Главная / Аналитика / Программы энергосбережения / Региональные

Ульяновск. Энергосервис и комплексная модернизация коммунальной инфраструктуры

В Программе модернизации коммунальной инфраструктуры использован целый ряд инновационных механизмов, конструкций и способов, не имеющих аналогии ни в разработках, ни в практике применения в регионах РФ.В основе программы самоокупаемость. Об этом в материале Министра Энергетики и ЖКК Ульяновской области С.В. Гигирева и генерального директора ЭСКО "Потенциал",К.Т.Н., профессора, В.П. Шингарова

Ульяновск. Энергосервис и комплексная модернизация коммунальной инфраструктуры

Отличительные особенности Программы

Программа существенно отличается от действующих в настоящее время в различных регионах РФ тем, что в ней предусматривается реализация мероприятий по комплексной модернизации коммунальных объектов и сетей посредством применения в ней самоокупаемых инвестиционных проектов с расчётным сроком окупаемости в пределах 7 лет. Свойство окупаемости в сфере коммунальных предприятий, деятельность которых подлежит тарифному регулированию, как известно, достигается наиболее трудно по сравнению с предприятиями рыночной сферы. На практике получается, что любая проводимая модернизация низкоэффективных объектов коммунального имущественного комплекса позволяет повысить совокупную эффективность за счёт повышения конечного К.П.Д. системы на 10-14%, что оказывается недостаточным для окупаемости проекта, т.к. примерно на такую же величину вырастают расходы предприятия на покупку газа, электроэнергии, на удорожание ремонта и на другие направления покрытия инфляции.

Такое состояние типично для регионов РФ, поэтому попытки произвести массовый запуск окупаемого бизнеса без значительного объёма бюджетных средств в долевой модернизации под силу только регионам с достаточной бюджетной возможностью, каких в РФ ограниченное число.

Почти трёхлетняя «работа над ошибками», которую мы организовали, объединив профессиональную компетенцию учёных и специалистов – практиков, позволила найти выход из, казалось бы, тупиковой ситуации, особенно присущей для малых и средних городов и поселений.

В Программе использован целый ряд действительно инновационных механизмов, конструкций и способов, не имеющих аналогии ни в разработках, ни в практике применения в регионах РФ.

1. Механизм окупаемости в Программе основан на так называемой «Активной» форме энергосервисного договора (контракта) (ЭСД(К)), благодаря которой становится возможным выйти на управляемую самим исполнителем ЭСД(К) схему образования и расходования фактически сэкономленных платежей за поставляемые энергоресурсы. Это означает, что по конструкции договорных отношений, которая предусмотрена «активной» формой ЭСД(К), исполнитель ЭСД(К) может сам планировать график ежемесячного погашения платежей по банковскому кредиту. Эта особенность разработанной конструкции имеет существенное преимущество перед обычными конструкциями договорных отношений, идентичных обычным договорам подряда, что не имеет с принципами ЭСД(К), установленными законодательством в области энергосбережения, ничего общего. Погашение инвестированных затрат по «активной» форме ЭСД(К) имеет «прозрачную» схему прохождения платежей, что является существенным для кредитующего банка. Оплата за услуги по ЭСД(К) происходит средствами, фактически сэкономленными от платежей за потреблённые ресурсы. Конструкция договорных отношений является на сегодняшний день уникальной, а также единственной конструкцией, которая в буквальной форме раскрывает механизм, изложенный в Бюджетном кодексе РФ в ст. 72 п.3, в статье 20 закона 261-ФЗ и, наконец, в приказе Минэкономразвития РФ от 11 мая 200109г. №174.

2. В Программе применён принцип тиражирования механизмов, конструкций и приёмов, предварительно разработанных и опробованных в рамках опытно-конструкторской площадки. На этом этапе Программы решаются вопросы подбора наиболее приемлемых финансовых схем, механизмов погашения, конструкций и текстов договоров, варианты структурных построений управляющих органов и другие вопросы, не имеющие решений в обычаях делового оборота и требующие совместных оперативных административных или технологических решений.

3. В целях запуска управляемого процесса реализации программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Программе предусмотрено применение разработанного для этой цели отдельного проекта «Механизм управления (коммерциализации) реализацией программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности, выполняемых бюджетными, бюджетозависимыми и регулируемыми организациями». В основе механизма приняты следующие принципы:

  • окупаемость инвестиций на основе «активной» формы ЭСД(К) со сроком порядка не более 7 лет;
  • формирование ведомственных подпрограмм, включающих в себя объектовые данные организаций ведомственной подчинённости. (Такое построение «снизу-вверх» обеспечивает в подпрограмме наличие существенных условий для возможности заключения договора на весь комплекс объектов подпрограммы, что необходимо для привлечения капитала банков в целях инвестирования затрат на весь комплекс в рамках одного договора, а также позволяет обеспечить административное и техническое управление реализацией подпрограммы);
  • включение в ведомственные подпрограммы планы производственного и инвестиционного развития (для регулируемых организаций).

