Главная / Аналитика / Опыт энергосбережения / Энергосбережение в России

Брянск. Энергосбережение. Средняя область, средние проблемы, вязкая ситуация.

В Государственной Думе прошло совещание по организации энергосбережения в Брянской области. На примере этого региона был затронут ряд вопросов исполнения законодательства «Об энергосбережении …». Обсуждались в основном вопросы организации учета. Картина, хотя и не полная, но достаточно пестрая. Налицо узел проблем, которые в регионе пытаются решить исходя из исполнения требований законодательства, сталкиваясь с препятствиями. О том, что обсуждали и что получилось - в протоколе заседания. Нужно отдать должное властям Брянской области. Выводы были сделаны в настоящее время ведется активная работа по внесению необходимых корректив в организацию деятельности по энергосбережению.

Брянск. Энергосбережение. Средняя область, средние проблемы, вязкая ситуация.

Государственная Дума

Федерального Собрания Российской Федерации

Комитет Государственной Думы по энергетике

Протокол

совещания у председателя Комитета Грачёва Ивана Дмитриевича

с участием экспертной секции «Системные технологии энергоучёта, энергосбережения и энергетического сервиса»

Москва, Охотный ряд, дом 1 29 января 2013 года

Повестка дня:

О ходе выполнения федерального и регионального законодательства в сфере энергосбережения, энергетических обследований и энергетического сервиса в Брянской области

Председатель совещания:

Грачёв И.Д. председатель Комитета Государственной Думы по энергетике

Присутствовали:

Теплышев В.Ю.

руководитель экспертной секции «Системные технологии энергоучёта, энергосбережения и энергетического сервиса» при Председателе Комитета Государственной Думы по энергетике

Тарасов С.В.

советник руководителя Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства

Байзаков М.Е.

заместитель председателя Консультативного совета при Председателе Комитета Государственной Думы по энергетике

Шкут Н.Г.

исполнительный директор саморегулируемой организации Некоммерческое партнёрство «Межрегиональное объединение по развитию энергосервисного рынка и повышению эффективности» (НП «ЭСМО»)

Портянкин Б.А.

президент Ассоциации энергосервисных компаний и производителей приборов учета «Новое измерение»

Лучкин Н.С.

Председатель Комитета по промышленности, строительству, предпринимательству и собственности Брянской областной Думы пятого созыва

Смоленская А.М.

директор Департамента ТЭК и ЖКХ Брянской области

Калюк Н. А.

Председатель комитета государственного регулирования тарифов Брянской области

Лобода Ф.Г.

заместитель Главы Брянской городской администрации

Ловяго А.П.

заместитель председателя Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации

Литвинов И.И.

генеральный директор ООО «Брянсктеплоэнерго»

Шмелева А.Е.

исполнительный директор СРО НП «Гильдия управляющих компаний Брянской области»

Чепцов В.А.

директор Брянского филиала ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России

Калинина С.В.

Председатель Регионального общественного движения по защите прав собственников «Наш дом»

Аминова Л.М.

помощник депутата Госдумы ФС РФ




Выступили:

1. Грачёв И.Д.: Проблема энергоэффективности и энергосбережения из разряда экономической перешла в разряд политической. На Комитете по энергетике, на различных других площадках мы не раз рассматривали эти вопросы, как с представителями власти, так и с экспертами. Задача повышения энергоэффективности есть, ориентиры также есть, но решаются вопросы крайне медленными темпами. На примере конкретного региона хотелось бы понять, почему пробуксовывают реформы в энергосбережении, что не дорабатывает федеральный центр, власти всех уровней, региональные исполнительные структуры, ресурсоснабжающие организации, предприятия ЖКХ, управляющие компании, энергосервисные компании. Надеюсь, что все присутствующие выскажут своё мнение и внесут предложения по исправлению ситуации.

