Государственная Дума
Федерального Собрания Российской Федерации
Комитет Государственной Думы по энергетике
Протокол
совещания у председателя Комитета Грачёва Ивана Дмитриевича
с участием экспертной секции «Системные технологии энергоучёта, энергосбережения и энергетического сервиса»
Москва, Охотный ряд, дом 1 29 января 2013 года
Повестка дня:
О ходе выполнения федерального и регионального законодательства в сфере энергосбережения, энергетических обследований и энергетического сервиса в Брянской области
Председатель совещания:
Грачёв И.Д. председатель Комитета Государственной Думы по энергетике
Присутствовали:
Теплышев В.Ю.
|
руководитель экспертной секции «Системные технологии энергоучёта, энергосбережения и энергетического сервиса» при Председателе Комитета Государственной Думы по энергетике
|
Тарасов С.В.
|
советник руководителя Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства
|
Байзаков М.Е.
|
заместитель председателя Консультативного совета при Председателе Комитета Государственной Думы по энергетике
|
Шкут Н.Г.
|
исполнительный директор саморегулируемой организации Некоммерческое партнёрство «Межрегиональное объединение по развитию энергосервисного рынка и повышению эффективности» (НП «ЭСМО»)
|
Портянкин Б.А.
|
президент Ассоциации энергосервисных компаний и производителей приборов учета «Новое измерение»
|
Лучкин Н.С.
|
Председатель Комитета по промышленности, строительству, предпринимательству и собственности Брянской областной Думы пятого созыва
|
Смоленская А.М.
|
директор Департамента ТЭК и ЖКХ Брянской области
|
Калюк Н. А.
|
Председатель комитета государственного регулирования тарифов Брянской области
|
Лобода Ф.Г.
|
заместитель Главы Брянской городской администрации
|
Ловяго А.П.
|
заместитель председателя Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации
|
Литвинов И.И.
|
генеральный директор ООО «Брянсктеплоэнерго»
|
Шмелева А.Е.
|
исполнительный директор СРО НП «Гильдия управляющих компаний Брянской области»
|
Чепцов В.А.
|
директор Брянского филиала ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России
|
Калинина С.В.
|
Председатель Регионального общественного движения по защите прав собственников «Наш дом»
|
Аминова Л.М.
|
помощник депутата Госдумы ФС РФ
|
|
|
|
Выступили:
1. Грачёв И.Д.: Проблема энергоэффективности и энергосбережения из разряда экономической перешла в разряд политической. На Комитете по энергетике, на различных других площадках мы не раз рассматривали эти вопросы, как с представителями власти, так и с экспертами. Задача повышения энергоэффективности есть, ориентиры также есть, но решаются вопросы крайне медленными темпами. На примере конкретного региона хотелось бы понять, почему пробуксовывают реформы в энергосбережении, что не дорабатывает федеральный центр, власти всех уровней, региональные исполнительные структуры, ресурсоснабжающие организации, предприятия ЖКХ, управляющие компании, энергосервисные компании. Надеюсь, что все присутствующие выскажут своё мнение и внесут предложения по исправлению ситуации.
2. Байзаков М.Е.: Брянская область выбрана не случайно. Регион дотационный, начаты энергосберегающие мероприятия, принят региональный закон по энергосбережению и повышению энергоэффективности, проводятся энергетические обследования предприятий и организаций, энергосервисные компании приступили к установке приборов учёта энергетических ресурсов. Если оценивать мероприятия по энергосбережению, то по основным данным область не лучше и не хуже других, находится на уровне среднероссийских показателей. Но вместе с тем, хотелось бы ожидать более активных результатов в этой сфере. Эксперты Комитета по энергетике и наши партнеры готовы оказать помощь руководству области, районам, предприятия ЖКХ .
3. Калинина С.В.: Несмотря на имеющийся положительный опыт по реализации проектов, связанных с установкой общедомовых приборов учета с привлечением инвесторов, и получения хороших показателей экономии (МУП «Жилкомсервис»), в настоящее время в регионе складывается тревожная обстановка, ставящая под угрозу выполнение условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия развитию ЖКХ согласно Федерального закона №270-ФЗ от 25.12.2012 года, поскольку первоочередным условием участия Программ региона в Фонде является оснащение до 01.07.2013 г. ОДПУ 75 % жилого фонда. В регионе эта цифра на данный момент всего 27 %.
Ситуация такая: с 01.09.2012 г.вступили в силу новые Правила расчетов за жил-ком услуги по Постановлению правительства РФ №354 с внесением новых строк оплаты в квитанциях за общедомовые нужды по новым нормативам по ГВС,ХВС, водоотведению, электроэнергии для населения, не установившего ОДПУ, тем самым стимулируя реализацию положений Закона по энергосбережению №261-ФЗ.
