Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяет, что Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет сбор, обработку, систематизацию, анализ, использование данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных энергетических обследований, а также данных энергетических паспортов, составленных по результатам добровольных энергетических обследований, в соответствии с требованиями, определенными Правительством Российской Федерации.
В реализацию поставленной в указанной выше задачи часть 4 той же статьи устанавливает, что Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти должен обеспечить прием копий энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных энергетических обследований.
В целях единства представляемой в уполномоченный орган информации часть 8 статьи 15 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ указывает, что Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти устанавливаются требования к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, а также к энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, в том числе требования к его форме и содержанию.
В тексте Требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, утверждённых приказом Минэнерго России № 182 от 19.04.2010, отражен:
- перечень разделов, которые должен содержать энергетический паспорт, составленный по результатам обязательного энергетического обследования или на основании проектной документации, со ссылкой на приложения, устанавливающие форму изложения показателей, а также норма о необходимости заполнения определённых приложений в случаях присутствия у обследуемого лица обособленных подразделений.
Никаких требований к содержанию энергетического паспорта по сути заполнения показателей, в указанных Требованиях не отражено.
Однако, не смотря на то, что в представляемых в Минэнерго России (Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти) копиях энергетических паспортов включены разделы, перечисленные в Требованиях, оформленные по отражённым в приложениях к Требованиям формам, Минэнерго России не принимает представленный копии, в связи с их несоответствиям требованиям законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования и возвращает их для устранения замечаний.
Форма изложения в сообщениях о возврате на доработку замечаний начиная с декабря 2012 года не позволяет однозначно определить что именно не соответствует требованиям.
Следует заметить, что пункт 6. ПРАВИЛ НАПРАВЛЕНИЯ КОПИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПАСПОРТА, СОСТАВЛЕННОГО ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ, В МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, утверждённых приказом Минэнерго России № 182 от 19.04.2010 в первоначальной редакции, определял, что «Министерство рассматривает копию энергетического паспорта в течение 10 дней с даты её получения и по итогам рассмотрения принимает решение о приеме копии энергетического паспорта либо направляет саморегулируемой организации, направившей соответствующую копию энергетического паспорта, мотивируемый отказ от приема копии энергетического паспорта».
Пункт 8. ПРАВИЛ НАПРАВЛЕНИЯ КОПИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПАСПОРТА, СОСТАВЛЕННОГО ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ, В МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, утверждённых приказом Минэнерго России № 577 от 08.12.2011, устанавливает, что в случае направления копий энергетических паспортов с нарушением требований настоящих Правил, либо несоответствия копии энергетического паспорта требованиям законодательства Российской Федерации об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, Министерство вправе вернуть представленные документы саморегулируемой организации для устранения выявленных нарушений.
При сравнении норм возврата копий энергетических паспортов в первоначальной редакции и последней (действующей) редакции выявляется отсутствие слова «мотивируемый отказ».
Принимая во внимание, что Методики заполнения энергопаспорта, носящей официальный характер, т.е. утвержденной Минэнерго, не существует, а рекомендации Департамента энергоэффективности и модернизации ТЭК (Минэнерго) не содержат правовых норм или правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не являются нормативным правовым актом (как например письмо № 02-1786 от 26.11.2012г. за подписью Зам. директора А.И. Кулапина и исполненное специалистом Департамента Р.В. Неуступкиным), мотивируемый отказ изложить сложно.
Из анализа замечаний по различным паспортам, проверенным Минэнерго в различные периоды (2011-2012 годов) и выданные после проверки различными специалистами, очевидно, что в замечаниях по одним паспортам указаны ошибки, не отражённые в замечаниях по другим подобным паспортам. Это приводило к необходимости корректировки энергопаспортов под постоянно меняющиеся субъективные требования специалистов Департамента энергоэффективности и модернизации ТЭК (Минэнерго) (с учётом смены и самих специалистов).
Складывающаяся неоднозначная ситуации, на наш взгляд, и послужила основанием для не предоставления мотивируемых отказов в приеме копий энергетических паспортов.
В связи с вышеизложенным и во исполнение Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части обеспечения Минэнерго России приема копий энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных энергетических обследований, предлагаем:
- утвердить методический документ, регламентирующий оформление энергетических паспортов, составленных по результатам обязательного энергетического обследования, с отражением требований к содержанию и изложению показателей энергетического паспорта при заполнении установленных форм;
- до момента вступления в силу указанного выше методического документа, в случаях выявления несоответствий в представленных копиях энергетических паспортов требованиям законодательства Российской Федерации об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, направлять в адрес саморегулируемой организации, представившей такие копии энергетических паспортов, мотивированный отказ, с указанием на показатели, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, без учёта субъективного мнения отдельного специалиста Департамента энергоэффективности и модернизации ТЭК, и основанный на едином подходе к трактовке норм законодательства при проведении проверки.