2. Байзаков М.Е.: Брянская область выбрана не случайно. Регион дотационный, начаты энергосберегающие мероприятия, принят региональный закон по энергосбережению и повышению энергоэффективности, проводятся энергетические обследования предприятий и организаций, энергосервисные компании приступили к установке приборов учёта энергетических ресурсов. Если оценивать мероприятия по энергосбережению, то по основным данным область не лучше и не хуже других, находится на уровне среднероссийских показателей. Но вместе с тем, хотелось бы ожидать более активных результатов в этой сфере. Эксперты Комитета по энергетике и наши партнеры готовы оказать помощь руководству области, районам, предприятия ЖКХ .

3. Калинина С.В.: Несмотря на имеющийся положительный опыт по реализации проектов, связанных с установкой общедомовых приборов учета с привлечением инвесторов, и получения хороших показателей экономии (МУП «Жилкомсервис»), в настоящее время в регионе складывается тревожная обстановка, ставящая под угрозу выполнение условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия развитию ЖКХ согласно Федерального закона №270-ФЗ от 25.12.2012 года, поскольку первоочередным условием участия Программ региона в Фонде является оснащение до 01.07.2013 г. ОДПУ 75 % жилого фонда. В регионе эта цифра на данный момент всего 27 %.

Ситуация такая: с 01.09.2012 г.вступили в силу новые Правила расчетов за жил-ком услуги по Постановлению правительства РФ №354 с внесением новых строк оплаты в квитанциях за общедомовые нужды по новым нормативам по ГВС,ХВС, водоотведению, электроэнергии для населения, не установившего ОДПУ, тем самым стимулируя реализацию положений Закона по энергосбережению №261-ФЗ.

В Брянской области эти нормативы не установили и получили ситуацию: тем жителям, которые установили общедомовые приборы, и полностью, в нужные сроки, выполнили требования закона, с сентября 2012 года стали начислять плату за энергоресурсы, расходуемые на общедомовые нужды. А те жители, которые не установили приборы учета, платят либо по нормативу потребления только за индивидуальное потребление, либо по квартирному прибору учёта, что значительно меньше.

Это несправедливо в отношении законопослушных граждан и не подталкивает и без того неактивное население к установке ОДПУ. Разъяснительная работа с населением в Брянске и Брянской области начата совсем недавно, поэтому сейчас население думает не о том, как устанавливать новые приборы учёта, а как демонтировать те, что уже установлены. Также в области не проводится работа с привлечением инвесторов, без которых региону с этой задачей не справиться самостоятельно: ресурсопоставляющие организации на грани разорения, имеют долги и на кредиты им рассчитывать не приходится, управляющие компании не активны – лишняя головная боль и затраты по обслуживанию дома.

Нам очень нужна поддержка Фонда: предстоит замена старых изношенных сетей тепло-, энерго-водоснабжения, необходимы модернизация и замена котельных и так далее.

4. Теплышев В.Ю.: По моим сведениям, в Брянскую область были направлены предложения об инвестициях в данную сферу на сумму более 1 млрд. руб., а также другие предложения. Однако исполнительная власть проигнорировала эти предложения. Эксперты, энергосервисные компании направляют в регионы предложения помочь администрациям регионов, в том числе Брянской области наладить энергосервис, установить интеллектуальные приборы учета, по самым новейшим технологиям. Но регионы молчат, как - будто им не надо экономить ресурсы и выполнять федеральные задания по энергосбережению. Нам надо понять причины такого бездействия и нерасторопности. И вообще специалисты нашей экспертной секции готовы предложить администрации области, всем районам и заинтересованным организациям алгоритм для понимания и освоения энергосервисных моделей и технологий, с реальной экономией финансовых средств. При этом будут учтены интересы поставщика энергоресурса и потребителя. Бюджет области при этом не пострадает. Готовы осуществить энергосервисные мероприятия за счет энергосервисной компании. Надо, чтобы регионы нас услышали.

5. Смоленская А.М.: Брянская область заинтересована в выполнении условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ и в имеющийся период времени будет содействовать заключению договоров на установку приборов учёта. Главная проблема - отсутствие денег на эти цели в бюджете и у коммунальных предприятий.

6. Чепцов В.А.: Нами проводится мониторинг мероприятий по энергосбережению. Практически все подготовленные энергетические паспорта составлены по результатам проведенных энергетических обследований, но они «пустые», однотипные, не представляют ценности с точки зрения энергосбережения. В жилищной сфере есть дома, которые при установке приборов учёта дают снижение платежей, а есть дома с высокими затратами энергоресурсов, где платежи повышаются. Поэтому, в таких домах вместо того, что бы ставить приборы учёта, надо сначала провести капремонты. Кроме того, в области низкие нормативы потребления энергоресурсов и тот, кто установил прибор учёта, всегда начинает платить больше. Необходимо исправить эти недостатки, навести порядок прежде, чем ставить приборы учёта.

7. Лобода Ф.Г.: Требования Федерального закона № 261-ФЗ для города Брянска неактуальны. В городе примерно 70 % домов нуждается в капитальном ремонте, состояние их очевидно плохое, проводить в таких домах энергетические обследования и ставить там приборы учёта считаю ненужным. Денег на проведение капитальных ремонтов нет. Поэтому необходимо внести поправки в закон.

8. Шмелева А.Е.: Управляющие компании заинтересованы в выполнении требований закона об энергосбережении и получении средств Фонда ЖКХ на капитальный ремонт. Но непонятно, как распределяются обязанности между управляющими и ресурсоснабжающими компаниями, нет образцов договоров. Необходимо срочно повысить нормативы потребления, иначе стимулов ставить приборы учёта у населения не будет, наоборот, их будут выводить из строя.

9. Тарасов С.В.: Выполнение условий предоставления финансовой поддержки Фонда содействия реформированию ЖКХ и программ энергосбережения предполагает привлечение инвестиций. Механизм привлечения инвестиций, финансовые схемы проектов должны прорабатываться с инвесторами в конкретных проектах. Чтобы привлечь инвестиции, необходимо активнее проводить работу с инвесторами, а не перекладывать эту заботу на граждан или ссылаться на несовершенство закона. Фонд ЖКХ активно работает с коллегами из Липецкой, нижегородской области. Чего нельзя сказать о Брянском регионе. Договоры на установку приборов учёта заключаются в соответствии с гражданским законодательством, никакой особой специфики в них нет. Кстати, есть типовые договора на установку приборов учета. Поэтому не стоит тратить время на ожидание каких-то особых документов, надо вести работу, в большинстве регионов так и делают. Сотрудники Фонда ЖКХ готовы оказать информационную поддержку, ответить на любые вопросы. Ваш регион сам должен проявлять настойчивость и инициативу в привлечении инвестиций из Фонда реформирования ЖКХ, как это делают другие территории.

10. Литвинов И.И.: Нами проведена работа по закрытию 48 нерентабельных и малоэффективных котельных без использования средств, заложенных в тарифе компании. Население переводится на индивидуальное отопление. Что касается приборов учёта, то есть судебная практика, согласно которой, установленный поставщиком ресурсов до 1 июля 2012 года прибор учёта не был принят в эксплуатацию, потому что собственники дома приняли иное решение на общем собрании. Мы исследовали свои риски после 1 июля 2012 года, и считаем, что здесь тоже есть риск того, что граждане могут принять иное решение на собрании. Сейчас управляющие компании отказываются от заключения договора поставки тепла и мы вынуждены заключать договоры напрямую с жителями. В этом тоже есть риски при установке нами в домах приборов учёта. Нашей компании осталось установить домовые приборы только в 39 домах.

11. Калюк Н. А.: Пересмотр нормативов потребления по теплу в Брянской области перенесён на 2014 год. Что касается нормативов потребления на горячую и холодную воду, то изменение нормативов потребления здесь могло бы привести к изменению объемов потребления и недополучение выручки водоканала, например, по городу Брянску за 4 месяца он не добрал бы более 40 млн.рублей, а это треть от всей его выручки за год. В этом случае мы должны были бы учесть эти средства при установлении тарифа в следующем периоде регулирования, что могло бы привести к росту тарифов. Чтобы тарифы не росли мы, таким образом, их регулируем, чтобы выручка поставщиков ресурсов не снижалась. По Брянску, например, нормативы потребления надо снижать, а не повышать, иначе гражданам при установке приборов учёта в домах с низким уровнем затрат, придется делать перерасчет и снижать размер платы за энергоресурсы. И таких случаев может быть много, а значит, выручка поставщиков ресурсов может упасть, и тарифы в следующем периоде регулирования могут повыситься.

12. Лучкин Н.С.: Федеральный закон №261-ФЗ был необходим, его требования надо выполнять. Главная проблема – недостаточная разъяснительная работа с населением, не только в области, но и во всей стране. Необходимо менять отношение органов исполнительной власти и всех участников жилищных отношений к выполнению обязательных требований законодательства.

13. Портянкин Б.А.: Несовершенство законодательства, его противоречивость преувеличены. Они не могут служить оправданием неисполнения обязательных требований законодательства. Тем более, со стороны органов исполнительной власти. В настоящее время на федеральном уровне приняты все необходимые нормативные правовые акты, которые позволяют привлекать средства инвесторов на приемлемых условиях и создавать системы учёта потребления энергоресурсов. Причины, по которым требования закона в Брянской области и Брянске не выполняются, по моему мнению, неубедительны.

Решили:

  1. Принять к сведению информацию представителей органов государственной власти, фонда реформирования ЖКХ, органов местного самоуправления, ресурсоснабжающих предприятий, общественных организаций о положении дел с выполнением требований федерального и местного законодательства в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Брянской области.
  2. Несмотря на проделанную работу, отмечается инертность, безынициативность, выжидательность, нерасторопность региональных властей в реализации заданий по энергосбережению, внедрению передовых технологий.
  3. Несмотря на то, что в области начаты пилотные проекты в сфере энергосервиса, диспетчеризации учёта потребления энергоресурсов в ЖКХ, региональные власти об этих инициативах, порой, не знают, и следовательно, не развивают.
  4. Отмечается слабая информированность широких слоев населения, управляющих компаний, предприятий ЖКХ о целях, задачах. преимуществах энергосбережения и энергосберегающих мероприятий.
  5. Брянская областная администрация, местный депутатский корпус слабо пользуется своим правом законодательной инициативы на федеральном уровне для привлечения инвестиций и формирования предложений.
  6. В целях активизации работы в сфере энергосбережения рекомендовать Администрации Брянской области организовать выездное совещание-семинар с участием в нём экспертов Комитета Госдумы по энергетике.
  7. Предложить Администрации Брянской области скорректировать тарифную политику и порядок установления нормативов потребления таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчётов по приборам учёта в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ.
  8. Рекомендовать ускорить принятие нормативных правовых актов, направленных на выполнение условий предоставления финансовой поддержки за счёт средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, а также требований законодательства об энергосбережении.
  9. До первого апреля 2013 года в Комитете по энергетике Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации провести совещание с той же повесткой дня.
  10. Оказать администрации Брянской области методическую и экспертную помощь в разработке проекта соглашения и проектов договоров с участниками инвестиционных проектов, направленных на создание систем учёта в муниципальных образованиях и оснащения потребителей приборами учёта.
  11. Принять к сведению, что после проведения настоящего совещания областная и городская администрации региона проведут совещания по вопросам энергосбережения с участием муниципальных образований, заинтересованных организаций, представителями бизнеса, предпринимателей, общественности.

Председатель Комитета

Государственной Думы

по энергетике И.Д. Грачев

SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →