В прошедшие годы в России особенно популярной является тема создания благоприятного инвестиционного климата для энергоэффективного и экологически чистого развития инновационной экономики, так называемой «зеленой» экономики. При этом одной из актуальных тем является проблемы энергетической и экологической безопасности, в том числе проблема изменения климата, которая стала доминантой практически на всех международных встречах стран восьмерки, двадцатки и др. Представители высших органов власти России неоднократно подтверждали приверженность России следовать международным усилиям по ресурсоэнергосбережению и сокращению антропогенного воздействия. На международном уровне сделаны официальные заявления о намерениях повысить энергоэффективность российской экономики на 40%, сократить выбросы парниковых газов на 25% к 2020 г. и даже выделить на эти цели 200 млн. долларов США для поддержки этих процессов в развивающихся странах в рамках Киотского протокола, при условии соблюдения национальных интересов России по учету поглотительного ресурса российских лесов.
Но на фоне этой международной активности на национальном уровне в России практически ничего не делается, чтобы создать необходимые экономические условия на внутреннем рынке для внедрения инноваций ресурсоэнергосбережения, возобновляемых источников энергии и рационального природопользования, в целях практического сокращения темпов роста негативного природопользования и антропогенного воздействия.
В октябре 2007г. в аппарат тогда еще вице премьера Медведева Д.А. была передана аналитическая записка о состоянии этой проблемы и возможных путях решения. Далее по этой теме был доклад Медведева Д.А. на совете безопасности, а после избрания Президентом РФ вышел Указ Президента от 4 июня 2008 года №889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики»
Но исполнение Указа Президента РФ исполнительной властью по большинству положений практически не выполняется, если не сказать саботируется.
Для иллюстрации цитаты:
Указ Президента РФ от 4 июня 2008 года №889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики»,
В законе "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности" не нашли своего отражения положения Указа Президента РФ в части:
а) в 2008-2009гг. принять меры по …….. экологической эффективности таких отраслей экономики, как электроэнергетика, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт;
обеспечить переход к единым принципам выработки нормативов допустимого воздействия на окружающую среду;
б) до 1 октября 2008 г. подготовить и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов, предусматривающих экономические механизмы, стимулирующие хозяйствующих субъектов, применяющих ……….. экологически чистые технологии;
в) до 1 октября 2009 г. подготовить и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов, направленных на усиление ответственности хозяйствующих субъектов за несоблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду в целях стимулирования перехода на …………….. экологически чистые технологии;
г) при формировании тарифной политики и проектов федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов, а также на последующие годы предусматривать бюджетные ассигнования, необходимые для поддержки и стимулирования реализации проектов использования возобновляемых источников энергии и экологически чистых производственных технологий;
д) учитывать в качестве критерия выделения бюджетам субъектов Российской Федерации отдельных видов субсидий из федерального бюджета применение на территории субъекта Российской Федерации …………. экологически чистых производственных технологий;
е) рассмотреть вопрос о включении в федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования основ экологических знаний.
Процесс подготовки и реализации вышедшего закона "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности" можно смело охарактеризовать как «гора родила мышь», а необходимые к нему 49 подзаконных актов по нормированию потребителей энергии можно сравнить с производством корма для мышей…
Отличительной особенностью этого закона является тот факт, что в условиях рыночной экономики, когда производители должны бороться за увеличение рынков сбыта и снижение цен на свою продукцию, российский закон направлен на сокращение внутренних рынков сбыта и увеличение цен на энергоносители.
Аналогично, в настоящее время в Госдуме РФ находится на рассмотрении законопроект под названием: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий». Анализ текста закона позволяет сделать вывод, что полагающиеся по нему около 50 нормативных актов Правительства РФ и МПР России, в том числе и явные признаки экологического протекционизма других стран, сводят на нет заявленные цели, если не сказать, что направлены в обратном направлении от них. Наряду с коррупционностью нормотворчества по этому закону, ряд его положений, в частности «технологическое нормирование» нарушают конституционные права граждан РФ на благоприятную окружающую среду.
Обращает на себя внимание, что на фоне определенных энергетических и экологических проблем в нашей жизни, которые сплошь и рядом раздуваются в наших СМИ фактическое их состояние не так уж и плохо в сравнении с другими странами.
Сравнение некоторых показателей стран ВЕКЦА по сравнению с ЕС и США.
(по данным, представленным в третьем оценочном докладе Европейского агентства по охране окружающей среды, доклад № 10, Люксембург: отдел официальных публикаций Европейского сообщества)
На фоне низких показателей потребления различных ресурсов углеродоемкость электроэнергетики РФ почти в 2 раза ниже, чем в США и в полтора раза, чем в странах ЕС. Германия запланировала приблизиться к показателям России по углеродоемкости электроэнергетики только к 2020г. Тем не менее, на очередной Конференции Сторон РКИК и КП, проходившей в декабре 2012г. в Дохе (Катар), России в рамках Киотского протокола практически предложили заморозить свое ресурсоэнергопотребление на уровне 2008-2010гг.
Все эти процессы происходят на фоне того факта, что даже уже достигнутые российскими хозяйствующими субъектами результаты ресурсоэнергосбережения, сокращения антропогенных выбросов и их поглощения в экономике России за прошедшие 20 лет перехода к рыночной экономике не оценены и не капитализированы.
Суммарная стоимость этих неучтенных экономикой России экологических ресурсов по различным оценкам составляет около7 трлн. руб. в год.
Если говорить более подробно, то картина выглядит следующим образом:
Экологический потенциальный ресурс энергосбережения в России составляет свыше 40% в год от существующего потенциала энергопотребления и составляет 400 млн. т.у.т. Потенциал энергосбережения оценивается в сумму: 3600 млрд. руб. в год ($300 за т.у.т.)
Сжигание этого потенциала в процессе переработки и потребления адекватно выбросам приблизительно 800 млн. т в эквиваленте СО2 в год, что по минимальным ценам себестоимости сокращения выбросов в России составляет около 720 млрд. руб. в год.
То есть, суммарный потенциал ресурсоэнергосбережения совместно с экологическим оценивается свыше: 4320 млрд. руб.в год.
Фактически по ряду различных источников экологический ресурс поглотительного потенциала природных экосистем территории России преобладает над объемами выбросов на 2.8 млрд. т СО2 (0,868 Гт/год С) в год и по минимальным оценкам составляет: 2520 млрд. руб. в год.
Таким образом, минимальная стоимость совокупного экологического потенциала России по «углекислотному» эквиваленту оценивается на сумму 6840 млрд. руб. в год (со средней стоимостью сэкономленных энергоресурсов на мировых рынках.
Интересные результаты различных оценок российского экологического потенциала. Сравнение различных оценок этого потенциала с его оценкой в рамках Киотского протокола позволяет понимать, почему он так упорно навязывался и навязывается России.
Пояснения к таблице: Стоимость прав на выбросы парниковых газов по различным странам определяется как отношение объема ВВП к объему выбросов парниковых газов. Стоимость прав на выбросы для стран ОЭСР и России взяты из работ ИЭА( http://www.iea.ru/article/kioto_order/prognoz.pdf).
- Минимальная стоимость поглотительного ресурса лесов
- Международный рынок прав на выбросы парниковых газов (квот), созданный в рамках Киотского протокола, реализует принцип «плати и загрязняй». Этот рынок прав не имеет ничего общего с охраной окружающей среды, в том числе и с проблемой изменения климата. Зачем странам ОЭСР сокращать выбросы по себестоимости $150 - 600 за тонну сокращенных выбросов, если можно купить права на выбросы в том же Китае по цене $15 за тонну, то есть в 10 раз ниже себестоимости сокращения выбросов?
В настоящее время на развитие прикладной науки направляются значительные средства бюджета России, но при этом не даны экономические, энергетические и экологические параметры стратегических целей, что естественно не создает условий для формирования внебюджетных источников финансирования разработки и внедрения инноваций и прикладной науки в целом.
В 2009г. в инициативном порядке нами был разработан Проект в котором мы попытались решить задачу, как обозначить цели в решении накопленных проблем и как целесообразно создать экономическую среду, стимулирующую движение в направлении устойчивого развития «зеленой» экономики России.
Рабочее наименование проекта:
«Повышение энергетической и экологической эффективности экономики Российской Федерации, с применением механизмов стимулирования ресурсоэнергосбережения и сокращения антропогенного воздействия в хозяйственной деятельности и сфере потребления».
Автор Проекта руководитель группы «ЭМС РСАВ» (Экономические Механизмы Стимулирования Ресурсоэнергосбережения и Сокращения Антропогенного Воздействия), кандидат экономических наук - Потапов Виктор Васильевич.
Проект разрабатывался более 10 лет и в разработке различных разделов Проекта оказали содействие:
Бедрицкий Александр Иванович- кандидат географических наук, советник Президента РФ по вопросам изменения климата.
Дуденков Сталь Васильевич - доктор технических наук, профессор МАГМУ.
Метальников Александр Петрович - бывший советник руководителя Росгидромета, доктор технических наук.
Погодин Виталий Анатольевич - Председатель Правления Соцэкономбанка, кандидат экономических наук.
Сизов Олег Афанасьевич - декан спецфакультета МАГМУ, доктор технических наук, профессор, Председатель Национального экологического фонда.
Ткаченко Николай Филиппович - генеральный директор Национального углеродного фонда, доктор технических наук, Академик РАЕН
Цели проекта:
- практически исполнить положения Указа Президента РФ № 889 о повышении энергетической и экологической эффективности российской экономики;
- оценить, капитализировать и задействовать неучтенные энергетические, экологические и природные ресурсы в экономике России стоимостью свыше 6 трлн. руб. в год;
- создать национальный рынок экологических результатов, то есть, создать экономическую среду, реально и фактически стимулирующую ресурсоэнергосбережение и рациональное природопользование и минимизацию антропогенного воздействия на окружающую среду экономически эффективным способом.
Проект был представлен на Всероссийском конкурсе инвестиционных проектов, проводимом Сенаторским клубом СФ ФС РФ и был отмечен дипломом Ш степени.
Проект состоит из 6 разделов
В первом разделе были проанализированы программы законы, способы и механизмы регулирования ресурсоэнергопотребления и природопользования и стимулирования ресурсоэнергосбережения, экологической эффективности и рационального природопользования в различных странах ОЭСР.
На основе анализа были выбраны наиболее подходящие предметы регулирования, отвечающие текущему состоянию российской экономики, с учетом минимизации сопротивления их внедрению.
Более подробно в таблице:
Во втором разделе Проекта разработана методологическое обеспечение комплексной оценки энергетической, экологической и экономической эффективности хозяйственной и потребительской деятельности, в том числе объектов недвижимости, которому было дано название «Методология ЭВОС». Фактически разработана единица измерения, позволяющая в комплексе оценивать эффективность хозяйственной и потребительской деятельности, то есть, комплексную удельную энергетическую, экологическую и экономическую эффективность.
В третьем разделе проекта разработан законопроект с предварительным названием: «О стимулировании энергетической и экологической эффективности хозяйственной и потребительской деятельности и рационального природопользования на территории Российской Федерации. Настоящий закон прямого действия:
- создает правовые и экономические основы капитализации и оборота на внутреннем и внешнем рынках ресурсов энергосбережения и неиспользуемых экологических ресурсов России стоимостью свыше 6 трлн. руб. в год;
- вводит в действие комплекс административных и рыночных механизмов и инструментов государственного регулирования ресурсоэнергопотребления, природопользования и антропогенного воздействия хозяйственной и потребительской деятельности на территории РФ;
- практически создает институциональную структуру регулирования экологическим рынком и стимулирования результатов ресурсоэнергосбережения и сокращения антропогенного воздействия и его взаимодействия с внешними рынками;
- определяет экономически эффективные источники бюджетного и внебюджетного финансирования этих процессов.
В отличие от 261 закона и экологического закона, внесенного в Госдуму МПР, требующий также около 50 нормативных актов, разработанный в Проекте закон прямого действия и требует лишь два нормативных акта Правительства РФ, которые должны выпускаться раз в 3-5 лет, в качестве инструмента регулирования механизмов российского экологического рынка.
В разделе 4 Проекта была разработана целесообразная институциональная система управления экологическим рынком в России и его взаимодействия с внешними рынками. Общая схема такого управления подразумевает широкое привлечение частного капитала для решения общегосударственной задачи.
В разделе 5 Проекта было разработано ТЭО, определены эффективные источники финансирования экологического рынка, и сформирована его финансовая модель.
В шестом разделе Проекта сформированы экономически обоснованные предложения по национальной стратегии России на внутреннем и международном уровне по проблемам ресурсоэнергосбережения, охраны окружающей среды и устойчивого развития, в том числе по проблемам изменения климата.
Потенциальные выгоды субъектов хозяйственной деятельности и экономики России от реализации механизмов и инструментов Проекта, которые позволяют:
1. Структурные недостатки сырьевой экономики России сделать катализатором развития инновационной экономики с возможностью плавного повышения стоимости углеводородов на внутреннем рынке за счет повышения энергоэффективности потребления, то есть, без социальных потрясений и без подавления хозяйственной деятельности субъектов;
2. Создать механизм (кнут и пряник), стимулирующий внедрение в России ресурсоэнергосберегающих и природоохранных инноваций в целях повышения энергетической, экологической и экономической, эффективности в большинстве сфер промышленности, энергетики, ЖКХ, лесной и сельскохозяйственной деятельности;
3. Капитализировать стоимость результатов внедрения инноваций ресурсоэнергосбережения и сокращения антропогенных выбросов в энергетике и промышленности, и поглотительный ресурс лесных и сельскохозяйственных территорий.
4. Сделать капитализированные результаты внедрения ресурсоэнергосберегающих и природоохранных инноваций финансовыми активами экономики, науки и субъектов хозяйственной деятельности России;
5. Способствовать выгодному ценообразованию и продвижению российской продукции на международных рынках;
6. Создать десятки тысяч новых рабочих мест;
7. Внедрять саморегулирующиеся механизмы, ограничивающие использование промышленных технологий и товаров народного применения с завышенными характеристиками ресурсоэнергопотребления и воздействия на окружающую среду;
8. Ликвидировать отставание российского законодательства в сфере методологий оценки эффективности ресурсоэнергопотребления и природопользования от международного и сделать Россию мировым энергетическим и экологическим лидером с учетом ее природно-ресурсного потенциала.
Ряд механизмов и инструментов Проекта представляют собой НОУ-ХАУ, их научная ценность защищена диссертациями, некоторые элементы защищены патентами России, а часть из них, в отличие от России, уже активно используется другими странами.
В Проекте остался один не решенный вопрос, политический, нужны ли вообще сегодня руководству России подобные прорывные инфраструктурные проекты? Или «хотели как лучше, а получилось как всегда» это диагноз результатов решений нашей власти?