В Брянской области эти нормативы не установили и получили ситуацию: тем жителям, которые установили общедомовые приборы, и полностью, в нужные сроки, выполнили требования закона, с сентября 2012 года стали начислять плату за энергоресурсы, расходуемые на общедомовые нужды. А те жители, которые не установили приборы учета, платят либо по нормативу потребления только за индивидуальное потребление, либо по квартирному прибору учёта, что значительно меньше.
Это несправедливо в отношении законопослушных граждан и не подталкивает и без того неактивное население к установке ОДПУ. Разъяснительная работа с населением в Брянске и Брянской области начата совсем недавно, поэтому сейчас население думает не о том, как устанавливать новые приборы учёта, а как демонтировать те, что уже установлены. Также в области не проводится работа с привлечением инвесторов, без которых региону с этой задачей не справиться самостоятельно: ресурсопоставляющие организации на грани разорения, имеют долги и на кредиты им рассчитывать не приходится, управляющие компании не активны – лишняя головная боль и затраты по обслуживанию дома.
Нам очень нужна поддержка Фонда: предстоит замена старых изношенных сетей тепло-, энерго-водоснабжения, необходимы модернизация и замена котельных и так далее.
4. Теплышев В.Ю.: По моим сведениям, в Брянскую область были направлены предложения об инвестициях в данную сферу на сумму более 1 млрд. руб., а также другие предложения. Однако исполнительная власть проигнорировала эти предложения. Эксперты, энергосервисные компании направляют в регионы предложения помочь администрациям регионов, в том числе Брянской области наладить энергосервис, установить интеллектуальные приборы учета, по самым новейшим технологиям. Но регионы молчат, как - будто им не надо экономить ресурсы и выполнять федеральные задания по энергосбережению. Нам надо понять причины такого бездействия и нерасторопности. И вообще специалисты нашей экспертной секции готовы предложить администрации области, всем районам и заинтересованным организациям алгоритм для понимания и освоения энергосервисных моделей и технологий, с реальной экономией финансовых средств. При этом будут учтены интересы поставщика энергоресурса и потребителя. Бюджет области при этом не пострадает. Готовы осуществить энергосервисные мероприятия за счет энергосервисной компании. Надо, чтобы регионы нас услышали.
5. Смоленская А.М.: Брянская область заинтересована в выполнении условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ и в имеющийся период времени будет содействовать заключению договоров на установку приборов учёта. Главная проблема - отсутствие денег на эти цели в бюджете и у коммунальных предприятий.
6. Чепцов В.А.: Нами проводится мониторинг мероприятий по энергосбережению. Практически все подготовленные энергетические паспорта составлены по результатам проведенных энергетических обследований, но они «пустые», однотипные, не представляют ценности с точки зрения энергосбережения. В жилищной сфере есть дома, которые при установке приборов учёта дают снижение платежей, а есть дома с высокими затратами энергоресурсов, где платежи повышаются. Поэтому, в таких домах вместо того, что бы ставить приборы учёта, надо сначала провести капремонты. Кроме того, в области низкие нормативы потребления энергоресурсов и тот, кто установил прибор учёта, всегда начинает платить больше. Необходимо исправить эти недостатки, навести порядок прежде, чем ставить приборы учёта.
7. Лобода Ф.Г.: Требования Федерального закона № 261-ФЗ для города Брянска неактуальны. В городе примерно 70 % домов нуждается в капитальном ремонте, состояние их очевидно плохое, проводить в таких домах энергетические обследования и ставить там приборы учёта считаю ненужным. Денег на проведение капитальных ремонтов нет. Поэтому необходимо внести поправки в закон.
8. Шмелева А.Е.: Управляющие компании заинтересованы в выполнении требований закона об энергосбережении и получении средств Фонда ЖКХ на капитальный ремонт. Но непонятно, как распределяются обязанности между управляющими и ресурсоснабжающими компаниями, нет образцов договоров. Необходимо срочно повысить нормативы потребления, иначе стимулов ставить приборы учёта у населения не будет, наоборот, их будут выводить из строя.
9. Тарасов С.В.: Выполнение условий предоставления финансовой поддержки Фонда содействия реформированию ЖКХ и программ энергосбережения предполагает привлечение инвестиций. Механизм привлечения инвестиций, финансовые схемы проектов должны прорабатываться с инвесторами в конкретных проектах. Чтобы привлечь инвестиции, необходимо активнее проводить работу с инвесторами, а не перекладывать эту заботу на граждан или ссылаться на несовершенство закона. Фонд ЖКХ активно работает с коллегами из Липецкой, нижегородской области. Чего нельзя сказать о Брянском регионе. Договоры на установку приборов учёта заключаются в соответствии с гражданским законодательством, никакой особой специфики в них нет. Кстати, есть типовые договора на установку приборов учета. Поэтому не стоит тратить время на ожидание каких-то особых документов, надо вести работу, в большинстве регионов так и делают. Сотрудники Фонда ЖКХ готовы оказать информационную поддержку, ответить на любые вопросы. Ваш регион сам должен проявлять настойчивость и инициативу в привлечении инвестиций из Фонда реформирования ЖКХ, как это делают другие территории.
10. Литвинов И.И.: Нами проведена работа по закрытию 48 нерентабельных и малоэффективных котельных без использования средств, заложенных в тарифе компании. Население переводится на индивидуальное отопление. Что касается приборов учёта, то есть судебная практика, согласно которой, установленный поставщиком ресурсов до 1 июля 2012 года прибор учёта не был принят в эксплуатацию, потому что собственники дома приняли иное решение на общем собрании. Мы исследовали свои риски после 1 июля 2012 года, и считаем, что здесь тоже есть риск того, что граждане могут принять иное решение на собрании. Сейчас управляющие компании отказываются от заключения договора поставки тепла и мы вынуждены заключать договоры напрямую с жителями. В этом тоже есть риски при установке нами в домах приборов учёта. Нашей компании осталось установить домовые приборы только в 39 домах.
11. Калюк Н. А.: Пересмотр нормативов потребления по теплу в Брянской области перенесён на 2014 год. Что касается нормативов потребления на горячую и холодную воду, то изменение нормативов потребления здесь могло бы привести к изменению объемов потребления и недополучение выручки водоканала, например, по городу Брянску за 4 месяца он не добрал бы более 40 млн.рублей, а это треть от всей его выручки за год. В этом случае мы должны были бы учесть эти средства при установлении тарифа в следующем периоде регулирования, что могло бы привести к росту тарифов. Чтобы тарифы не росли мы, таким образом, их регулируем, чтобы выручка поставщиков ресурсов не снижалась. По Брянску, например, нормативы потребления надо снижать, а не повышать, иначе гражданам при установке приборов учёта в домах с низким уровнем затрат, придется делать перерасчет и снижать размер платы за энергоресурсы. И таких случаев может быть много, а значит, выручка поставщиков ресурсов может упасть, и тарифы в следующем периоде регулирования могут повыситься.
12. Лучкин Н.С.: Федеральный закон №261-ФЗ был необходим, его требования надо выполнять. Главная проблема – недостаточная разъяснительная работа с населением, не только в области, но и во всей стране. Необходимо менять отношение органов исполнительной власти и всех участников жилищных отношений к выполнению обязательных требований законодательства.
13. Портянкин Б.А.: Несовершенство законодательства, его противоречивость преувеличены. Они не могут служить оправданием неисполнения обязательных требований законодательства. Тем более, со стороны органов исполнительной власти. В настоящее время на федеральном уровне приняты все необходимые нормативные правовые акты, которые позволяют привлекать средства инвесторов на приемлемых условиях и создавать системы учёта потребления энергоресурсов. Причины, по которым требования закона в Брянской области и Брянске не выполняются, по моему мнению, неубедительны.
Решили:
- Принять к сведению информацию представителей органов государственной власти, фонда реформирования ЖКХ, органов местного самоуправления, ресурсоснабжающих предприятий, общественных организаций о положении дел с выполнением требований федерального и местного законодательства в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Брянской области.
- Несмотря на проделанную работу, отмечается инертность, безынициативность, выжидательность, нерасторопность региональных властей в реализации заданий по энергосбережению, внедрению передовых технологий.
- Несмотря на то, что в области начаты пилотные проекты в сфере энергосервиса, диспетчеризации учёта потребления энергоресурсов в ЖКХ, региональные власти об этих инициативах, порой, не знают, и следовательно, не развивают.
- Отмечается слабая информированность широких слоев населения, управляющих компаний, предприятий ЖКХ о целях, задачах. преимуществах энергосбережения и энергосберегающих мероприятий.
- Брянская областная администрация, местный депутатский корпус слабо пользуется своим правом законодательной инициативы на федеральном уровне для привлечения инвестиций и формирования предложений.
- В целях активизации работы в сфере энергосбережения рекомендовать Администрации Брянской области организовать выездное совещание-семинар с участием в нём экспертов Комитета Госдумы по энергетике.
- Предложить Администрации Брянской области скорректировать тарифную политику и порядок установления нормативов потребления таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчётов по приборам учёта в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ.
- Рекомендовать ускорить принятие нормативных правовых актов, направленных на выполнение условий предоставления финансовой поддержки за счёт средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, а также требований законодательства об энергосбережении.
- До первого апреля 2013 года в Комитете по энергетике Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации провести совещание с той же повесткой дня.
- Оказать администрации Брянской области методическую и экспертную помощь в разработке проекта соглашения и проектов договоров с участниками инвестиционных проектов, направленных на создание систем учёта в муниципальных образованиях и оснащения потребителей приборами учёта.
- Принять к сведению, что после проведения настоящего совещания областная и городская администрации региона проведут совещания по вопросам энергосбережения с участием муниципальных образований, заинтересованных организаций, представителями бизнеса, предпринимателей, общественности.
Председатель Комитета
Государственной Думы
по энергетике И.Д. Грачев