4. Одним из опорных принципов в Программе применён принцип комплексности воздействия мероприятий Программы на все сферы, обеспечивающие конечные значения экономической эффективности хозяйствования коммунального комплекса, обеспечивающего в соответствии с законом 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» жизненно-важные функции проживания на территории и относящиеся по этому закону к «предметам местного ведения». К понятию комплексности относятся

А) в области эффективных технологических решений:

– применение в действующих котельных когенерирующих агрегатов, работающих в базисном режиме по теплу, и в режиме номинальной электрической мощности, при этом теплофикационные котлы переводятся в пиковый режим нагрузки. Расход газа при таком режиме остаётся в том же лимите, т.е. без увеличения потребления в целом по котельной. Применение агрегатов когенерации в Программе предусмотрено «точечное», на уровне НН (низкого напряжения), что обеспечивает экономию в расходах на 3 рубля за 1 кВт.час. Эта экономия в Программе в модернизации теплоснабжения и водоснабжения является основным источником покрытия инвестиций;

- применение принципа «пропорционального развития» коммунального хозяйства муниципального образования на основе Схемы теплоснабжения, Схемы водоснабжения и канализования и Схемы развития электроснабжения с повышением надёжности и качества, а также повышения энергетической безопасности ресурсоснабжения потребителей, в том числе социально значимых за счёт применения когенерирующих установок. Кроме экономической эффективности принцип «пропорционального развития» позволяет на 80% снизить аварийность в системах коммунального тепло-электро и водоснабжения, т.е. решить основную задачу повышения надёжности и качества коммунальных услуг, стоящую перед системой коммунальных предприятий.

Б) в области управления коммунальным комплексом:

- укрупнение разрозненных мелких организаций и построение на их основе единого районного коммунального комплекса с единым центром управления ремонтом и эксплуатации, оперативно-диспетчерской службой, планирования тарифной и нормативной деятельностью, службой сбыта ресурсов и услуг, договорным и технологическим отделом. Сокращение прямых затрат от укрупнения составляет 8-10%, повышение эффективности – до 12% Значительные преимущества объединение приносит в возможностях применения кредитной политики, а также и появляющейся возможности установления единых тарифов на ресурсы и услуги, которые устанавливаются едиными в рамках регулируемого хозяйствующего субъекта, что при образовании региональной управляющей структуры будет означать установление единых по региону тарифов по видам ресурсов и услуг.

5. Разработана так наз. «информационная карта заказчика» в составе материалов проведения конкурса на лучшие условия выполнения Энергетического сервиса, не требующего финансового обеспечения проводимых торгов и которая не позволит выйти победителем торгов авантюрным или низкопрофессиональным участникам.

О реализации Программы

Разработка Программы велась совместными усилиями практикующих в сфере энергетики и ЖКК учёных, представителями бизнеса с участием на заключительном этапе согласования интересов – представителями банковских структур. Постановка задачи организация сотрудничества проходила под управлением районной администрации Ульяновского района Ульяновской области и Министерства энергетики и ЖКК Ульяновской области.

В настоящее время Первым заместителем Председателя Правительства Ульяновской области Пинковым А.П. подписан Протокол участников совещания по вопросам участия в финансировании начального фрагмента 1-й очереди региональной Программы, касающегося модернизации 2-х квартальных котельных районного центра Ульяновского района, выступающего по идеологии Программы опытно-конструкторской площадкой.

Одновременно концепция Программы проходит ведомственное согласование на предмет возможности присвоения ей статуса "особозначимой долгосрочной программы" Ульяновской области.

Инновационность Программы содержится даже в том, что она стала первым документом, которому даст оценку на её востребованность населением Ульяновской области вновь образованный Экспертный совет при Правительстве Ульяновской области, кстати, пока единственный в РФ, в состав которого входят 30 видных представителей, компетентность которых подтверждена либо учёной степенью, либо профессиональной известностью. Понимая внерегиональную значимость Программы, мне хотелось бы получить поддержку для Программы на уровне специалистов Экспертного совета Комитета по энергетике ГД ФС РФ. тем более, что в прошлом году идея «активной» формы ЭСД(К), которая становится в Программе основой самоокупаемых проектов. была поддержана на уровне Рабочей группы по энергоснабжению, энергосбережению и энергоэффективности Общественной Палаты ГД ФС РФ.

Нужно отметить, что в рамках Программы мы взялись за разработку механизмов, аналогов которым до сего времени не создано, поэтому финансирование опытно-конструкторской площадки, формирование проблемных вопросов этой площадки, их решение и опробование – всё это позволит обеспечить коммерческий запуск многочисленных программ энергосбережения и, наконец, решить проблему вовлечения крупного банковского капитала во внутрихозяйственный региональный оборот, уйдя от потерь, неизбежно связанных с внегосударственным инвестированием. Мы убеждены в полезности совместных действий федерального и регионального уровней заинтересованных органов и субъектов, в чьих функциональных обязанностях находятся вопросы продвижения энергетической эффективности экономики России, поэтому вносим предложение по разработке тех или иных форм сотрудничества, которые смогли бы в короткие сроки запустить наиболее сложный этап Программы – опытно-конструкторскую площадку.

Министр Энергетики и ЖКК Ульяновской области С.В. Гигирев

Генеральный директор ЭСКО "Потенциал", К.Т.Н., профессор, эксперт Экспертного совета при Правительстве Ульяновской области, эксперт Экспертного совета Комитета по энергетике ГД ФС РФ В.П. Шингаров

05.03.2013  |  Региональные
SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →