной особенностью ЭСКО, выделяющей её из всех коммерческих институтов, является то, что энергосервисная компания получает доход не за проделанную работу или оказанные услуги, а за результативность своих проектов. При этом уровень оплаты зависит от уровня их рентабельности и эффективности.
Это ли не самая современная форма оплаты труда с заложенной в неё системой самоконтроля?!.. Ведь ЭСКО, беря на себя все риски по достижению заявленных результатов, только при таком условии получает оплату за проделанную работу. Таким образом, энергосервисная компания крайне заинтересована в качестве выполненных работ, так как окупаемость проекта и полученная прибыль напрямую зависит от размера сэкономленных заказчиком средств.
Постановление Правительства №354, где прописана оплата энергосервисного договора отдельной строкой, подспудно формирует негативное отношение к энергосервисной услуге, и, соответственно, создает препятствия для реализации энергоэффективных мероприятий, подчас делая их невыполнимыми. В ещё большей степени здесь нарушается сам принцип энергосбережения, который диктует: «Сберег – получи!». А формат взаимоотношений «заплати и жди» представляется не только устаревшим, но и вредным, поскольку ориентирует на неправильный подход к оценке важности энергосервиса.
Не будем забывать, что правильно налаженный и отрегулированный энергетический сервис включает, как правило, ещё и такие направления, как:
- обеспечение требования законных прав потребителей по контролю за качеством и количеством услуги, продаваемой ресурсоснабжающей организацией;
- поддержание реальных стимулов для энергосбережения и рациональных методов потребления тепло-водоресурсов;
- контроль достоверности количества энергоресурсов, предъявляемого поставщиком для оплаты;
- поддержание оптимальных и эффективных режимов работы систем отопления и горячего водоснабжения;
- Ø создание и обеспечение функционирования системы информационного обеспечения процесса энергопотребления, что в результате и дает экономию бюджетных средств и средств потребителя за оплату ресурсов.
Перспективы развития энергетического сервиса в нашей стране зависят, безусловно, от многих привходящих условий, но при этом крайне важно, чтобы его становлению не мешали и, тем более, не дискредитировали его принципы и самый смысл.
Позицию профессионального сообщества сформулировали:
Саморегулируемая организация Некоммерческое партнёрство «ЭСМО»,
Комитет по вопросам энергосбережения и энергоэффективности Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»,
Экспертная секция «Системные технологии энергоучёта, энергосбережения и энергетического сервиса» Комитета Государственной Думы по энергетике